Содержание понятия «инновация». Основные характеристики (критерии) инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 23:59, контрольная работа

Описание работы

Инновация тесным образом связано с такими понятиями, как «новшество», «новация», «изобретение» и «новинка». Новшество является конкретным результатом разработки новой научной идеи в виде образца новой техники, технологии и т.д., т.е. представляет собой конкретный продукт творческой деятельности. В свою очередь нововведения, с одной стороны, представляют собой процесс внедрения, распространения и использования новшеств, с другой – служат основой для появления новшеств

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Содержание понятия «инновация». Основные характеристики (критерии) инноваций……………………………………………………...4
Сравните три варианта капиталовложений в производственные фонды с различным эшелонированием по годам на основе данных, приведенных в таблице…………………………………………………...11

Заключение……………………………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………………………...14

Работа содержит 1 файл

К.Р по И.М..docx

— 33.18 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  

по  дисциплине: «Инновационный менеджмент»

Вариант №3 

Содержание  понятия «инновация». Основные характеристики (критерии) инноваций. 
 
 
 
 
 
 

Студент: Варюшина Ольга Игоревна

Факультет: Менеджмента и маркетинга

Специальность: Менеджмент организации

Курс: 5    группа: дневная

Личное  дело № 07ММБ01262

Преподаватель:  Новокупова И.Н. 
 
 
 
 
 

Владимир  – 2011

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Содержание понятия «инновация». Основные характеристики (критерии) инноваций……………………………………………………...4
  2. Сравните три варианта капиталовложений в производственные фонды с различным эшелонированием по годам на основе данных, приведенных в таблице…………………………………………………...11

Заключение……………………………………………………………………….13

Список  использованной литературы…………………………………………...14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Английское  слово «innovation» произошло от латинского слова «innovatio» (обновление, улучшение) и пришло в англоязычную литературу в XIX веке. В экономической науке  в начале XX века инновации рассматривались  как важнейшее средство преодоления  циклических кризисов.

    Инновация тесным образом связано с такими понятиями, как «новшество», «новация», «изобретение» и «новинка». Новшество  является конкретным результатом разработки новой научной идеи в виде образца  новой техники, технологии и т.д., т.е. представляет собой конкретный продукт творческой деятельности. В  свою очередь нововведения, с одной  стороны, представляют собой процесс  внедрения, распространения и использования  новшеств, с другой – служат основой  для появления новшеств.

    Под новацией понимается нечто новое, которое  близко к понятию изобретения. Понятия  «новация» и «нововведение» различаются  между собой. Эти понятия даже в отношении одного и того же продукта могут использоваться лишь применительно  к различным сферам экономической  деятельности. В одной из сфер новация  является конечным продуктом для  дальнейшего использования. В другой сфере превращается в инновацию  и характеризует целевые, количественные и качественные изменения использующей её системы. Считать то или иное новшество  инновацией или нет, зависит от того, каким образом оно будет использоваться в практической сфере деятельности, создавшей ее системы. Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструменты, технологии, другие приспособления, созданные человеком. Новинка –  это результат интеллектуального  труда человека, воплощенного в новом  предмете, призванного более эффективно и качественно удовлетворять  традиционные или вновь возникающие  общественные потребности.

  1. Содержание понятия «инновация». Основные характеристики (критерии) инноваций.

    В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или  усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Главными компонентами инновационной составляющей являются научно-технические, технологические, управленческие и другие новшества. В современных условиях широкое  хождение имеет точка зрения, согласно которой инновация, являясь важнейшим  условием повышения эффективности  производства и качества продукции, определяет специфику инновационных  процессов и оказывает двойственное влияние на динамику экономического роста. С одной стороны, дает новые  возможности для повышения эффективности  производства, с другой, – делает невозможным повышение в традиционных направлениях. Более объективным  является суждение о том, что инновация  представляет собой сложный процесс  создания, распространения и использования  новшества, что способствует развитию и повышению эффективности производства. Этот процесс направлен на сочетание  технико-технологических и организационных  изменений с качественным преобразованием  в социально-экономической системе, что обеспечивает новый тип рыночного  поведения и определенный социально-экономический  эффект. С точки зрения теории инновация  представляет собой «противоречивое  взаимодействие различных, борющихся  возможностей при переходе нового, становящегося из возможного действительным».

