Национальная инновационная система России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:50, доклад

Описание работы

Многочисленные дискуссии и выступления на тему развития в России инновационной экономики, так или иначе, затрагивают вопросы формирования национальной инновационной системы (НИС).
К сожалению, отсутствует общепринятое понимание, что такое национальная инновационная система и какие элементы в нее входят (или должны входить). Еще сложнее обстоит дело с принципиальными подходами к созданию НИС, а хаотичное создание отдельных элементов, которые вроде бы должны стать элементами НИС (технопарки, фонды, целевые корпорации и т.п.), не приводит к ожидаемому результату.

Работа содержит 1 файл

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ.doc

— 356.00 Кб (Скачать)


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

 

1.1 Понятие, сущность и признаки НИС

 

Многочисленные дискуссии и выступления на тему развития в России инновационной экономики, так или иначе, затрагивают вопросы формирования национальной инновационной системы (НИС).

К сожалению, отсутствует общепринятое понимание, что такое национальная инновационная система и какие элементы в нее входят (или должны входить). Еще сложнее обстоит дело с принципиальными подходами к созданию НИС, а хаотичное создание отдельных элементов, которые вроде бы должны стать элементами НИС (технопарки, фонды, целевые корпорации и т.п.), не приводит к ожидаемому результату.

В современных условиях основой динамичного развития любой экономической системы выступает инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень ее конкурентоспособности. Степень развития национальной инновационной сферы формирует основу устойчивого экономического роста, является необходимым условием полноправного участия страны в мировом разделении труда. С целью активизации инновационных процессов в ряде стран начиная с середины 80-х годов сформированы национальные инновационные системы выступающие основой развития инновационной экономики. Инновационная система позволяет повысить интенсивность экономического развития страны за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности.

Следует уточнить смысл каждой составляющих данного понятия: «инновации» и «система».

Под «инновациями», или инновационной деятельностью, чаще всего понимается создание и внедрение фирмами продуктов и производственных процессов, являющихся новыми для этих фирм. Таким образом, говоря об инновационной системе, исследователи, придерживающиеся этого определения (например, Нельсон и Розенберг), сосредоточивают внимание на технологических инновациях. Однако ряд других авторов (например, Лундвалл, Фриман) рассматривает также и нетехнологические инновации, - в частности, институциональные инновации, социальные и образовательные инновации, а также организационные изменения.

В последнее время основным источником стандартизированного подхода в области инновационного управления признаются рекомендации и исследования Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). В частности, в докладе «Национальные инновационные системы» приводятся следующие определения термина «Национальная инновационная система» [1]:

–        «…сеть частных и государственных институтов, чья активность и взаимодействие инициируют, развивают, модифицируют и распространяют новые технологии…» [2];

–        «…элементы и взаимоотношения в ходе производства, распространения и использования новых, экономически полезных, знаний,… рассматриваемые в рамках отдельных стран» [3];

–        «...комплекс институтов, взаимоотношения которых определяют инновационное развитие ... национальных компаний…» [4]

–        «…национальные институты, их структура и компетенции, которые определяют уровень и направление технологического развития в стране…» [5];

–        «…набор отдельных учреждений, которые совместно и индивидуально способствуют разработке и распространению новых технологий и которые определяют рамки, в которых правительство осуществляет стимулирующую инновации политику. Таким образом, это система взаимосвязанных учреждений для создания, хранения и передачи знаний, навыков и артефактов, которые определяют новые технологии…» [6].

Системный характер понятия инновационной системы означает, что технологическое развитие рассматривается не в виде цепочки односторонне направленных причинно-следственных связей, ведущих от НИОКР к инновациям, но как процесс взаимодействия и обратных связей между всем комплексом экономических, социальных, политических, организационных и других факторов, определяющих создание инноваций.

Множество вариантов трактовки понятия НИС обусловлены, с одной стороны, различиями в понимании терминов составляющих это понятие, исходными позициями исследователей, с другой, существуют объективные межстрановые различия между инновационными системами конкретных стран. На основе изучения особенностей различных подходов к определению НИС, в работе дается следующие ее определение: НИС – совокупность хозяйствующих субъектов (предприятия, научные учреждения, потребители) и институтов (правовых, законодательных, финансовых, социальных), взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования конкурентоспособных знаний и технологий, направленных на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы и способствующих повышению конкурентоспособности ее субъектов (предприятий, регионов, страны в целом) в том числе на международном уровне.

На сайте «Федеральный портал по научной и инновационной деятельности» ФГУ ГНИИ ИТТ представлено следующее определение: «Национальная инновационная система (НИС) - совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в стране» [7].

Важнейшими характеристиками сущности НИС являются:

        взаимодействие между субъектами инновационной деятельности;

        сквозной и многоуровневый характер;

        включает ряд взаимосвязанных составляющих (элементов);

        решающая роль в ее формировании и развитии принадлежит государству;

        является составной частью экономической системы страны и выполняет роль связующего звена между макроэкономической политикой, наукой, образованием, наукоемкой промышленностью и рынком;

        направлена на достижение стратегических целей макросистемы, подчинении им всех стадий инновационного процесса; производимые знания, технологии, инновации в рамках НИС должны быть конкурентоспособными как внутри страны, так и на мировом рынке.

