Оценка состояния инновационного климата России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:51, контрольная работа

Описание работы

На фундаменте социальной доктрины с учетом сложившихся в обществе проблем формируются социальные стратегии на относительно продолжительный период времени, следование которым определяет текущую социальную политику.

Работа содержит 1 файл

КР оценка инновационного климата.docx

— 32.64 Кб (Скачать)

Контрольная работа № 1. Оценка состояния инновационного климата России.

Челядинова Светлана, ДММ-401.

1.Оценка  инновационного макроклимата (СТЭП-анализ)

1.1 Социальная, природно-географическая  и коммуникационная  сфера.

На фундаменте социальной доктрины с учетом сложившихся  в обществе проблем формируются  социальные стратегии на относительно продолжительный период времени, следование которым определяет текущую социальную политику.

В любом  случае, она направлена на решение  социальных проблем и преодоление  негативных явлений в обществе. Их выявление, оценка актуальности и остроты  воздействия на общественную жизнедеятельность  населения, ранжирование по силе влияния  являются исходным пунктом конструирования  социальной политики, а затем и  создания конкретных программ действия.

В каком  бы ракурсе мы не рассматривали социальную сферу даже при самом широком  толковании, достаточно четко выделяются две острейшие интегральные проблемы, существенно блокирующие происходящие в обществе экономические преобразования. Одна проблема – бедность населения  во всех формах своего проявления –  «зоны бедности», «новые бедные», «экономическая бедность», «устойчивая бедность» - и глубокая поляризация общества. Бедность, чудовищные различия в уровне жизни отдельных социальных групп  и слоев, усиливающие друг друга - по существу, две стороны одной  медали. Вторая, не менее острая интегральная проблема – это разрушение отраслей социальной сферы, которые ориентированы  на удовлетворение настоятельных потребностей населения.

Что произошло  с пенсионной реформой на сегодняшний  день?

· пенсионеры – это самый малообеспеченный слой населения и наименее защищенный; уровень жизни у них варьирует  вокруг прожиточного минимума и постоянно  рискует опуститься за черту бедности;

· реально  около двух трети этой группы населения  находятся в состоянии бедности, а средняя (!) пенсия лишь в 2006 г. достигла прожиточного минимума.

И наконец, третья группа причин бедности традиционна: она касается неполных (материнских) семей, многодетных, а также –  семей с детьми инвалидами, где  мать, осуществляя уход за ребенком, не может работать.

Практика  строго государственной организации  здравоохранения в дореформенное  время имела ряд существенных недостатков, главный из которых  – низкая эффективность отрасли  с точки зрения здоровья нации  как цели ее функционирования. Однако каждый гражданин, включая и сельских жителей, в любое время мог  получить бесплатную необходимую медицинскую  помощь. Сегодня прежняя система  оказалась в значительной мере разрушенной, а новая пока не обрела сколько-нибудь определенных черт. При этом значение ее в обеспечении здоровья населения  не повысилось, а бесплатность предоставления услуг чем дальше, тем больше сводится на нет. Она состоит прежде всего в том, что отрасли затрагивают и практически определяют состояние населения по параметрам его качества и человеческого капитала. Разумеется, за минусом тех 10% граждан, которые в громадных масштабах выиграли от реализации экономических реформ и совсем не нуждаются в социальном обеспечении, готовы купить весь комплекс услуг либо в России, либо за рубежом. Следовательно, отрасли социальной сферы касаются не менее 90% населения.

Природно-географическая специфика России выражается в следующих  основных чертах:

-огромные пространственные масштабы страны;

-суровый климат на большей части территории;

-чрезвычайная изменчивость, нестабильность природных процессов и ограниченность так называемой эффективной территории (т. е. пригодной для комфортного проживания, «не рискованного» ведения сельского хозяйства и т. п.).

Эти природные  особенности порождают социально-экономические  последствия:

-обширность внутреннего рынка;

-высокие транспортные расходы;

-низкую плотность населения;

-более низкий удельный вес городского населения по сравнению с развитыми странами;

-многообразие стилей жизни и потребления, вытекающее из региональной специфики, разнообразие предметов потребления, рассчитанных на все времена года.

-высокий уровень потребления энергии;

-необходимость высокой самообеспеченности населения вблизи мест проживания, развития легкой, пищевой промышленности и сельского хозяйства по всей территории страны;

-потребность в ведении натурального хозяйства и в натуральном потреблении (особенно возрастает в период кризисов);

-потребность во втором жилье (дачах, садоводствах) для жителей городов.

Можно проследить, как перечисленные обстоятельства влияют на потребность в услугах  и на специфику сервисной деятельности.

Все эти  особенности создают дополнительные трудности для движения России к  «обществу массового потребления», но не являются непреодолимой преградой  на пути его достижения.

Переход к технологиям постиндустриального  общества -- в том числе в сфере сервиса -- чрезвычайно выгоден для России. Дело в том, что ни низкая плотность населения, ни высокие транспортные расходы, ни потребность в натуральном потреблении не создают практически никаких дополнительных трудностей для движения информации в компьютерных сетях. При транспортировке высокотехнологичной продукции (электроника, компьютеры) доля транспортных расходов составляет незначительную часть цены товара. Для традиционных продуктов более старых, индустриальных технологий (угля, стали, цемента, зерна) транспортировка, наоборот, связана с большими расходами и организационными трудностями. Аналогичная ситуация складывается в сфере сервиса. Гарантийное обслуживание промышленной или бытовой техники (индустриальные технологии) в России всегда будет затруднено из-за больших расстояний. Движение же информации (постиндустриальные технологии) и информационный сервис, дистантное образование, дистанционное медицинское консультирование с помощью новейшего электронного оборудования никак не зависят от расстояний или качества дорог. Они одинаково успешно реализуются на расстоянии и в десять, и в девять тысяч километров.