    Инновация, являясь прогрессивным новшеством, представляет собой результаты научных  исследований, направленных на совершенствование  экономических, правовых и социальных отношений в сфере производственной деятельности. Инновация представляет собой высшую форму инновационной деятельности, комплексный процесс создания, распространения и использования нового средства (новшества) для лучшего удовлетворения потребности. Цель инноваций направлена на удовлетворение общественных потребностей в продуктах, процессах, услугах более высокого качественного уровня.

    В рамках зарубежной экономической науки  особое место занимают исследования австрийского экономиста Й. Шумпетера, обосновавшего теоретические подходы в области нововведений и являющегося основоположником теории инновационных процессов в современной ее трактовке. Научные его позиции формировались под воздействием идей Н. Кондратьева. Свою концепцию Й. Шумпетер изложил в 1911 году в работе «Теория экономического развития», в которой нашли отражение исследования, направленные на анализ причин и возможностей возникновения инноваций. Это дало основание сделать вывод о приоритетности первой и второй групп нововведений. Позднее данный автор использовал понятие «инновация», подразумевая под этим любое возможное изменение, происходящее в результате использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического и организационного характера в процессе производства, сбыта и т.д. Это определение понятия инновации легло в основу наиболее распространенных подходов в трактовке основных положений теории инноваций. По убеждению Й. Шумпетера, инновация представляет собой главный источник прибыли. «Прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций. Без развития нет предпринимательской прибыли, без которой не бывает развития».

    Проблема  инноваций рассматривается зарубежными  экономистами с позиции создания и внедрения конкретных видов  техники, технологий и других новых  продуктов. При этом допускается  отождествление инновационных и  научно-технических аспектов. Подобное суждение получило широкое распространение, поскольку лежащий в его основе принцип выделения инноваций с научно-технических позиций отражает их значение и цели в общественном развитии в целом и осуществлении производственно-хозяйственных процессов на макро- и микроэкономических уровнях.

    Изучение  отечественной экономической литературы свидетельствует о том, что само понятие «инновация» также как  и в зарубежной литературе, имеет  множество формулировок. Это связано  с тем, что данное понятие обладает емкостью и сложностью, что исключает  возможность получить однозначную  оценку. За период своего существования  теория в области инноваций в  нашей стране претерпела значительные изменения. Обобщая авторские модификации  определений «инновация», получивших освещение в источниках массовой отечественной информации, следует  выделить наиболее распространенные из них. Принято считать, что инновация  – это «конечный результат  инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, исследуемого в практической деятельности».

    На  основании анализа литературных источников приведем наиболее полно  отражающее определения инновации:

    Инновация как продукт (новшество) — это конечный результат научно-технической деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, технологии или организационно-экономического мероприятия, востребованных рынком для использования в практической деятельности (определение международного стандарта);

    Австрийский ученый И. Шумпетер трактует инновацию  как новую научно-организационную  комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским  духом. Еще в 1911 г. он выделил пять типичных изменений:

  1. использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  2. внедрение продукции с новыми свойствами;
  3. использование нового сырья;
  4. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
  5. появление новых рынков сбыта.

    Позднее, в 30-е годы, он уже ввел понятие  инновации, трактуя его как изменение  с целью внедрения и использования  новых видов потребительских  товаров, новых производственных и  транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

    Анализ  различных определений инновации  приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

    Новизна инноваций оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого и строится классификация инноваций.

  1. По типу новизны для рынка инновации делятся на новые 
    для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия или группы предприятий.

    2. В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

    В Российском научно-исследовательском  институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные; 
  • в области управления.

    Достаточно  полную классификацию инноваций  предложил российский ученый А. И. Пригожин:

    1) По распространенности:

  • единичные;
  • диффузные.

    2) По месту в производственном цикле:

    •  сырьевые;

  • обеспечивающие (связывающие);

    •  продуктовые.

    3) По преемственности:

  • замещающие;
  • отменяющие;
  • возвратные;
  • открывающие;

    •  ретровведения.

    4) По охвату ожидаемой доли рынка:

  • локальные;
  • системные;
  • стратегические.

    5) По инновационному потенциалу и степени новизны:

  • радикальные;
  • комбинаторные;
  • совершенствующие.

    Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну  инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени  выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

    В промышленности различаются два  типа технологических инноваций  — продуктовые и процессные.

    Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт (т.е. радикальная продуктовая инновация) — это продукт, чьи технологические характеристики или предполагаемое использование принципиально новые, либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении. Примером инноваций радикального типа служат микропроцессоры.

Информация о работе Содержание понятия «инновация». Основные характеристики (критерии) инноваций