Основы инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:32, реферат

Описание работы

Инновационный менеджмент - относительно новое направление менеджмента. Это понятие стало широко употребляться с тех пор, как наука, технологии, инновации превратились в развитых странах в ключевой фактор экономических стратегий и конкуренции на рынках. Инновационный менеджмент связан с профессиональной реализацией функции управления, прежде всего, на корпоративном уровне. Особенно следует подчеркнуть, что инновационный менеджмент имеет органическую связь с явлениями, породившими в свое время концепцию стратегического менеджмента.

Содержание

Введение
1 Возникновение, особенности и объект изучения инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент: причины возникновения, сущность и содержание
1.2 Нововведение – как объект инновационного менеджмента
2 Стратегии инновационного менеджмента
2.1 Характеристика стратегий предприятий на рынке
2.2 Виды стратегий инновационной деятельности
2.3 Опыт применения инновационных стратегий
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Основы инновационного менеджмента.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

CoolReferat.com

Донецкий  институт здоровья, физического воспитания и спорта 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

на  тему:

ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Донецк 2010

 

План 

Введение

1 Возникновение,  особенности и объект изучения  инновационного менеджмента

    1. Инновационный менеджмент: причины возникновения, сущность и содержание

1.2 Нововведение  – как объект инновационного  менеджмента

2 Стратегии инновационного  менеджмента

2.1 Характеристика  стратегий предприятий на рынке

2.2 Виды стратегий  инновационной деятельности

2.3 Опыт применения  инновационных стратегий

Список литературы 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Инновационный менеджмент - относительно новое направление  менеджмента. Это понятие стало широко употребляться с тех пор, как наука, технологии, инновации превратились в развитых странах в ключевой фактор экономических стратегий и конкуренции на рынках. Инновационный менеджмент связан с профессиональной реализацией функции управления, прежде всего, на корпоративном уровне. Особенно следует подчеркнуть, что инновационный менеджмент имеет органическую связь с явлениями, породившими в свое время концепцию стратегического менеджмента. Он изучает ряд особых законов и требований управления современными корпорациями и развития предпринимательства. Вместе с тем поведение фирм, корпораций, инновационных предпринимателей, во многом зависит от принципов и институтов государственной научно-технической политики, государственной поддержки инновационной деятельности.

     Инновационный менеджмент - это менеджмент научно-технических  и интеллектуальных ресурсов. Понятие ресурсов включает в себя науку, технологию и информацию, которые не являются бесплатными экономическими благами. Они представляют собой активы, которые следует планировать, использовать, зарабатывать и возобновлять.

     Инновационный менеджмент - менеджмент системный. Всегда ощущается недостаток горизонтальных связей между отраслями научных знаний, недостаток интеграции различных дисциплин ради решения важнейших проблем общества. Творческий инновационный менеджмент рассматривает проблемы в их целостности. Менеджмент инноваций является передовым краем современной науки управления. Специалисты отмечают, что если в области предпринимательской деятельности большинство нашего населения пассивно и безграмотно, то в области коммерциализации новых научных знаний оно безграмотно вдвойне.

     Инновационный менеджмент изучает экономические, организационно-управленческие, социально-психологические  и правовые факторы, воздействующие на инновационные процессы, и наиболее эффективные формы организации этих процессов на предприятиях. 

 

1 Возникновение, особенности  и объект изучения  инновационного менеджмента 

    1. Инновационный менеджмент: причины  возникновения, сущность и содержание
 

     В современных условиях развития менеджмента, характерного для любого предприятия  в целом, выделяются отдельные его разновидности, использующие специфические формы, технологии, методы управления в зависимости от сферы деятельности предприятия или вида хозяйственной деятельности. Инновационный менеджмент представляет собой одну из таких разновидностей, непосредственным объектом которого выступают инновации. Причинами его появления стали проблемы в инновационном предпринимательстве и ранее волновавшие традиционный менеджмент, но раскрывшиеся полностью только теперь. К таким проблемам относятся:

     1. Спонтанность создания новых знаний.

     2. Потребность в выработке методов,  с помощью которых можно ускорить  процесс достижения новых решений.

     3. Неприменение новшеств в нужном  направлении и требующихся масштабах.

     4. Противоречия между старым и  новым, которые порождают социальные и психологические проблемы реализации нововведений.

     Рассмотрим  их более подробно. Развитие науки  происходит под влиянием двух групп  факторов:

     внешних, связанных с потребностями отдельного человека, социальных групп, общества в целом, производственной сферы и т.д.;

     внутренних, которые обусловлены сущностью  самой науки, отражают логику ее становления и развития.

     Преимущественное  воздействие первой или второй группы факторов приводит к спонтанности создания новых знаний, не ориентированных на конкретного потребителя, либо не учитывающих внутренние закономерности развития науки в той или иной сфере. Возникает необходимость в управлении этим процессом.

     Современный этап развития науки, техники, экономики  и всего общества характеризуется наличием огромных объемов накопленных знаний. С одной стороны, отдельно взятый человек не в состоянии охватить всю массу существующих знаний, с другой же, человечество постоянно их пополняет. Появляется потребность в формировании специальных методов, которые позволили бы вести поиск новых знаний с меньшими эвристическими (творческими) затратами и соответственно потребность в управлении творческим потенциалом создателей новых знаний, нацеленного на ускорение их реализации.