В результате мы приходим к несколько неожиданному, но достоверному выводу: природно-географические особенности России делают особенно выгодным широкое внедрение технологий постиндустриального общества, в  том числе в сфере сервиса. Переход к широкому использованию постиндустриальных технологий в производстве и товаров, и услуг позволяет нашей стране эффективно компенсировать негативные факторы природной среды. Для нас этот переход еще более важен и полезен, чем для развитых стран Западной Европы. Он мог бы создать лучшие условия для быстрого развития творческих способностей миллионов людей и для удовлетворения всего комплекса их потребностей.

1.2 Технологическая и научно-техническая сфера (рынок технологий и научно-технической информации)

Основными задачами в инновационной и научно-технической  сферах являются ликвидация устаревших и формирование современных технологических  укладов в отраслях народного  хозяйства и промышленности, стабилизация ситуации в сфере науки и структурная  перестройка фронта научных исследований. Для их решения необходимы:

- разработка  нормативно-правовой базы, реформирование  научной сферы, привлечение инвестиций  в сферу науки и техники;

- поддержка  фундаментальных и прикладных  исследований, освоение и распространение  техники и технологий;

- концентрация  средств федерального бюджета  и иных источников финансирования  на развитии приоритетных направлений  фундаментальных и прикладных  научных исследований с учетом  стратегических, экономических и  социальных интересов РФ, постепенное  увеличение доли расходов федерального  бюджета, направляемых на финансирование  науки;

- разработка  мер экономического и организационного  характера, направленных на ускорение  адаптации науки и ее интеграции  в новые экономические условия;

- развитие  научной инфраструктуры, включая  формирование и обеспечение эффективного  функционирования научно-технических  центров, создание технополисов, технопарков, бизнес-центров, информационных систем;

- углубление  международного научно-технического  сотрудничества, привлечение иностранных  инвестиций;

- совершенствование  государственной статистической  отчетности в области науки  и техники и др.

В результате российская наука оказалась на голодном государственном пайке, что означает для нее неминуемую смерть, поскольку  она до сих пор более чем  на 90% финансируется из бюджета. Это  отличает ее от других стран, где представители  частного сектора охотно тратят деньги на науку, так что доля государства  в расходах на нее в США, Великобритании и Франции составляет около 50%, в  Германии - 40%, в Японии - 20%.

В нашем  обществе утвердилось мнение, что  наука ему вообще не нужна, поскольку  отечественные ученые сформировались в советских традициях и не способны изобрести что-либо практически  полезное и т.д.

Вопреки этому мифу есть не мало свидетельств тому, что наука нашему обществу - даже в его нынешнем состоянии - остро необходима. Более того, сформировался широкий круг потенциальных потребителей, ориентированных на отечественную наукоемкую продукцию. Например, имеющееся у наших больниц, школ, заводов и т.д. оборудование физически изношено или морально устарело, и работающим там необходима новая наукоемкая продукция - технологии, приборы, учебные программы.

Менее очевидны причины ориентации многих потенциальных потребителей на отечественную  продукцию. Одной из главных слагаемых  ее конкурентоспособности является низкая цена. Отечественное оборудование для большинства отраслей промышленности примерно в три раза дешевле западного, причем, по мнению потребителей, разница  в качестве не настолько велика, чтобы оправдать подобное различие в цене. Вследствие обесцененности интеллектуального, да и вообще квалифицированного труда в нашей стране отечественная продукция продается дешевле, чем она реально стоит.

К тому же отечественная наукоемкая продукция  обладает довольно приличным качеством, хотя, конечно, качество достигается  и благодаря использованию зарубежных комплектующих.

1.3 Экономическая и финансовая сфера (инвестиционный климат)

Своеобразие инвестиционного процесса в России состоит в том, что если во многих странах мира приросты объемов иностранных  инвестиций обычно следуют за отечественными, то в нашей стране продолжалось падение  отечественных инвестиций при более, чем двукратном, росте иностранных. В первом полугодии 2010 года общий объем иностранных инвестиций в России увеличился в 3, 3 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года при общем падении объема инвестиций в основной капитал, составившего 8, 5% от уровня января - июня 2009 года.

При сохраняющихся  продолжительное время высоких  темпах роста общих объемов иностранных  инвестиций структура ввозимого  капитала существенно менялась по годам.

Принятый  в недавнее время курс на повышение  роли внешних заимствований, с одной  стороны, может помочь при решении  проблем финансовой стабилизации страны, но с другой - ведет к существенному  росту внешнего долга и расходов по его обслуживанию, что отвлекает  валютные ресурсы от реализации инвестиционных проектов в стране.

Это, что  касается структуры самих инвестиций. Но на мой взгляд, необходимо в рамках данной курсовой работы также рассмотреть региональную и отраслевую структуру иностранных инвестиций в нашей стране.

1.4 Политическая и правовая сфера (федеральные и региональные планы и программы, нормативная база)

Развитие  правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в  полной мере реализованы такие базовые  ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет  человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.

Настоящими  Основами определяются принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания  граждан (далее - государственная политика). Настоящие Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства. Государственная политика осуществляется в отношении многонационального народа Российской Федерации, отдельных социальных групп и каждого ее гражданина. Особое внимание уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения. Федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а также другие организации во взаимодействии между собой участвуют в реализации государственной политики. Государственная политика осуществляется в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества. Государство поддерживает в форме социального партнерства деятельность негосударственных организаций, которая способствует достижению целей государственной политики. 

Информация о работе Оценка состояния инновационного климата России