Стадии разработки инновационного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:13, доклад

Описание работы

Инновационный проект - частная форма организации и управления инновационным процессом (инновационной деятельностью), результатом которой служит конкретнаяинновация (инновационный продукт).

Работа содержит 1 файл

Инновационный проект.doc

— 39.50 Кб (Скачать)

Инновационный проект - частная форма организации и управления инновационным процессом (инновационной деятельностью), результатом которой служит конкретнаяинновация (инновационный продукт).

Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.

Реализация инновационного проекта - процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.

Цель инновационного проекта - создание новой или изменение  существующей системы - технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих), коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

Управлением инновационными проектами занимается инновационный менеджмент.

Примеры успешно работающих отечественных инновационных проектов. В области образования: московский культурологический лицей № 1310 (считатеся лидером в области инноваций). В области медицины: СПИД-центр под руководством В.И. Покровского.

Стадии разработки инновационного проекта

Разработка  инновационного проекта включает в себя две основные стадии : 1. Предынвестиционная. Поиск и обоснование жизнеспособности инновационной идеи. Научные и маркетинговые исследования и разработка технико-экономического обоснования. 2. Инвестиционная. Вложение денег и материальное воплощение проекта.

1. Поскольку выведение  на рынок инновационных продуктов,  как правило, требует инвестирования, необходимо обосновать целесообразность  вложения денег и возможность  получения прибыли от инновации.  Важная задача исследовательской  части проекта - доказать, что идея не только является инновационной, но и будет принята рынком.

Разработка инновационного проекта начинается с поиска идеи.

Поиск идеи для инновационного проекта может производиться: - на основе последних научных разработок и исследований, - анализа потребительского спроса (маркетинговых исследований, опросов потребителей)

Поиск идеи для инновационного проекта - творческая задача, часто  для этих целей используется ТРИЗ[1].

Жизнеспособность  идеи зависит от множества факторов: - уникальность проекта, наличие конкурентов  и похожих проектов; - наличие научных разработок и исследований по данному проекту; - наличие очевидной пользы (выгоды) для потребителя, заложенной в инновационном продукте; - наличие потребности в продукте, портрет потребителя, объем рынка; - соотношение затрат на реализацию проекта и коммерческого эффекта; - наличие исходного капитала или возможности приобретения займа/кредита; - масштабность проекта, сроки исполнения и окупаемости, необходимость дополнительных вложений; - маркетинговая стратегия, варианты позиционирования продукта; - уровень профессионализма и личной заинтересованности исполнителей проекта; - юридическая защищенность проекта - соответствие законодательству, необходимость получения сертификатов, лицензий, наличие патентов, авторских прав, возможность получения поддержки со стороны государства (субсидий, льгот);

В результате анализа  всех указанных факторов делается предварительное  решение об инвестировании. После  этого начинается разработка документации - научные изыскания и технико-экономическое  обоснование, их согласование и утверждение.

Логическим завершением  первой фазы является принятие решения  о целесообразности исполнения инновационного проекта и инвестирования.

2. Вторая фаза - реализация, материальное воплощение инновационного  проекта. Мониторинг показателей,  разрешение конфликтов и корректировка проекта.

Структура инновационного проекта

Каждый инновационный  проект должен содержать следующие  основные разделы:

  • Сущность инновационного проекта, обоснование его деловой привлекательности в резюмирующей форме;
  • Предприятие, реализующее инновационный проект. Полные сведения о деятельности, юридическом статусе, возможностях;
  • Продукт, его характеристика;
  • Анализ рынков сбыта продукции, конкуренция;
  • Стратегия маркетинга инновационного продукта;
  • Организация производственного процесса;
  • Организация управления;
  • Риски и их страхование;
  • Стратегия финансирования.

Классификация инновационных проектов

Инновационные проекты  могут классифицироваться в зависимости  от области применения на:

• исследовательские; • научно-технические; • организационные;

По уровню решения  инновационные проекты подразделяются на: • федеральные; • региональные; • принимаемые на уровне предприятия, организации.

По типу инновации  подразделяются на:

• новый товар; •  новая услуга; • новый метод  производства; • новый метод управления; • новый рынок; • новый источник сырья;

По отношению к  уже имеющимся системам - подрывные инновационные проекты, предлагающие совершенно новую систему, предполагающие отказ от существующих моделей, имеющие целью завоевания существующих или абсолютно новых рынков - поддерживающие инновационные проекты, целью которых служит усовершенствование существующих систем, повышение их качества

Инновационные проекты  также бывают по степени завершенности - конечные и промежуточные, по времени  исполнения также долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.

Особенности инновационного проекта

1. Каждый инновационный  проект должен пройти цикл "наука-производство-потребление". Идея инновационного проекта  должна иметь основу в форме  научных и маркетинговых исследований, как и производство, должно подстраиваться  под потребителя и опираться  на научные разработки.

2 Сложность прогнозирования  результатов и как итог - повышенные  риски. Появление нового всегда  связано с высоким риском непринятия  обществом. Консерватизм в этом  плане присущ не только большей  части общества, но и большинству  российских объектов производства, не способных воспринять инновации даже технически. Вероятность получения положительных результатов в зависимости от вида и характера инновационных исследований колеблется от 5 до 95%.

3. . Разработка и  внедрение инновационного проекта -творческая и уникальная задача. Поэтому многое зависит от энтузиазма и личной заинтересованности исполнителей. Анализ причин неудач инновационных проектов на западе показал, что частой причиной этих неудач является управление проектом обычными наемными менеджерами, имевших единственную мотивацию в виде денег.

4. Организация работы  участников проекта. Наличие свободной  воли и высокой мотивации участников  проекта делает привычную организацию  труда и создание трудовой  дисциплины нецелесообразной. Поэтому необходим адекватный подход к выбору руководителями стиля управления.

5. Отсутствие привычных  стандартов для инновационного  проекта. Даже самая четкая  концепция проекта может претерпеть  серьезные изменения в процессе  разработки.

Информация о работе Стадии разработки инновационного проекта