Оценка инновационной инфраструктуры Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы очевидна. Республика Беларусь, на территории которой еще в начале 20 века не было университетов и научно-исследовательских институтов, сегодня располагает значительным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, способным на высоком уровне решать научные проблемы в интересах народного хозяйства и социальной сферы, дальнейшего развития образования и культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ.
1.1 ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
1.2МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.
ГЛАВА 3. СТРАТИГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.docx

— 54.31 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МОГИЛЁВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

имени А.А.КУЛЕШОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ  ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОГИЛЁВ 2011

 

                                                                 СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ.

1.1 ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.

1.2МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

 ГЛАВА 3. СТРАТИГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Введение:

Актуальность выбранной  темы очевидна. Республика Беларусь, на территории которой еще в начале 20 века не было университетов и научно-исследовательских институтов, сегодня располагает значительным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом, способным на высоком уровне решать научные проблемы в интересах народного хозяйства и социальной сферы, дальнейшего развития образования и культуры. Эффективное использование этого потенциала рассматривается руководством страны как важнейший фактор устойчивого социально-экономического развития государства, повышения конкурентоспособности национальной экономики на базе развития передовых производственных технологий и внедрения инноваций.

В стране осуществляется научное  обеспечение практически всех видов  деятельности в производственной и  социальной сферах, в управлении.

В условиях современной рыночной экономики знание стало важнейшим  фактором производства, а основой  устойчивого роста является развитие человеческого потенциала. Конкуренция, основанная на инновациях, превратилась в постоянно действующий механизм развития экономики. Поэтому приоритетными  целями общества являются: формирование среды, благоприятной для зарождения, реализации и коммерциализации новых  идей, усиление взаимосвязи образования, науки и бизнеса, создание наилучших  условий для инвестиций в инновационную  деятельность.

Качественные сдвиги в современной  экономике демонстрируют тот  факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Доминантой в модели экономического роста ХХI века стала система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов, услуг.

Исходя из условий формирования современной рыночной экономики, приоритетной целью государственной политики Республики Беларусь в области науки и технологий является переход к инновационному пути развития.

В конце ХХ столетия на смену  закрытой модели инноваций, когда компания генерирует, развивает и коммерциализирует только свои собственные идеи, приходит модель открытых инноваций. Открытая инновационная практика предполагает активный поиск перспективных идей во внешней среде, совместные исследования и создание инноваций с другими партнерами, а также открытие доступа к своим изобретениям и технологиям с целью получения максимальной прибыли от их реализации.

         Основные задачи:

1. Систематизировать существующие  научные разработки по проблеме  инновационного развития и инновационной  инфраструктуре регионов Республики  Беларусь.

2. Изучить основные подходы  к определению понятий «инновационное  развитие», «инновационная инфраструктура».

3. Провести экономико-географическую  оценку инновационной инфраструктуры  Республики Беларусь.

4. Сформулировать предложения  по совершенствованию инновационной  инфраструктуры регионов Республики  Беларусь.

           Исследования и разработки белорусских ученых выполняются в приоритетных для страны направлениях научно-технической деятельности. К ним относятся: ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции, новые материалы и новые источники энергии, медицина и фармация, информационные и телекоммуникационные технологии, технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, промышленные биотехнологии, экология и рациональное природопользование.

Работа написана на материалах научно-справочной литературы и интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ  ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ  ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ.

 

1.1 ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ.

 

Инновации, их сущность, классификация.

 Термин «инновация»  был введён в оборот ещё  в начале нашего столетия Йозефом  Шумпетером, американским экономистом, известным своими работами в области истории экономических учений. Он рассматривал инновации как посредника между изобретением и его внедрением в экономику.

 В настоящее время  в научной литературе нет общепринятого  определения инноваций. В наиболее  абстрактной форме определение  инноваций дал английский профессор  В.Р. Спенс. «инновация - это нечто совершенно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда мы начинаем осознавать это».

 Несмотря на его  абстрактность, это определение  включает три важных момента: 

1. Инновация - это новое  явление для людей, которые  имеют какое-то отношение к  этому явлению; 

2. Инновация - осознанное  нами новое явление; 

3. Инновация - такое новое  явление, которое можно использовать.

 Таким образом, инновации  - это усовершенствования, обеспечивающие  экономию затрат, создающие условия  для увеличения прибыли или  снижения цены и создающие  дополнительный потребительский  спрос.           

Классификация инноваций:

 Все виды инноваций  условно можно разделить на  следующие три группы:

 Продуктовые инновации: 

- в товаре;

- в услугах. 

 Социальные инновации: 

- в рынках и поведении  покупателей; 

- в поведении сотрудников; 

- в развитии личности  сотрудников. 

 Менеджерские инновации: 

- в технологии управления;

- в организации производства;

- в организационных структурах  управления;

- в функциях и методах  управления;

- в технике управления.

2. Инновационная инфраструктура: назначение, содержание, элементы.

