Правовое регулирование инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:32, реферат

Описание работы

В настоящее время, когда передовая экономика строится на научно-технических достижениях и высоких технологиях, развитые страны уделяют все большее внимание правовому регулированию инновационной деятельности. Опыт таких стран показывает, что научная, научно-техническая и инновационная деятельность является решающим фактором экономического развития, способствующим стабилизации экономики и преодолению кризисных явлений. Для России, вступившей на путь рыночных реформ в экономике и демократизации общественной жизни, проблемы сохранения и развития научного потенциала имеют жизненное значение.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1.Сущность инноваций…………………………………………………………...4
2.Виды инноваций………………………………………………………………...7
3. Правовое регулирование инновационной деятельности в России………….9
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

менеджмент реферат.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

   МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ НАУК РФ

   ФГБОУ ВПО «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

   в г. ОКТЯБРЬСКОМ

             

             
 

   КАФЕДРА ГСЭН 
 
 

   Реферат 
 

   по  дисциплине: «Инновационный менеджмент» 
 

   на  тему: «Правовое регулирование инновационной деятельности» 
 
 

          
 
 
 

   Выполнил: студент гр. БГР-08-12               И.И.Харисов 

   Проверил: к. филос.н., доцент                                    Р.Н.Юсупов                 
 
 
 
 
 

   2012 год

Содержание: 

Введение………………………………………………………………..3 

1.Сущность инноваций…………………………………………………………...4 

2.Виды  инноваций………………………………………………………………...7 

3. Правовое регулирование инновационной деятельности в России………….9 

Заключение……………………………………………………………………….14 

Список  использованной литературы…………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    В настоящее время, когда передовая  экономика строится на научно-технических  достижениях и высоких технологиях, развитые страны уделяют все большее  внимание правовому регулированию  инновационной деятельности. Опыт таких  стран показывает, что научная, научно-техническая и инновационная деятельность является решающим фактором экономического развития, способствующим стабилизации экономики и преодолению кризисных явлений. Для России, вступившей на путь рыночных реформ в экономике и демократизации общественной жизни, проблемы сохранения и развития научного потенциала имеют жизненное значение.

    Переход России к инновационному пути развития экономики с объективной необходимостью потребовал реформирования в этом же направлении правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с научной, научно-технической и инновационной деятельностью, направленной на повышение объемов выпускаемой наукоемкой продукции, в первую очередь новых поколений машин, оборудования и технологий.

    Несмотря  на принятие в последние годы нормативно-правовых актов, регулирующих инновационную деятельность (Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», «Патентный закон Российской Федерации» и др.), многие теоретические и практические вопросы, возникающие в этой сфере, остаются неразрешенными, законодательные нормы - нечеткими и несогласованными, а существенные особенности правовой природы инновационной деятельности - неучтенными.

    Категория «инновационная деятельность» получила широкое распространение в экономической науке, в юридической же науке этот

термин  пока еще не нашел должного применения, причем за последние десять лет институт правового регулирования инновационной  деятельности практически не подвергался  комплексному исследованию.  

    1. Сущность инноваций 

    С возникновением расширенного воспроизводства  стабилизировались тенденции экономического роста, появилась постоянно растущая потребность в усовершенствованиях - как на производстве, так и вне  производственного процесса. Процессы усовершенствования были названы процессами нововведений, а затем инновационными процессами.

    Термин  «инновация» происходит от латинского слова «inovatis» (in - в, novus - новый) и в  переводе означает «обновление, новинка, изменение». В экономике понятие  «инновации» было введено в научный оборот сравнительно недавно.

    Так, еще в 30-е годы австрийский ученый Й. Шумпетер ввел понятие «инновации» - как изменения с целью внедрения  и использования новых видов  потребительских товаров, новых  производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности .

    В кратком словаре менеджера инновация  характеризуется как:

    1) вложение средств в экономику,  обеспечивающее смену поколений  техники и технологии;

    2) новая техника, технология, являющаяся  результатом научно-технического прогресса.

    Здесь немного усложнено понятие: вложение средств - это инвестиции, а новая  техника, технология, являющиеся результатом  научно-технических разработок, - это  инновация.

    Значительно более глубокое понятие сущности инноваций предложено авторами справочного издания РЭА им. Г.В. Плеханова, где она характеризуется как результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, внедрение новых организационных форм и т.д.

    Пространный образ терминов, взятых из различных источников, дает Р.А. Фатхутдинов, который, в частности, определяет «новшество» - оформленный результат исследований и разработок в какой-либо сфере деятельности, и «инновация» - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического и (или) других видов эффекта.

