Совершенствование инновационной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Современное экономическое развитие характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах приходится от 80 до 95 % прироста ВВП. Внедрение новых технологий стало ключевым фактором успеха в рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг.

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 1.23 Мб (Скачать)

    

    

    

    

1 Теоретические аспекты инновационной  деятельности

1.1 Значение инновационной  деятельности в развитии предприятия

 

Современное экономическое  развитие характеризуется ведущим  значением научно-технического прогресса  и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых  знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах приходится от 80 до 95 % прироста ВВП. Внедрение новых технологий стало ключевым фактором успеха в  рыночной конкуренции, основным средством  повышения эффективности производства и улучшения качества товаров  и услуг. Нововведения являются необходимым  условием успеха в конкурентной борьбе, позволяя передовым фирмам добиваться сверхприбылей за счет монопольного присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при освоении новых продуктов  и технологий.

Инновация — это результат  инвестирования интеллектуального  решения в разработку и получение  нового знания, ранее не применявшейся  идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные  формы существования социума, такие  как образование, управление, организация  труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс  внедрения (производства) этого, с фиксированным  получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Важной особенностью современного экономического роста стал переход  к непрерывному инновационному процессу [5, c.32]. Интенсивность НИОКР во многом определяет сегодня уровень экономического развития. В глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научных исследований и научно-технического прогресса. Поэтому успех в глобальной конкуренции тех или иных фирм напрямую связан с государственной научно-технической политикой стран их базирования.

Современное понимание роли инноваций и инновационной деятельности компаний в глобальной конкуренции  имеет долгую предысторию [11, c.61]. Попытки объяснения явления конкурентоспособности и причин его формирования были предприняты еще в XIX веке. Выдвинутая А. Смитом теория абсолютного преимущества смогла объяснить, почему страны, обладая экономическими ресурсами, могут выигрывать от развития международной торговли независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо обосновал теорию сравнительного преимущества, указывая, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем. Он доказал, что экономические ресурсы – природные, трудовые и др. – распределены между странами неравномерно, а также эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов.

В 1991 году М. Портер [7, c.54] предложил новое понимание роли инноваций и инновационной деятельности компаний в глобальной конкуренции. Очевидным фактом является то, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы. Исходя из того, что на мировом рынке конкурентная борьба ведется между фирмами, а не странами, М. Портер доказывает, что единственно разумная концепция объяснения конкурентоспособности на национальном уровне – это производительность, понимаемая как объем продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала. Производительность, по его мнению, – основной детерминант долгосрочного стандарта жизни, основной источник национального дохода на душу населения.

Сравнительное преимущество благодаря более низким факторным  издержкам (например, труд, сырье, капитал  или инфраструктура) или объемам  по-прежнему существует, но в большинстве отраслей оно уже не предоставляет конкурентного преимущества. Глобализация теперь позволяет фирмам добиваться сравнительных преимуществ за счет таких факторов производства, как сырье, капитал и даже оригинальные научные знания, имеющих место где угодно, и распределять отдельные виды деятельности по разным странам, чтобы получить преимущество дешевого труда или капитала.

Конкурентное преимущество местоположения возникает не непосредственно  из доступности дешевых факторов производства или объемов, а из наивысшей  производительности при использовании  этих ресурсов. Наиболее динамичные и  новаторские компании в таких  местах могут повсюду превзойти  своих конкурентов – даже укоренившихся  конкурентов, пользующихся преимуществами дешевых факторов производства или  экономии, обусловленной ростом масштаба производства, в сочетании с устаревшими  методами организации работы. В конкуренции  производительностей фирмы расширяют  свою деятельность в глобальных масштабах  с целью доступа к факторам производства и рынкам, но конкурентное преимущество возникает в процессе реализации инноваций и роста  производительности.

Сегодня уже стал общепризнанным тот факт, что компании добиваются конкурентных преимуществ только посредством  инноваций [7, c.81]. Хотя каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию, глубинные принципы их деятельности, характер и эволюция оказываются в своей основе у всех одинаковыми: только постоянными улучшениями и нововведениями можно добиться высокого уровня производительности и повышать его с течением времени.