     Новые решения, полученные в технике, экономике или в других областях, подлежит внедрить в практику. Но далеко не всякую идею можно претворить в данном направлении. Многие плодотворные решения вообще не используются; зачастую же насильно внедряются идеи бесперспективные. Управление внедрением новшеств становится более чем актуальным.

     Внедрение чего-то нового практически всегда сопровождается противоречиями со старым, что приводит к социальным и психологическим проблемам реализации нововведений. Поэтому возникает необходимость в управлении социальными и психологическими аспектами нововведений.

     Исходя  из всего вышесказанного, инновационный  менеджмент можно представить как  процесс управления созданием новых  знаний, творческим потенциалом создателей новых знаний, внедрением новшеств, социальными и психологическими аспектами нововведений.

     Данный  процесс можно рассматривать  в трех аспектах:

  • как науку управления инновациями, базирующуюся на теоретических положениях традиционного менеджмента, работах, посвященных проблемам управления НТП, научными исследованиями и разработками;
  • как вид деятельности с принятием соответствующих управленческих решений, включающей совокупность процедур по реализации функций управления инновациями: планирования, организации, контроля и прогнозирования;
  • как аппарат управления инновациями, представляющий собой структурное оформление инновационной сферы и включающий систему специализированных органов управления инновациями и руководителей различных уровней / 9 /.

     Однако  в каком бы аспекте не рассматривался инновационный менеджмент, как и любое иное направление менеджмента, он связан с реализацией функции управления, главным образом, на уровне отдельного предприятия.

     Вместе  с тем инновационный менеджмент трудно понять вне анализа современных  направлений государственной научно-технической политики. Влияние этого фактора на поведение фирм, корпораций, инновационных предпринимателей столь велико, что не принимать его во внимание нельзя. Поэтому, переходя к предмету изучения инновационного менеджмента, под ним следует понимать систему управления инновационной деятельностью, охватывающую вопросы регулирования инновационных процессов, как на макро -, так и на микроуровне.

     Целью изучения является овладение теоретическими основами управления инновационной деятельностью и умение применить их на практике при решении задач по выводу системы из кризисной ситуации, имея в виду при этом ее инновационную восприимчивость.

     Под инновационной восприимчивостью следует  понимать восприимчивость хозяйствующих субъектов к нововведениям, находящим отражение:

  • в более высоком качестве, конкурентоспособности и потребительских свойствах конечной продукции по сравнению с мировым уровнем и продукцией фирм-конкурентов;
  • в более высоком технико-экономическом уровне производства, который обеспечивает низкие издержки производства, высокое качество продукции, совершенную организацию внутрифирменного производства.
 

1.2 Нововведение –  как объект инновационного  менеджмента 

     Понятие «нововведение» является русским вариантом  английского слова «innovation», буквальный перевод, которого означает «введение новаций». То есть, с момента принятия к внедрению новшество (novation) приобретает новое каче-ство – становится нововведением (инновацией).

     Впервые понятие «инновация» появилось  в научных исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно речь шла об инфильтрации Европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. В экономических исследованиях в 1912 году, в работе Й. Шумпетера « Теория экономического развития», выделяется пять типовых новых комбинаций, приводящих к развитию производства и рынка, а именно:

  • использование новой техники, технологических процессов, нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменение в организации производства;
  • появление новых рынков сбыта.

     Им  же, впервые, в работе « Капитализм, социализм и демократия» (30-е годы) употребляется в экономике и термин «инновация». Согласно Й. Шумпетеру, инновация представляет собой главный источник прибыли: "Прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций ... Без развития нет прибыли, без прибыли нет развития".

     В литературе встречаются несколько  подходов к определению сущности нововведения. В одном случае нововведение - это результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д., в другом - процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов и т.д. вместо действующих. В целях упорядочения терминологии специалистами предлагается ввести два понятия: нововведение и инновационный процесс, соответствующих нововведению как отдельному объекту внедрения (новая продукция, новая идея и т. д.) и нововведению как процессу переноса новшества в сферу его применения.

     Нетрадиционный, отличный от других, подход к определению  сущности нововведения предложил А.А. Кутейников, определяя его как  новый способ удовлетворения сложившихся  общественных потребностей, дающий прирост  полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники. Отсюда, оно обладает двумя свойствами: новизной применения данной потребительной стоимости для удовлетворения некой общей потребности (рыночной новизной) и новизной, лежащей в основе нововведения, научной идеи иди технического решения (научно-технической новизной). Сама экономическая природа нововведения обусловливает главенство рыночной новизны над научно-технической. Потребителя в первую очередь интересуют полезные свойства новой потребительной стоимости и ее преимущества перед альтернативными потребительными стоимостями, а не степень оригинальности научно-технической идеи, составляющей принцип функционирования или применимости того или иного новшества. Для него важен полезный эффект, соотнесенный с размером ресурсов, которые затрачиваются для получения этого эффекта, а не достижения науки и техники, благодаря которым такой эффект достигается. Поэтому научно-техническая новизна, скорее, обязательное свойство не нововведения, а изобретения, составляющего основу его применимости и принцип функционирования /11/.

Информация о работе Основы инновационного менеджмента