Cсовременная НИС формируется, исходя из общей государственной макроэкономической политики и нормативной правовой базы, обеспечивающей реализацию данной политики. Основными элементами инновационной системы являются следующие подсистемы (рисунок 1): генерации знаний, образования и профессиональной подготовки, производство продукции и услуг, инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Основные подсистемы национальной инновационной

системы и взаимодействие между ними

Учитывая, что функционирование НИС строится исходя из условий рыночной экономики, сам по себе рынок наукоемкой продукции и услуг может рассматриваться как одна из подсистем НИС.

Основу НИС составляет подсистема генерации знаний, которая представляет собой совокупность организаций, выполняющих фундаментальные исследования разработки, а также прикладные исследования.

Современную национальную инновационную систему можно охарактеризовать как совокупность взаимодействующих элементов государственных и негосударственных секторов экономики, которые обеспечивают оперативное преобразование научных знаний в современные технологии, новые материалы и иную конкурентоспособную продукцию, и представлена на рисунке 2 [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Схема национальной инновационной системы

 

Сформированная таким образом государственная инновационная политика и инновационная система России вполне может содействовать трансформации опыта зарубежных компаний. Уже существует опыт инновационной деятельности отдельных компаний, относящихся к частнопредпринимательскому сектору [9].

Современная структура национальной инновационной системы с учетом частнопредпринимательского сектора представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3 - Структура национальной инновационной системы

 

В настоящее время в России действует ряд финансовых институтов, созданных с участием государства и призванных стимулировать процессы коммерциализации.

В рамках исследований инновационной системы центральное место занимают определение основных элементов инновационной системы и анализ форм циркуляции знаний внутри инновационной системы. Как уже говорилось выше, набор элементов, входящих в инновационную систему, не является жестко фиксированным.

Тем не менее, обобщая проведенные за последние годы исследования, можно назвать те элементы, которым уделяется основное внимание большинством авторов.

Во-первых, это комплекс институтов, участвующих в производстве, передаче и использовании знаний: фирмы и образуемые ими сети; научная система; другие исследовательские учреждения; элементы экономической инфраструктуры.

Во-вторых, это все остальные элементы, влияющие на инновационный процесс: контекст, создаваемый макроэкономической политикой и другими формами государственного регулирования, система образования и профессиональной подготовки, особенности товарных рынков, рынков факторов производства и рынка труда, система финансирования инноваций, коммуникации.

Практически во всех работах, посвященных инновационной системе, акцентируется внимание на том, что потоки технологий и информации между людьми, предприятиями и институтами играют ключевую роль в инновационном процессе. Технологическое развитие является результатом сложного комплекса взаимосвязей между участниками системы - предприятиями, университетами и государственными научными учреждениями. Поэтому в исследованиях по инновационной системе важное место занимают измерение и оценка потоков знаний и информации. Можно выделить четыре типа таких потоков [10].

1 Взаимодействие между предприятиями, прежде всего совместная исследовательская деятельность и другое техническое сотрудничество. Основными методами здесь являются обследования фирм и обследования на основе литературных источников. В последнем случае информация о промышленных альянсах собирается на основе обзоров газетных и журнальных статей, специализированных книг и журналов, а также ежегодных отчетов корпораций и промышленных справочников.

2 Взаимодействие между предприятиями, университетами и государственными научными учреждениями. В материалах по инновационной системе подчеркивается, что качество научных исследований, финансируемых государством, и взаимодействие научных учреждений с промышленностью может быть одним из наиболее важных национальных активов при продвижении инноваций. Финансируемые государством исследовательские учреждения являются для промышленности источником не только фундаментальных знаний, но и новых методов, инструментов и полезных навыков. Потоки знаний между государственным и частным секторами можно измерять различными способами, но в национальных инновационных обследованиях применялись преимущественно четыре инструмента: индикаторы совместной исследовательской деятельности, совместные патенты и совместные публикации, анализ цитирования, обследования фирм.

3 Распространение технологий. Наиболее традиционным типом потока знаний в инновационной системе является распространение технологии в форме новых машин и оборудования. Для разных стран и секторов экономики характерны разные темпы внедрения технологий. В то же время очевиден тот факт, что инновационная активность фирм все больше зависит от использования технологий, созданных вне этих фирм. Знания о технологиях могут быть получены от потребителей и поставщиков, а также от конкурентов и государственных учреждений. Распространение технологий особенно важно для традиционных производственных отраслей и сферы ус-луг, которые сами могут не проводить НИОКР и не создавать инновации. По этой причине в странах ОЭСР внедряется значительное количество государственных программ, направленных на передачу технологий в промышленность. При проведении эмпирических исследований в данной области наиболее часто используются обследования фирм и измерение межфирменных потоков НИОКР через приобретение машин и оборудования.

4 Мобильность рабочей силы. Движение людей и знаний, носителями которых они являются («неявные знания») - это один из ключевых потоков внутри инновационной системы. Большинство исследований по передаче технологий показывают, что навыки и коммуникационные возможности персонала играют критически важную роль при внедрении новых технологий. Инвестиции в продвинутые технологии должны сопровождаться развитием этой «способности к внедрению», которая в значительной степени определяется квалификацией, навыками и мобильностью рабочей силы. Мобильность рабочей силы измеряется с помощью разных подходов, наиболее эффективным из которых оказалось использование статистики рынка труда для выявления движения персонала с определенными навыками между различными отраслями промышленности, а также между промышленным сектором, исследовательским сектором и сектором высшего образования.

Информация о работе Национальная инновационная система России