Организация и проблемы финансирования НИОКР в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:23, реферат

Описание работы

В первой главе остановилась на определении понятия НИОКР в Российском законодательстве; роли НИОКР на современном этапе экономического развития любой страны; на основных формах, видах и методах механизма финансирования НИОКР, которые использовались у нас во времена СССР и используются на современном этапе; проблемах качественного совершенствования современного механизма финансирования НИОКР, исходя из количественного ограничения объемов финансовых ресурсов, которые возможно направить на данные цели. Вторая глава раскрывает организацию финансирования НИОКР в развитых странах и странах с переходной экономикой (ЦВЕ), здесь отмечены положительные моменты каждого из механизмов, их недостатки, а также проанализирована возможность использования тех или иных форм, видов и методов организации финансирования НИОКР в зарубежных странах для совершенствования механизма финансирования НИОКР в России.

Работа содержит 1 файл

легкая атлетика.doc

— 143.24 Кб (Скачать)

 Эти показатели  отражают ухудшение состава нововведений, преобладание незначительных по  эффективности улучшений техники  и технологии. Таким образом, возник  кризис финансово-кредитного механизма  в области управления научно-техническим  прогрессом (в т.ч. и научной  сферой). Не были найдены экономические  рычаги и стимулы ускорения  внедрения в производство новых  научных разработок и повышения  их качества. Отсутствовала заинтересованность  предприятий в росте своего  научно-технического уровня. Организационное  объединение науки с производством  не подкреплялось созданием единого  финансового механизма. Его роль  сводилась в основном к обеспечению  бесперебойного поступления денежных  средств в научные организации.     

 В 1987 г.  в рамках общей тенденции к  возрождению рыночных отношений  было принято радикальное постановление  "О переводе научных организаций  на полный хозяйственный расчет  и самофинансирование". Оно было  направлено на перелом сложившейся  тенденции отставания в области  научно-технического прогресса путем  коренного изменения хозяйственного  механизма. Впервые в директивном  документе было сформулировано  положение о научных организациях  как товаропроизводителях и о товарном характере научно-технической продукции. Прибыль предприятий, занятых НИОКР стала определяться как разность между выручкой от реализации научно-технической продукции, услуг (принятых и полностью оплаченных заказчиком) и затратами по их созданию. Величина фондов поощрения стала зависеть непосредственно от успехов в реализации научно-технической продукции, так как источником их формирования являлись отчисления по установленным нормативам из прибыли, что стимулировало сотрудников к созданию пользующихся спросом продуктов и услуг по минимально возможной себестоимости.     

 С 1988 г.  научно-исследовательские учреждения  были переведены на иные методы  финансирования из бюджета, - финансировались  не учреждения, а конкретные программы  и темы. Размеры финансирования  зависели от того, в скольких  темах учреждение принимало участие  и в какие сроки оно их  выполняло. Развитие этих методов  привело к появлению нового  инструмента финансирования исследований - грантов - субсидий под конкретные  разработки. Исследователи могли  получить деньги для реализации  собственного проекта только  после того, как он пройдет  экспертизу и получит признание  в ученом совете соответствующего  научно-исследовательского учреждения.     

 С переходом  к рыночным методам ведения  хозяйства предприятиям была  предоставлена возможность создавать  за счет прибыли различные  фонды финансирования НИОКР внутреннего  назначения, самостоятельно определять  их размеры, условия образования  и использования. Были сохранены  отраслевые и межотраслевые централизованные  фонды финансирование и использование которых осуществлялось в рамках министерств и ведомств. Наличие централизованных источников позволяло концентрировать усилия на важнейших направлениях НТП, маневрируя ресурсами отрасли.    

 Для создания  дополнительных стимулов у предприятий  к увеличению затрат на НИОКР,  подготовку и освоение новых  прогрессивных технологий и видов  продукции были предоставлены  льготы по включению части  этих затрат в себестоимость  продукции.    

