Методы коммерческого финансирования инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:26, контрольная работа

Описание работы

Об актуальности и необходимости исследования данной темы по контрольной работе свидетельствует, что в настоящее время инновационная деятельность является синонимом успешного развития для каждого предприятия любого сектора экономики. Инновационная деятельность предприятия определяется как разработка и реализация научно-технических достижений, создание новой конкурентоспособной продукции и ее производство на уровне современной техники и технологии в целях получения максимально возможной прибыли. В условиях современной экономики без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны.

Содержание

Введение 3
1 Методы коммерческого финансирования инновационной деятельности 4
2 Источники прямого финансирования инновационной деятельности 6
3 Источники косвенного финансирования инновационных проектов 16
4 Методы государственного финансирования инновационной деятельности 17
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Работа содержит 1 файл

Контрольная по Управление инновац процессами.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

     5. То же при привлечении вкладов в натуре от партнеров в уставные фонды собственного либо целевого совместного предприятия, в обеспечение совместных проектов или консорциумов;

     6. Привлечение трудовых ресурсов, найм работников с оплатой  в ценных бумагах фирмы, выпущенных под инновационный проект (практически с оплатой будущими дивидендами из прибылей по инвестиционному проекту).

     Суть  данных методов финансирования очевидна и сводится к тому, что обеспечение  инновационных проектов осуществляется непосредственно потребными для их реализации материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами - минуя стадию привлечения денег и расходования их на приобретение этих ресурсов.

4. Методы государственного  финансирования инновационной  деятельности 

 

     В целях реализации государственной научно-технической политики государственными органами ежегодно выделяются ассигнования на финансирование научной, научно-технической и инновационной деятельности из бюджета и других контролируемых ими источников. 
 

     Рисунок3: Основные источники прямого государственного финансирования инновационной деятельности в РФ

инновационной деятельности в РФ 
 

 
 

 
 

 
 
 
 

                                                                финансовые  средства                                                                

                                            

         финансовые  средства                                                            финансовые  средства           

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Как можно видеть, государство выступает  в роли своеобразного хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации приоритетных инновационных проектов. При проведении собственной инновационной  политики государство воздействует на производственные инновации и инвестиционный климат. В современном промышленном комплексе доля инвестиций в развитие составляет около 45% в национальном доходе.

     Государство заинтересовано в поддержке инновационной  деятельности науки по следующим  причинам:

     1. необходимость проведении фундаментальных исследованиях, почти не выполняемых частным бизнесом в связи с длительными сроками проведения, неопределенностью затрат, результатов и сроков, а также из-за того, что результаты фундаментальных исследований не имеют коммерческого значения и риска того, что результаты фундаментальных исследований могут оказаться у конкурентов;

     2. необходимость осуществления масштабных  дорогостоящих проектов, для проведения  которых у отдельных фирм может  быть недостаточно средств;

     3. необходимость проведения НИОКР в отраслях с высокой долей государственной собственности или в приоритетных для государства сферах (экология, медицина, социальная сфера, строительство очистных сооружений);

     4. необходимость проведения НИОКР  военного значения и в области  разработки космической техники.

     Государству это в некоторой степени выгодно  и поэтому оно стимулирует  инновационную деятельность, предоставляя госзаказы на проведение НИОКР, гранты организациям-исполнителям НИОКР, выделяя  средства на развитие и модернизацию опытно-экспериментальной базы и просто формируя благоприятные экономические условия для инновационной деятельности (это включает в себя формирование нормального финансового рынка, законодательное регулирования отношений в инновационной сфере и поощрение экспорта наукоемкой технической продукции). Бюджетному финансированию присущи следующие принципы: получение максимального и социального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ресурсов; предоставление бюджетных средств фирмам, предприятиям и организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований. Принципиально новым в практике последних лет является избирательное частичное финансирование конкретных проектов и формирование состава таких проектов по принципу конкурсности и возвратности. Объектами прямой государственной финансовой поддержки в инновационной сфере являются:

     1. НИОКР оборонного производства  или военного характера, космические  исследования. Результаты профинансированных  оборонных НИОКР могут быть использованы либо по прямому назначению, т.е. для организации и производства новой техники и вооружений (при этом может преследоваться следующие две цели - поставка новых видов военной техники в действующую армию и экспорт военной техники за рубеж) или запатентованы и также экспортировав за рубеж. Оборонные НИОКР могут также использоваться в производстве необоронной продукции. Это так называемые критические технологии двойного назначения;

     2. НИОКР гражданского назначения, как-то: финансирование фундаментальных и крупных прикладных исследований, проводимых академическими НИО; финансирование непроизводственных НИОКР (в области медицины, строительства очистных сооружений, оказании коммунальных услуг); важнейшие НИОКР, выполняемые на уровне государственных программ.

     Финансирование  научной, научно-технической и инновационной  деятельности является приоритетным направлением государственной бюджетно-налоговой  политики . Объем обязательных ежегодных  финансовых ассигнований выделяется в  расходной части республиканского бюджета отдельной строкой по представлению

     Формы государственного участия в финансировании инновационной деятельности из средств  республиканского и местных бюджетов осуществляется через президентские, научно-технические программы (государственные, отраслевые, территориальные и межгосударственные), программы поддержки предпринимательства, инновационные проекты, участие государства в создании элементов инновационной инфраструктуры, подготовку кадров для инновационной деятельности.

