Сопротивление инновациям

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Основные аспекты сопротивления инновациям……………………………...5
1.1. Сущность и содержание инноваций……………………………………...5
1.2. Феномен сопротивления инновациям на торговом предприятии…….11
1.3. Методы нейтрализации сопротивления инновациям………………….19
2. Особенности сопротивления инновациям на примере ООО "Юмакс-
Иваново"………………………………………………………………………21
2.1. Краткая характеристика ООО "Юмакс-Иваново"……………...……...21
2.2. Процесс сопротивления инновациям в ООО "Юмакс-Иваново"……24
2.3. Причины и пути преодоления сопротивления инновациям………….31
Заключение………………………………………………………………………40
Список используемой литературы……………………………………………..42
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 340.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Основные аспекты  сопротивления инновациям……………………………...5

    1.1. Сущность  и содержание инноваций……………………………………...5

    1.2. Феномен  сопротивления инновациям на торговом предприятии…….11

    1.3. Методы  нейтрализации сопротивления инновациям………………….19

2. Особенности  сопротивления инновациям  на  примере ООО "Юмакс- 

     Иваново"………………………………………………………………………21

     2.1. Краткая характеристика ООО "Юмакс-Иваново"……………...……...21

     2.2. Процесс сопротивления инновациям  в ООО "Юмакс-Иваново"……24

     2.3. Причины и пути преодоления  сопротивления инновациям………….31

Заключение………………………………………………………………………40

Список используемой литературы……………………………………………..42

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       Инновационное управление предприятием по своему содержанию             представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и             взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии,             социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных             наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и             тактика.

       Само  развитие становится возможным благодаря  гению             человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному производительному труду. Но оно же, это развитие, будучи нацелено на             благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет             возможности накопления капитала благодаря повышению             производительности и качества труда и создает, тем самым, условия             для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность.

       Инновационный менеджмент призван обеспечить научную  организацию этого сложного и  богатого по своему содержанию процесса и управление им.

       В данной курсовой работе на тему «Особенности сопротивления инновациям на торговом предприятии» инновационный процесс представлен, в первую очередь, как содержание  социально-экономического развития общества, определяемое объективными закономерностями. Выявление закономерностей  научно-технического развития производства в условиях становления рыночной экономики и разработка новых принципов, обеспечивающих целенаправленность развития, составляют одну из главных особенностей этой курсовой работы.

       Так, система удовлетворения потребностей  представлена в качестве большой экономической системы. В ней  удовлетворение общественных потребностей рассматривается как главная цель не только деятельности предприятий - производителей конечной продукции, но и как миссия предприятий инвестиционных отраслей, обеспечивающих научно-техническое развитие товаропроизводителя. Для достижения этой цели в условиях рыночной экономики необходимо каждому предприятию формировать систему своего развития из     внутренних и внешних элементов. Образование такой системы предполагает совершенно новый подход к организации общественного   производства и управления им.

       Закономерности  развития служат, базой выявления  приоритетности задач  развития в  различных условиях, образования  совокупности системных             принципов технического развития, формирования системы разнообразных,             по природе воздействия, механизмов управления, выявления факторов             повышения работоспособности человека в производственном процессе,             построения корпоративных промышленных структур и т.д.

            Таким образом,   формируется хозяйственный механизм нового типа - комплексный механизм управления, обеспечивающий воздействие на факторы различной    природы. Следует отметить, что ранее действующие механизмы управления формировались как мономеханизмы и это не могло обеспечить  эффективность воздействия на многие факторы социально-экономического   развития.

       Интерес к проблемам теории  инноваций  в последнее время резко возрос, о чём свидетельствует постоянно  возрастающий объем публикаций. Вместе с тем, в литературе понятийный аппарат инноватики разработан далеко не полностью. При этом один  и  тот же термин трактуется по-разному, либо отождествляется. Это говорит об актуальности уточнения  сущности   инновации.

       В данной работе для достижения поставленной цели наиболее подробно рассмотрены два элемента инновационного управления предприятием: источники инноваций и сопротивление инновациям.

       Применительно к торговым предприятиям  инновации представляют собой реализацию в торговую практику результатов исследований  и разработок в виде новых подходов к услугам, позволяющих повысить эффективность производства.

1.Основные  аспекты сопротивления  инновациям

1.1. Сущность и содержание  инноваций

       Понятие «инновация» впервые появилось  в научных исследованиях культурологов еще в XIX в.  И  означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно, речь шла об инфильтрации европейских обычаев  и  способов организации в традиционные азиатские  и  африканские общества.  И  только в начале ХХ столетия стали изучаться закономерности технических нововведений.