 Подводя итог  анализу развития механизма финансирования  НИОКР в дореформенный период, хочется отметить, что данное  развитие шло постепенно к внедрения рыночных и квазирыночных методов финансирования НИОКР и всей научной сферы в целом. Это движение носило положительный характер, так как принесло с собой создание такой системы финансирования НИОКР, которая была призвана стимулировать субъектов хозяйствования на создание научно- исследовательских продуктов, пользовавшихся спросом со стороны заказчиков. Централизованное финансирование перешло от финансирования научно-исследовательских учреждений к финансированию конкретных тем и программ, предоставлению исследователям грантов на конкурсной, конкурентной основе со всеми вытекающими из этого последствиями (хотя данные конкурсы далеко не всегда носили объективный характер, что было связано с лоббистскими возможностями тех или иных ученых). Кроме того финансирование НИОКР, особенно в части прикладных исследований все больше осуществлялось за счет средств предприятий: прибыли, амортизационных отчислений; за счет кредитных ресурсов банковской сферы (хотя кредит в то время зачастую был сродни финансированию). Однако несмотря на явно достигнутый прогресс существовал серьезный структурный перекос в сторону ВПК, в сфере которого осуществлялась львиная доля научных исследований и разработок. Кроме того несмотря на весь механизм стимулирования сферы НИОКР, практика внедрения НИОКР в отраслях производства товаров народного потребления не получила должного распространения, по большей части из-за того, что любой товар в силу отсутствия сколь ни будь серьезной конкуренции и планово-распределительного характера экономики в конечном итоге находил своего потребителя.    

 Помимо прочего,  анализируя советский опыт развития  системы финансирования НИОКР,  хочется лишний раз подчеркнуть,  что количественное стимулирование хотя и является важным не может быть эффективным без качественного изменения механизма аккумулирования и использования финансовых ресурсов. Основываясь на данном тезисе, можно перейти к анализу современного механизма финансирования НИОКР, а также проблем с этим связанных.

1.2 Организация  и проблемы финансирования НИОКР  в России на современном этапе     

 Проведение  оценки современного состояния  и структурных изменений инновационного  потенциала России позволяют  констатировать ошибочность ряда  основополагающих реформаторских  установок, сущность которых проявилась  в обвальном снижении инновационно- инвестиционной активности, что во многом обусловило усугубление кризиса российской экономики. Жесткое ограничение денежной массы и политика достижения "реальной" ставки банковского кредита в отрыве от нормы прибыли в материальном производстве послужили причиной не только платежного кризиса, но и истощения ссудного капитала прежде всего в инновационной сфере; либерализация цен обесценила основные фонды, практически исключив амортизационный источник инновационного обновления производственного аппарата; ускоренная приватизация, по существу, разрушила единство инновационного процесса, стимулируя перепрофилирование опытно-экспериментальной базы науки на выпуск доходной продукции.     

 Выведение  инновационной базы из числа  стратегических приоритетов развития  отечественной экономики было  серьезным просчетом первого  этапа реформирования. Уникальность  современной инновационной ситуации  в России характеризуется, с  одной стороны, наличием значительных  фундаментальных и технологических  заделов, квалифицированных научных  кадров, развитой научно-производственной  базы, а с другой - крайне слабой  ориентированностью этого важного  элемента национального богатства  на реализацию в конкретных  инновациях.    

 В решающей  степени кризис инновационной  сферы был предопределен разрушительными  тенденциями в ее финансовом  обеспечении. Расходы на исследования  и разработки в России за 1989-1999 в постоянных ценах снизились  почти в 3,3 раза. В итоге в  1999 году они не превышали 30% уровня 1989 года (31 стр. 2). Отсюда если  в развитых странах Запада, входящих  в организацию экономического  сотрудничества и развития (ОЭСР),  расходы на НИОКР составляют 2,2% ВВП, в государствах "Большой семерки" - 2,4%, а в США - 2,6%, то в России этот показатель находится на уровне 0,9% (33 стр. 2). Это означает, что по затратам на НИОКР на душу населения мы уступаем на сегодняшней день мировым лидерам в десятки раз.    

 Говоря о  механизме финансирования НИОКР  в России можно разделить источники  финансовых ресурсов на 3 крупных  группы и поговорить о каждой  из них подробнее:

1)   государственное финансирование;

2)   собственные средства предприятий;

3)   привлеченные средства.    

 Что касается  первой группы, то как видно  из диаграмм (приложение 2) доля бюджетных  затрат в структуре финансирования  НИОКР упала с 60,7 до 49,9% за 96-99 года. Хотя в России расходы на  НИОКР составляют 1,74% федерального  бюджета, а в государственных  бюджетах стран ОЭСР на эти  цели идет 0,7%, «Большой семерки» - 0,8%, а в США - 0,9%, у нас доля  федерального бюджета в ВВП  в 4 раза уступает соответствующим  показателям ведущих западных  стран.    