     Система финансирования является одним из основных инструментов реализации государственной политики в области инновационной деятельности. В условиях перехода к рыночным отношениям в научно-технической сфере, система финансирования должна адекватно реагировать на изменяющиеся условия экономической жизни в целях достижения максимально возможной эффективности. В банках для малого предпринимательства установлены более жесткие условия по обеспечению кредита, да и сами предприятия этого сектора зачастую не имеют достаточного залога. Поэтому для малых инновационных предприятий выгоднее обращаться к бюджетному финансированию, инновационным фондам.

     Средства  направляются на финансирование инновационной  части проекта, связанной с выполнением  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ. Объём выделяемых средств может составлять до 50% от общего объема средств, выделяемых для финансирования всего проекта. Остальная часть средств должна быть представлена из других внебюджетных источников. За время своего существования Белинфонд профинансировал свыше 30 инновационных проектов общей стоимостью более 2,5 миллиона долларов США. Три предприятия уже полностью рассчитались с фондом по взятым кредитам, выразив желание продолжить сотрудничество. Однако, инновационные предприятия не осведомлены о возможности получения средств в Белинфонде. Опрос показал, что 48% предприятий ничего не знает об этом фонде, 49% знают, но не обращались к его услугам, и только 3% привлекали средства Белинфонда для финансирования своей деятельности.

     Программы финансирования средствами республиканских и местных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов труднодоступны для инновационных предприятий Республики Беларусь или не популярны среди них. Одной из причин является долгое и сложное оформление, как подачи заявки на проекты, так и отчетности по его выполнению.

     Еще одним сдерживающим фактором развития инновационного предпринимательства  является права на результаты исследований. Если исследования выполнялись за счет средств вышеуказанных фондов, то результат передается государственному заказчику.

     В России на данный момент сложилась  такая же ситуация, однако, Минпром  РФ представил в правительство проект постановления, предусматривающего, что  права на результаты научно-технической  деятельности, полученные за счет федерального бюджета, будут на безвозмездной основе закреплены за исполнителем. Государству же будут принадлежать оборонные разработки. Главным аргументом министерство промышленности выдвигает тот факт, что в США и Англии, где "идеи", профинансированные государством, передаются исполнителю, - в хозяйственный оборот вовлечено до 70% результатов научной деятельности .

     Налоговая и таможенная система, законодательное  обеспечение добросовестной конкуренции, охраны и защиты прав на интеллектуальную собственность должны создавать у всех участников инновационного процесса – ученых и разработчиков, производителей и инвесторов – высокие мотивации в быстром использовании результатов научных исследований и разработок, т.е. введении интеллектуальной собственности в экономический оборот.

                                                                                                                             

 
 

Заключение 

     На  этом заканчивается рассмотрение методологии  источников финансирования инновационных  проектов. В работе была сделана попытка рассмотреть так называемые рыночную и нерыночную области управления процессом создания инноваций, последить их взаимосвязь, а также проанализировать оптимальный набор методов финансирования проектов с точки зрения фирмы и с точки  зрения государства и фирмы. Т.е., в частности, процесс выделения бюджетных ассигнований воспринимается как предоставление фирмам заемных средств, при этом анализируются альтернативные возможности получения этих средств.

     Надо  отметить, что проблема поиска оптимального инструментария финансирования деловых операций очень важна, поскольку объем и характер ресурсов, которыми располагает инновационная фирма - это одна из важнейших составляющих, которая определяет ее инновационную стратегию. От того, в какой степени в настоящее время внедряемые инвестиционные проекты учитывают передовые, прогрессивные технические и технологические тенденции, на микро-уровне зависит размер получаемой фирмами прибыли, а на макро-уровне это выражается в повышении уровня НТП и конкурентоспособности страны на международных рынках.

     К сожалению, единой стратегической инициативы, которая генерировала бы существенное увеличение активности инновационного предпринимательства в России пока нет, поэтому поддержка развития деятельности инновационных фирм требует широкого круга государственных акций, направленных на стимулирование предпринимательской активности в инновационной сфере.

      Список использованной литературы:

 
 

      1        Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджемнта/Под ред. В.А. Швандара. - М., ЮНИТИ, 1999

     2         Мотовилов О.В. Роль государства в формировании системы инновационного финансирования/Российский путь в экономике. - №7, 1996

  1.   Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство. - М., Инфра-М, 1997
  2. Финансирование и кредитование инновационной деятельности/Под ред. Валдайцева С.В., Мотовилова О.В. - СПб, СПбГУ, 1993
  3. Экономика предприятия/Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. - М., Банки и биржи, 1998
  4. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами/Под ред. Валдайцева С.В. - СПб, СПбГУ, 1995 
  5. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М., "Бизнес школа "Интел-Синтез", 1998
 
     
  1. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и  финансирование инвестиций. - М., Финансы  и статистика, 2000
 
 
 
 
 

       

Информация о работе Методы коммерческого финансирования инновационной деятельности