 Исследование содержания  инновационных процессов и особенностей  венчурной деятельности позволяет  прийти к выводу о необходимости  формирования специальных организационно-экономических механизмов поддержки малых венчурных, инновационных и технологически ориентированных фирм. Сложилась ситуация, при которой увеличение средств, выделяемых на научно-технологическую деятельность, не приводит к адекватному повышению экономического потенциала и эффективности хозяйствования. Проблема может быть решена путем формирования инфраструктуры, поддерживающей инновационные процессы, венчурную деятельность и создающей благоприятные условия для развития малых форм в научно-технической сфере.

 Применение нового  понятия "инновационная инфраструктура" обусловлено рядом причин. Во-первых, только относительно недавно  технологическое развитие достигло  такого уровня, при котором стало  возможно реально эффективно  формировать инновационную инфраструктуру. Во-вторых, возникла экономическая  необходимость в технологическом  трансфере, коммерциализации результатов научно-технических разработок, создании других механизмов доведения высоких технологий и научно-технической продукции до конкретного потребителя. В-третьих, уровень сделанных ранее теоретических разработок позволил, предложить новые методические подходы к решению поставленных задач.

Инновационная инфраструктура - это система взаимосвязанных  и взаимодополняющих организаций  различной направленности и различных  организационно-правовых форм, а также  порядок их взаимодействия, которые  обеспечивают реализацию этапов инновационного процесса, начиная с технологического освоения законченной научной разработки. Инновационная инфраструктура является одним из основных элементов национальной инновационной системы. Последняя  включает в себя совокупность правовых, финансовых, социально-экономических  и информационных институтов, характерных  для данного государства и  оказывающих влияние на условия  протекания инновационных процессов.

Инновационная инфраструктура является базовой составляющей инновационной  экономики, инновационного потенциала общества, представляет собой инструмент и механизм инновационной экономики, совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих  производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих  организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций, для ускорения темпов развития экономики страны и роста благосостояния ее населения. Инновационная инфраструктура является своеобразным мостом между результатами научных исследований и рынком, государством и бизнесом.

 

Инновационная инфраструктура играет особую роль в распределении  риска между участниками инновационного процесса.

 С целью снижения  риска целесообразно использовать  методы анализа риска по отношению  не к отдельным проектам, а  к их совокупности, сформированной  по определенным критериям, т.  е. портфелю проектов. Оценка портфеля  проектов позволяет снизить степень  неопределенности. Такая оценка  позволяет снизить не только  техническую неопределенность, но  и коммерческую. Особой оценке  подвергаются высокотехнологичные  проекты со значительными затратами  на научные исследования и  разработки. Это заставляет особенно  тщательно искать пути снижения  затрат на разработку и издержек  на производство и коммерциализацию, а также внимательно обосновывать  минимально возможные объемы  выпуска высокотехнологичной продукции. 

 По мере продвижения  по фазам инновационного цикла  и уточнения получаемых данных  необходимо снова проводить оценки  проектов, их обеспеченность имеющимися  ресурсами, принимать решения  о прекращении разработки отдельных  проектов и их корректировке  в соответствии с требованиями  рынка. Таким образом, в процессе  оценки проектов по мере продвижения  по фазам инновационного цикла  можно снизить степень технического  и коммерческого риска, при  оценке в "контрольных точках", уточняя информацию и изменения,  происходящие на рынке в целом  и особенно в сегменте, на который ориентируется проект.

 Снизить риск позволяет  и формирование портфеля, содержащего  различные по объему, фазам инновационного  цикла, степени новизны проекты.  При этом портфель, состоящий  из множества малых проектов, является более устойчивым, чем  портфель, состоящий из небольшого  числа крупных проектов на  такую же сумму, и тем более, чем единичный проект. При таком формировании портфеля увеличивается возможность включения венчурных проектов и не изменяется обоснованный уровень портфеля в целом.

 Следовательно, снижение  риска возможно за счет повышения  качества и уровня квалификации  специалистов менеджмента, маркетинга, в обязанности которых входят  сопровождение проекта и продвижение  продукта на рынок, формирование  портфеля проектов, определение  очередности их выполнения, корректировка  решения в "контрольных точках" в условиях неопределенности  и риска. 

 Обеспечить эти направления  целесообразно с помощью создания  специальной инфраструктуры. При  этом создание инновационной  инфраструктуры снижает степень  риска вложений в инновационную  деятельность в данном регионе  в целом, привлекает дополнительные  инвестиции, формирует новые модели  технологического трансфера и коммерциализации научно-технической продукции в условиях национальной экономики.

 Следует отметить, что  создание инновационной инфраструктуры  зависит от уровня технологического  и экономического развития национальной  экономики. В странах, имеющих  развитую производственную инфраструктуру, наблюдается процесс софтизации, характеризующийся повышением роли невещественных, нематериальных факторов производства, информатизацией общества. Софтизация переплетается с сервизацией - опережающим развитием сферы услуг. Таким образом, формируются реальные возможности создания сети консалтинговых, инжиниринговых, сервисных, информационных услуг, способствующих поддержке инновационных процессов.

Информация о работе Оценка инновационной инфраструктуры Республики Беларусь