    К инновациям относятся все изменения, которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему  конкретную экономическую и (или) социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

  • новые или улучшенные виды продукции (продуктовые     инновации);
  • новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
  • новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
  • измененные социальные отношения на предприятии (кадровые инновации);
  • новые или улучшенные производственные системы.

    Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой.   В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще не отделимы друг от друга.

    Процессы  обновления связаны с рыночными  отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации, следовательно, ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность.

    Инновации являются весьма сложной, многогранной проблемой, затрагивающих весь комплекс отношений исследования, производство, сбыта. Огромное значение в повышении эффективности инновации принадлежит менеджменту.

    Многие  зарубежные и российские исследователи  сходятся во мнении, что появление  инновации имеет два начала:

    1) потребность рынка, то есть  имеющийся спрос на определенный  продукт (товар, услугу). Иначе  говоря, это ответ на потребности рынка или маркетинговый вариант. Его можно также назвать эволюционным. К эволюционным относятся различные изменения в имеющихся на рынке продуктах (товарах, услугах). Например, изменения, приводящие к снижению издержек на производство или приданию более "товарного" вида продукции.

    2) "изобретательство", то есть  интеллектуальная деятельность  человека по созданию нового  продукта, направленного на удовлетворение  спроса, который отсутствует на  рынке, но может появиться с  появлением этого нового продукта. То есть фактически это создание нового рынка. Это радикальный, революционный путь. Эволюция позволяет в максимальной степени реализовать заложенный в идее существующего продукта потенциал и подготовить условия для перехода к новым идеям. Поэтому обществу для устойчивого и динамичного развития необходимо сочетание маркетингового (эволюционного) и изобретательского (революционного) направлений.

    Определяющими для инноваций являются следующие  признаки:

    · они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;

    · дают конкретную хозяйственную и (или) социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение  и распространение инновации  на рынке;

    · означают первое использование новшества  на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной  компании даже имитация может иметь  характер инноваций;

    · нуждаются в творческом подходе  и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.

    По  своей сути в кругообороте средств  производства инновации приводят к интеллектуализации, механизации и автоматизации производства путем разработок и внедрения новых машин и установок, с помощью которых затем совершенствуются все элементы производительных сил, технологии, организация и управление производством, продукты труда, развиваются потребности и процессы потребления, использования и накопления для обеспечения расширенного воспроизводства.

    Все перечисленное в совокупности ведет  к повышению эффективности цикла  «исследования-разработки-производство-потребление» посредством разделения, кооперации и концентрации, позволяя интеллектуализировать, механизировать и автоматизировать труд и трудовые процессы. 

    2.Виды  инноваций 

    По  типу новизны для рынка инновации  делятся на:

· новые  для отрасли в мире;

· новые для отрасли в стране;

· новые  для данного предприятия (группы предприятий).

    По  месту в технологической системе  предприятия выделяют инновации:

    · на входе в воспроизводственные  процессы предприятия (изменения в  выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации);

    · на выходе (изделия, услуги, технологии, информация);

    · инновации системной структуры  предприятия (управленческой, производственной, технологической).

    В зависимости от глубины вносимых изменений разные авторы справедливо  выделяют инновации:

    · радикальные (базовые);

    · улучшающие;

    · модификационные (частичные).

    Оригинальной  является классификация А.И. Пригожена, который в качестве ее признаков  использует распространенность, место  в производственном цикле, преемственность, охват ожидаемой доли и степень новизны.

    По  распространенности выделяют единичные  инновации, которые, являясь оригинальными, могут использоваться только в локальных  условиях и один раз, и диффузные, которые могут быть применены  в различных отраслях и комбинациях.

    По  месту в производственном цикле инновации могут быть сырьевыми (на входе в систему технологического процесса предприятия) и продуктовыми (на выходе из производственного цикла).

    По  преемственности инновации разделяются  на замещающие что-либо, отменяющие (т.е. использующиеся взамен устаревшего), возвратные на новой основе, открывающие новые  возможности и ретровведения.

    Еще более полной является классификация  инноваций и инновационных процессов Л.Н. Оголевой. Оголева рассматривает инновационную деятельность как целенаправленную систему мероприятий по разработке, внедрению, освоению, производству, диффузии новшеств по этапам жизненного цикла, а инновации классифицируются по следующим признакам: предметно-содержательному, уровню разработки и распространения, сферам разработки и применения, новизне, инновационному потенциалу, назначению и по факторам общественного производства.

Информация о работе Правовое регулирование инновационной деятельности