 В западных  странах финансирование НИОКР  идет, естественно, главным образом  за счет негосударственных источников. Но для российской науки сегодня  главной угрозой является отсутствие  «платежеспособного спроса» на  передовые технологии и промышленные  нововведения на внутреннем рынке.  Наука и научно-техническая деятельность  относятся к сфере услуг, и  эти услуги должны быть таковыми, чтобы они были востребованы  рынком. К сожалению, наш отечественный  рынок научных услуг и наукоемкой  продукции в настоящее время  очень мал. Большинство предприятий  не может себе позволить «покупать»  услуги науки. В этих условиях  государство должно выступить  спонсором и координатором размещения  заказов на выполнение научных  работ. Причем в условиях кризиса  экономики финансироваться из  бюджета должны только жизненно важные инновационные проекты, оказывающие воздействие на уровень развития экономики в целом.     

 Методы государственного  финансирования НИОКР могут быть  прямыми и косвенными. Прямое финансирование НИОКР из бюджета состоит в непрерывном предоставление средств государственным научно-техническим учреждениям на основании сметы расходов. Распределение ассигнований из федерального бюджета на науку осуществляется в соответствии с функциональной классификацией расходов по двум основным направлениям:

01 Фундаментальные  исследования

02 Разработка  перспективных технологий и приоритетных  направлений научно-технического  прогресса.    

 Как видно из таблицы 1.3 (приложение 3) хотя расходы по этим двум направлениям в абсолютном выражении выросли в 1999-2001 гг., доля этих затрат в 2000-2001 гг. в общей сумме расходов федерального бюджета, несмотря на рост в 2001, была ниже, чем в 1999, это говорит о том что, государство ставит научно-исследовательскую сферу далеко не на первое место в очереди своих приоритетов, что, на наш взгляд, не кажется правильным, так как суммарный бюджет всей российской науки, при всей ее огромной роли в возможности способствования качественному росту экономики сравним с бюджетом крупного научного центра США.     

 Важной формой  финансирования фундаментальных  исследований является предоставление  грантов научным коллективам  и отдельным ученым, осуществляющим  перспективные разработки. Под грантом  понимаются денежные и иные  средства, безвозмездно и безвозвратно  передаваемые на проведение конкретных  научных исследований на условиях, определенных грантодателем. Гранты предоставляются на конкурсной основе, что предполагает предоставление грантов тем исследователям и разработчикам, которые обязуются их выполнить при наилучшем соотношении цены и качества работ. Это в свою очередь предполагает достижение максимального эффекта от использования государственных средств направленных на финансирование научных разработок. Однако предоставление грантов в условиях ограниченности финансовых ресурсов государства должно осуществляться на наиболее приоритетных направлениях, предполагающих наличие существенных экономико-социальных эффектов, а в целом развитие государственного финансирования должно проходить на усиление принципов возвратности и платности (пусть и частичной).     

 Одной из  форм прямого финансирования  НИОКР за счет средств федерального  бюджета, является предоставление  бюджетных ассигнований фондам  науки. Так в федеральном бюджете  на 2001 год предусмотрено выделение  средств Российскому фонду фундаментальных  исследований (РФФИ) и Фонду содействия  малых форм предприятий в научно-технической  сфере. Как видно из таблицы 1.4 (приложение 4) существует постоянное увеличение государственных ассигнований в эти фонды, и данный рост в этом году, судя по табл. 1.3 превысил рост расходов на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, это можно назвать положительной тенденцией т.к. фонды носят целевой характер, направлены на развитие фундаментальных исследований и малых форм предпринимательства - основного локомотива сферы НИОКР на западе, и распределяют средства на конкурсных началах. Средства фондов используются на финансирование научных учреждений соответствующего уровня. Распределяет ассигнования Министерство науки и технологий Российской Федерации. Министерство не регламентирует целевое направление средств по видам расходов - это приоритет самих научных организаций.     

 Прямое государственное  финансирование направлено прежде всего на сферу фундаментальных исследований, в которой одним из приоритетных направлений использования является финансирование научных организаций, академических институтов, высших учебных заведений, федеральных научно исследовательских лабораторий. Здесь главной задачей реформирования в условиях резкого дефицита бюджетных средств является выделение стратегического ядра научно-исследовательской сферы как гаранта сохранения отечественной научной школы на приоритетных направлениях научно-технического прогресса.    

Информация о работе Организация и проблемы финансирования НИОКР в России