Оценка и формирование инновационного потенциала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 18:17, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время даже в условиях финансовых, экономических и других потрясений инновационная деятельность воспринимается предприятиями как основа их выживания и развития вне зависимости от предпринимательской специализации и организационно-правовой формы. Ориентация на инновационный путь развития порой требует коренной перестройки всей системы управления, создания на основах современных концепций менеджмента системы оперативного поиска новых сфер и способов формирования и реализации собственного инновационного потенциала.

Содержание

Введение 3
1 Основные теоретические аспекты исследования и оценки инновационного потенциала. 4
1.1 Инновационный потенциал промышленного предприятия. 4
1.2 Приоритетность интеллектуального потенциала в формировании инновационного потенциала предприятия. 7
1.3 Формирование инновационного потенциала организации. 10
1.4 Методика оценки инновационного потенциала организации. 18
2 Оценка инновационного потенциала ЧПУП «Амкодор–Логойск». 23
2.1 Анализ производственно–хозяйственной деятельности предприятия. 26
2.2 Оценка инновационного потенциала ЧПУП «Амкодор–Логойск». 28
2.3 Проблемы инновационной активизации предприятия. 31
3 Предложения по совершенствованию инновационного потенциала предприятия. 32

Работа содержит 1 файл

Курсовой.docx

— 94.73 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

Кафедра экономики промышленных предприятий 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

       по дисциплине: Экономика и управление инновациями

       на тему: Формирование и оценка инновационного потенциала организации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студент ВШУБ, 5-й курс, ВВП-4     Ковалев Н.В. 
 
 

Руководитель        Нелюбин С.Д. 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2012

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
1 Основные теоретические  аспекты исследования и оценки инновационного потенциала. 4
1.1 Инновационный потенциал промышленного предприятия. 4
1.2 Приоритетность  интеллектуального потенциала в  формировании инновационного потенциала предприятия. 7
1.3 Формирование  инновационного потенциала организации. 10
1.4 Методика оценки инновационного потенциала организации. 18
2 Оценка инновационного потенциала ЧПУП «Амкодор–Логойск». 23
2.1 Анализ производственно–хозяйственной  деятельности предприятия. 26
2.2 Оценка инновационного потенциала ЧПУП «Амкодор–Логойск». 28
2.3 Проблемы инновационной  активизации предприятия. 31
3 Предложения по совершенствованию инновационного потенциала предприятия. 32
Заключение 33
Список  использованной литературы 34

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время даже в условиях финансовых, экономических и других потрясений инновационная деятельность воспринимается предприятиями как  основа их выживания и развития вне  зависимости от предпринимательской  специализации и организационно-правовой формы. Ориентация на инновационный путь развития порой требует коренной перестройки всей системы управления, создания на основах современных концепций менеджмента системы оперативного поиска новых сфер и способов формирования и реализации собственного инновационного потенциала.

     Для использования инновационной деятельности как орудия коренного преобразования и роста предприятия, руководство  должно иметь представление о  понятии и принципах организации  инновационной деятельности, а также  уметь оценить результаты этой работы. Это обусловливает целесообразность разработки тематики формирования и оценки инновационного потенциала организации. Целью данной работы является рассмотрение процессов формирования и оценки инновационного потенциала предприятия. Основными задачами при этом будут: определение понятия инновационного потенциала, разработка подходов к оценке уровня инновационного потенциала и рассмотрение проблемы на примере предприятия.

 

  1. Основные теоретические аспекты исследования и оценки инновационного потенциала.
 
    1. Инновационный потенциал промышленного  предприятия.
 

     Понятие потенциала тесно связано со структурой целей и обычно определяется как "совокупность возможностей" предприятия. В экономической литературе под потенциалом предприятия принято понимать совокупность ресурсов, которые характеризуют его силу, источники, возможности, средства, запасы, способности и другие производственные резервы, которые могут быть использованные в экономической деятельности. Однако понятие "потенциал" нельзя суживать только к производственным характеристикам. Общий потенциал предприятия может быть структурирован из производственно-технологического потенциала, научно-технического потенциала, финансово-экономического потенциала, кадрового потенциала и инновационного потенциала.

     Модель  потенциала любого предприятия можно представить:

     - имеющимися объемами и качеством ресурсов (численностью занятых, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами или материальными запасами, финансами и невещественными ресурсами – патентами, лицензиями, информацией, технологией);

     - способностью персонала (специалистов, рабочих, вспомогательного персонала) к созданию определенной продукции, другими словами – его образовательным, квалификационным, психофизиологическим и мотивационным потенциалом;

     - способностью менеджмента оптимально использовать имеющиеся ресурсы предприятия (подготовкой, талантом и профессиональной адаптацией менеджеров, умением создавать и обновлять организационные структуры предприятия);

     - инновационной способностью (то есть способностью предприятия к обновлению производства, изменения технологии, других инноваций);

     - информационными характеристиками (то есть способностью накапливать, обрабатывать и систематизировать информацию для ее использования);

     - финансовыми характеристиками (кредитоспособностью предприятия, внутренней и внешней задолженностью и тому подобное)

     Между инновационным потенциалом и  другими составляющими общего потенциала предприятия существуют сложные  диалектические связи, поэтому очень сложно выделить часть инновационного потенциала в общем потенциале организации.