Источником инноваций  являются знания, которые приобретает  компания в ходе своей деятельности [11, c.53]. Именно приобретенные в ходе НИОКР знания воплощаются в виде инноваций, нововведений и новшеств, регистрируются в виде патентов, изобретений и авторских свидетельств. Обладание знаниями является отправной точкой для компании к осуществлению инновационной деятельности. Поэтому приобретение знаний, управление ими и их использование в НИОКР является важной составляющей инновационного менеджмента, который классифицируется как менеджмент знаний.

В общем случае процесс  управления знаниями представляет собой  процесс получения, обобщения, накапливания, хранения, защиты и применения знаний. Стратегия управления знаниями может  пониматься как баланс основанных на знании ресурсов и способностей относительно знаний, необходимых для получения  продуктов или услуг, способных  превзойти таковые у конкурентов. Идентификация того, какие основанные на знании ресурсы и способности  значимы, уникальны и не поддаются  имитации, точно так же как и  то, насколько эти ресурсы и  способности обеспечивают продукцию  фирмы и ее рыночные позиции, является существенным элементом стратегии  менеджмента знаний.

Фирмы, ориентированные на использование внутреннего знания, исповедуют наиболее консервативный стиль  управления, те, кто полностью интегрирует  получение знаний и их эксплуатацию вне зависимости от текущих задач  и рамок организации (безграничные новаторы) представляют пример наиболее агрессивного стиля управления. В  наукоемких отраслях последние обычно превосходят конкурентов, придерживающихся более консервативных стилей. Агрессивная  стратегия требуется и при  отставании компании в конкурентной борьбе [5, c.75].

Компании с консервативным стилем управления знаниями рассматривают  знания как актив, который следует  защищать. Агрессивные фирмы рассматривают  новые знания как результат процесса разрушения устаревшего знания: они  не ждут, когда конкуренты разрушат значимость знаний, которыми они обладают сегодня. Агрессивные фирмы меньше внимания обращают на создание барьеров для обмена знаниями или их передачи. Они защищают свои позиции в обладании  знаниями путем набора и воспитания интеллигентных, лояльных и компетентных работников, поддержки общей культуры обучения, цельности и сотрудничества.

В отраслях, где большинство  фирм использует консервативный стиль  управления, знания медленно растекаются  по отрасли, а возможности обучения во многом ограничены. В отраслях, где  много агрессивных фирм, знания перетекают быстро, преимущество таких компаний основывается на способности абсорбировать  внешние знания, агрегировать их с  внутренними целями, формировании нового видения быстрее, чем это делают конкуренты.

Рассмотрение экономики через призму кластеров [18, c.43], а не традиционного деления по отраслям и секторам промышленности, позволяет глубже понять внешние факторы, стимулирующие инновационную активность компаний и формирование их конкурентных преимуществ.

Формирование конкурентных преимуществ на основе инноваций  может быть достигнуто только посредством  их реализации, воплощении в новых  товарах и в использовании  новых технологий. Это, в свою очередь, выводит компании на новый технологический  уровень, обеспечивая технологическое  превосходство перед конкурентами, на основе которого и формируются  конкурентные преимущества. Для успеха в глобальной конкуренции компании недостаточно иметь конкурентные преимущества, важно выбрать и сформировать правильную стратегию. Поэтому стратегия  компании и стратегическое управление становятся промежуточным звеном этой цепочки.

Выявленная последовательность «знания – инновации – технологическое  превосходство – конкурентные преимущества – стратегия и стратегическое управление компанией – успех  в глобальной конкуренции» объясняет  современные этапы достижения успеха в глобальной конкуренции, обосновывает важность знаний и инноваций в  конкурентной борьбе, неразрывно связывает  менеджмент знаний, инновационный, технологический  и стратегический менеджмент. Это  обусловливает появление нового понимания в управлении глобальными  компаниями и видения со стороны  высшего руководства.

Инновации как результат  инновационной деятельности, с одной  стороны, должны быть ориентированы  на лучшее, более полное удовлетворение запросов потребителей, а с другой — на получение определенного  эффекта, заключающегося в обеспечении  экономической стабильности предприятия, основывающейся на постоянстве получения  прибыли и её увеличения.