       Основоположником  теории  инноваций  считают Й. Шумпетера. Он в своей работе «Теория  экономического развития», изданной в 1912 г., рассматривал инновацию (новые комбинации) как средство предпринимательства для получения прибыли. Автор предпринимателями называл «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций  и  которые выступают как его активный элемент». /9/

       Позднее, в 30-х годах Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений в экономическом развитии:

       - использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

       - внедрение продукции с новыми свойствами;

       - использование нового сырья;

       - изменения в организации производства  и его материально-технического обеспечения;

       - появление новых рынков сбыта.

       Значительный  вклад в исследование  инноваций  внес Н.Д. Кондратьев, который обосновал  теорию больших циклов продолжительностью 50-60 лет, разработал модели циклов конъюнктуры. Он доказал, что переход к новому циклу связан с расширением запаса капитальных благ, создающих условия массового внедрения накопившихся изобретений. Н.Д. Кондратьев связывал переход к новому циклу с техническим прогрессом: «Перед началом повышательной волны каждого большого цикла, а иногда в самом ее начале – писал он – наблюдаются значительные изменения в условиях хозяйственной жизни общества. Эти изменения обычно выражаются в той или иной комбинации, в значительных технических изобретениях  и  открытиях, в глубоких изменениях техники производства  и  обмена». Главную роль в изменениях экономической жизни общества Н.Д. Кондратьев отводил научно-техническим новациям.

       В мировой экономической литературе «инновация » интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах  и  технологиях.

       В исследованиях отечественных экономистов  термин «инновация» стал широко применяться  с переходом экономики к рыночным отношениям. До этого в отечественной экономической литературе проблематика нововведений широко освещалась в рамках исследований научно-технического прогресса (НТП), развития науки  и  техники.

       Для того чтобы эффективно управлять  инновациями  необходимо четко понимать смысл  и  значение термина «инновация». В словарях С. И. Ожегова  и  В. И. Даля понятия «инновация» нет. У С. И. Ожегова есть термин «новация» - нечто новое, новшество, «новшество» - новый порядок, новый обычай, новый метод изобретения, новое явление. В словаре В. И. Даля – «новшество», употребляемое как введенье новизны, новых обычаев, порядков. В «Большой советской энциклопедии» понятие «инновация» также отсутствует.

       В английских терминологических словарях термин «инновация» является синонимом нововведения или новшества. В ряде изданных в последние годы в России энциклопедических словарях  инновация также отождествляется с нововведением, новшеством.

       На  основе изучения в экономической  литературе последних лет на предмет  понятия «инновация» можно утверждать, что существует множество его определений. Систематизация толкований понятия «инновация» приведена в табл.

       Анализ  приведенных определений термина  «инновация» позволяет констатировать, что распространены три точки  зрения. Первая –  инновация  отождествляется с нововведением, новшеством. Вторая точка зрения,  инновация  рассматривается как процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики  и  управления производством. Третья –  инновация  как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога. /10/

       Существует  множество определений «инновация». Так Э.А. Уткин, Н.И. Морозова, Г.И. Морозова под  инновацией  (нововведением) обычно подразумевали объект, внедренный в производство в результате проведенного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. /15/ 

       А.Л. Суворова говорила об инновациях, как  об использовании результатов научных исследований  и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых  и  социальных отношений в области науки, культуры, образования  и  других сферах деятельности. 

       А.С. Кулагин писал об инновациях как  о новой или улучшенной продукции (товар, работа, услуга), способе (технологии) ее производства или применения, нововведении или усовершенствовании в сфере организации и (или) экономики производства,  и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги). /2/

       Большой толковый выделяет в качестве инновации нововведение в области техники, технологии. /5/

       Мы  разделяли позицию тех исследователей, которые считают неправомерным отождествлять понятия «новшество»  и  «инновация». Новшество, считает проф. Р.А. Фатхутдинов – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности.

       Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный  продукт, технологию, управленческий или  производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции  и  т.п.); результатов маркетинговых исследований  и  т.д. Вложение инвестиций в разработку новшества – половина дела. Главное – внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность  и получить положительный результат, затем продолжить диффузию  инновации. Эти этапы относятся к инновационной деятельности как процессу.

       Таким образом, новшество выступает как  конкретный результат научных исследований  и  разработок в виде новой продукции, техники, технологии, информации, методики  и  т.д. В свою очередь,  инновация  представляет собой процесс внедрения  новшества с целью изменения объекта управления  и  получения научно-технического, экономического  и  социального эффекта.

       На  наш взгляд,  инновация  должна обладать следующими свойствами: иметь  новизну, применимость в любой сфере  деятельности человека, реализована на рынке, приносить экономический  и  другие виды эффекта.

       Обобщая приведенные определения этого  термина, можно дать следующую формулировку понятия  инновация.  Инновация  – коммерциализация научных знаний, получивших воплощение в виде новой  или усовершенствованной продукции (услуги), техники, технологии, организации производства, управления  и  приносящих различные виды эффекта. /3/

Информация о работе Сопротивление инновациям