     Под инновационным потенциалом организации  можно определить совокупность научно-технических, финансово-экономических, производственно-технологических и кадровых факторов, образующих единую систему и способную обеспечить успешное функционирование и развитие организации, восприятие и реализацию инновационных изменений.

     В рыночных условиях инновационный потенциал  формируют все ресурсы, которые  обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия путем разработки и ввода инноваций. Наряду с производственным, финансовым, маркетинговым, трудовым, управленческим и коммуникационным потенциалами инновационный потенциал играет существенную роль в экономическом росте субъектов хозяйственной деятельности.

     Инновационный потенциал формируется из двух основных материальных и невещественных составляющих: инновационный потенциал материальных ресурсов; интеллектуальный потенциал. Каждый из элементов инновационного потенциала имеет свои специфические особенности, подлежит влиянию различных факторов и в зависимости от уровня развития может быть отнесен к сильным или слабым сторонам организации. Структура элементов инновационного потенциала представлена на рис. 1.

     Материальные  ресурсы инновационного потенциала вмещают основные средства и оборотные  активы. Основные средства - материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе

Инновационный потенциал  организации

Инновационный потенциал материальных ресурсов

Интеллектуальный  потенциал 

В основных средствах

В оборотных  активах

Маркетинговые ресурсы

Нематериальны активы

Управленческо-инфраструктурные ресурсы

Трудовые  ресурсы

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Структурные элементы инновационного потенциала. 

производства  или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он длиннее года).

     К основным средствам инновационной  деятельности можно отнести необоротные  материальные активы, в частности  машины, оборудование, транспортные средства, инструменты и приборы, а также  библиотечные фонды. Объект основных средств признается активом, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды от его использования и стоимость его может быть достоверно определена.

     Другой подход к оценке инновационного потенциала материальных ресурсов заключается в использовании коэффициенту, который определяет инновационность материальных ресурсов К (0 < К < 1). Обычно, коэффициент К зависит от отрасли деятельности предприятия и его инновационной активности, и оценивается экспертами.

     Материальные  ресурсы предприятия отображаются в балансе предприятия как  активы. Традиционно считается, что  именно основные средства и оборотные  активы, а также способность предприятия  эффективно их использовать определяют потенциал предприятия. Но в то же время в невещественные и рыночные активы, трудовые ресурсы в настоящее время являются не менее важным источником создания стоимости предприятия 

    1. Приоритетность  интеллектуального  потенциала в формировании инновационного потенциала предприятия.
 

     До  недавнего времени понятие "интеллектуальный потенциал" использовалось в узком  понимании на уровне показателей  количества запатентованных предприятием результатов научно-исследовательских работ и тому подобное. В современных условиях нецелесообразно останавливаться лишь на такой сравнительно узкой трактовке интеллектуального потенциала, ведь внешняя среда стимулирует предприятие к поиску и развитию других не менее важных форм невещественных активов предприятия. Развивая достижение зарубежных и отечественных ученых, целесообразно употреблять термин «интеллектуальный потенциал» как составляющую инновационного потенциала, которая в результате его реализации в ходе экономического развития предприятия, трансформируется в интеллектуальный капитал. Учитывая неоднородность интеллектуального потенциала среди его ресурсов целесообразно различать невещественные активы, маркетинговые, управленческо-инфраструктурные и трудовые ресурсы. Основные составляющие элементы, которые формируют интеллектуальный потенциал, приведены в таблице. 1.

     Нематериальные  активы – неовеществлённые активы, то есть немонетарные активы, которые не имеют материальной формы, могут быть идентифицированные (отделенные от предприятия) и содержаться предприятием с целью использования в течение периода более одного года

          Таблица 1

          Основные  составляющие инновационного потенциала организации

Потенциал материальных ресурсов Интеллектуальный  потенциал
Основных  средств (техническая база инновационной  деятельности)
  • основное и вспомогательное научно-исследовательское оборудование
  • компьютерный парк
  • логистические ресурсы
  • здания и сооружения
  • передаточные устройства
  • библиотечный фонд
Нематериальных  активов
  • патент
  • авторское право
  • права на дизайн
  • производственные секреты (ноу-хау)
  • товарные знаки, знаки обслуживания
Оборотных активов инновационной деятельности
  • запасы, товары
  • векселя получены
  • дебиторская задолженность
  • текущие инвестиции
  • денежные средства и их эквиваленты
  • другие оборотные активы
Маркетинговых ресурсов
  • маркетинговый опыт
  • реакция предприятия
  • клиентурная база
  • благосклонность потребителей
  • портфель заказов
  • франшизные соглашения
  • лицензионные соглашения
    Управленческо-инфраструктур-ных ресурсов
  • организационная культура
  • концепции управления
  • коммуникационные сети
  • информационные технологии партнерские отношения с поставщиками и посредниками(логистическая цепь поставок)
    Трудовых ресурсов
  • образование
  • уровень квалификации
  • профессиональные способности
  • профессиональные навыки
  • психометрические характеристики

Информация о работе Оценка и формирование инновационного потенциала организации