Во-первых, это расширение номенклатуры реализуемой продукции (услуг). Применительно к уже функционирующему предприятию расширение номенклатуры выпускаемой продукции возможно только по двум направлениям: за счет выпуска  новой продукции или за счет совершенствования  уже выпускаемой продукции либо оказываемой услуги. Очевидно, что  как первое, так и второе направление, обеспечивающее расширение номенклатуры выпускаемой продукции (услуг), а  в конечном счете ведущее к  увеличению прибыли, напрямую связаны  с инновационной деятельностью, так как совокупность работ, связанных  с разработкой, освоением и улучшением уже производимой продукции по своей  сути является инновационной деятельностью.

Во-вторых, максимизация цены, по которой реализуется продукция  или оказывается услуга. Очевидно, что возможность увеличения цены реализации продукта или услуги напрямую зависят от спроса и предложения  продукции. Важнейшее значение здесь  имеет следующее: действует ли предприятие  в условиях конкурентной борьбы или  занимает монопольное положение.

В-третьих, минимизация затрат на изготовление и реализацию единицы  продукции (услуги). Снижение затрат на изготовление и реализацию единицы  продукции или услуги возможно только двумя путями; либо за счет мобилизации  резервов уже используемой технологии, либо за счет освоения новой технологической  цепи или новых элементов в  старой технологической цепи. При  этом имеется в виду как освоение новой техники, технологии, так и  новых методов организации и  управления производством и сбытом продукции. Пути максимизации прибыли  предприятия за счет минимизации  затрат на изготовление и реализацию единицы продукции (услуги) определяются эффективностью инновационной деятельности.

В-четвертых, максимизация объемов  реализации продукции или услуги. Здесь можно выделить два основополагающих направления: увеличение объемов реализации старой продукции (услуги) и новой. В  свою очередь, увеличение объемов реализации старой продукции возможно за счет проведения комплекса маркетинговых  мероприятий, направленных на стимулирование сбыта (реклама, лотереи, конкурсы, распродажа и т. д.), выход на новые рынки  со старой (для данного предприятия) продукцией, а также за счет повышения  потребительской привлекательности  продукции. В данном случае под потребительской  привлекательностью имеется в виду совокупность параметров продукции, отражающих ее способность удовлетворять как  уже существующие, так и новые, в том числе скрытые (неосознанные) требования потребителей. В свою очередь, потребительская привлекательность  включает этакие элементы, как цена продукции, качество и дополнительные функции продукции. Повышение потребительской  привлекательности будет означать привлекательное с точки зрения потребителей изменение вышеозначенных элементов. Очевидно, что деятельность, вязанная с повышением качества выпускаемой  продукции (услуги), а также придание ей новой функции, будет являться инновационной. В свою очередь, выпуск новой продукции является также  результатом инновационной деятельности. Таким образом, увеличение объёмов  реализации продукции или услуги также во многом достигается за счёт соответствующих инновационных  преобразований.

Таким образом, роль инноваций  в глобальной конкуренции заключается  в том, что они предоставляют  возможности компаниям, осуществляющим инновационную деятельность, посредством  их реализации обеспечить технологическое  доминирование на рынке и победу в конкурентной борьбе при условии  правильно сформированной стратегии. Успех в глобальной конкуренции, в конечном счете, зависит от видения  и понимания высшим руководством компаний правильно выбранной и реализуемой стратегии на основе сформированных конкурентных преимуществ.

 

1.2 Методы анализа  эффективности инновационной деятельности

 

В основе оценки эффективности  деятельности лежит сравнительный  анализ объема предлагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Сравниваемые величины относятся в  большинстве случаев к различным  временным периодам и поэтому  наиболее важной проблемой в этом случае, так же как и при определении  экономической эффективности новой  техники и технологии, является проблема сравнивания доходов и затрат и приведения их в сопоставимый вид. Причинами проведения процесса дисконтирования (приведения в сопоставимый вид) могут  являться инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного  производства, различные горизонты  прогнозирования, изменения в налоговой  системе и т.д.

Информация о работе Совершенствование инновационной деятельности предприятия