Стратегические альянсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:18, реферат

Описание работы

овременные тенденции развития мировой экономики в целом и национальных экономик как ее составных структурных элементов, объективно определяют углубление глобализации, усиление взаимосвязей и взаимозависимостей между экономическими субъектами. Либерализация(это расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность) внешнеэкономической деятельности, повышение открытости экономик, лежащие в основе глобализации, создают предпосылки для динамичного развития мобильности потоков товаров, услуг, капитала, труда, технологий .

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие и сущность глобализации ………………………………………..4
2. Глобализации как основа появления организационных форм сотрудничества – стратегические и технологические альянсы…………...8
3. Формирование международных стратегических технологических альянсов…………………………………………………………………………13
4. Практическая часть на примере промышленных предприятий. ...…..16
Заключение……………………………………………………………………...21
Список использованной литературы………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Международные технологические альянсы как элемент стратегии корпораций в условиях углубления глобализаци1.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

                                        Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Понятие и сущность глобализации ………………………………………..4

2. Глобализации как основа появления организационных форм сотрудничествастратегические и технологические альянсы…………...8

  3. Формирование международных стратегических технологических альянсов…………………………………………………………………………13

4. Практическая часть на примере промышленных предприятий. ...…..16

Заключение……………………………………………………………………...21

Список  использованной литературы………………………………………..25

                                                   

                                                  

                                                       Введение

          Современные тенденции развития мировой экономики в целом и национальных экономик как ее составных структурных элементов, объективно определяют углубление глобализации, усиление взаимосвязей и взаимозависимостей между экономическими субъектами. Либерализация(это расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность) внешнеэкономической деятельности, повышение открытости экономик, лежащие в основе глобализации, создают предпосылки для динамичного развития мобильности потоков товаров, услуг, капитала, труда, технологий . 
Длительное время считалось, что страны могут обеспечить своим гражданам лучшую жизнь, изолировав национальные хозяйства и поддерживая лишь минимальные экономические контакты с другими государствами, и отдельные экономические концепции благосостояния нации поддерживали данный тезис. Однако эволюция мирового хозяйства привела к тому, что в действительности, начиная с периода после второй мировой войны, страны постепенно вступали на путь все большей открытости в сфере экономических отношений, которая в настоящее время достигла высокой степени развития для всех национальных экономик.  
Глобализация мирового хозяйства, рост масштабов экономической экспансии транснациональных корпораций, а также усиление конкуренции на мировых рынках являются важнейшими факторами, определяющими развитие мировой экономики в настоящее время. Связанные с ними интеграционные процессы в промышленности в наши дни становятся все более масштабными и динамичными. Среди многообразия форм сотрудничества компаний в последние десятилетия особое место занял феномен «международных технологических альянсов». С их помощью компании-партнеры быстро приспосабливаются к переменам в новых технологиях, осуществляют инновационные прорывы, разделяют с партнерами риски и выгоды при преодолении границ стран и экономических союзов и быстрее выходят на новые рынки сбыта. Динамичное формирование в конце прошлого столетия различных по целям и стратегии альянсов в разных отраслях промышленности позволило крупнейшим западным корпорациям достичь значительных результатов в области увеличения эффективности деятельности и повышения производительности труда.

         

Глава 1. Понятие и сущность глобализации

Характерной особенностью развития мировой экономики  стало развитие процесса глобализации. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, (глобализм) – возрастание роли внешних факторов (экономических, социальных и культурных) в воспроизводстве всех стран-участниц этого процесса, формирование единого мирового рынка (рынков) без национальных барьеров и создание единых юридических условий для всех стран. Как особая фаза международных отношений, зародилась несколько десятилетий назад, но ее формирование не завершилось и к началу третьего тысячелетия. МБРР описывает глобализацию как «увеличивающуюся экономическую взаимозависимость стран мира как следствие возрастающего объема и возрастающего многообразия международных перемещений товаров, услуг и интернациональных потоков капитала, а также все более быстрого и широкого распространения технологии».

          Глобализации рассматривают ее как широкий, многоплановый процесс, захватывающий все стороны жизни человеческого общества. Во-первых, они считают, что глобализация вытекает из саморазвития экономики. Во-вторых, способствуя свободным потокам товаров, капиталов и информации, глобализация создает «наилучшие условия для роста и человеческого благосостояния». В-третьих, глобализация способствует формированию единого мирового социально-экономического строя, фактически приводя к одновариантности развития. В-четвертых, «международное распространение культуры было, по меньшей мере, так же важно, как и экономические процессы». Она проявляется сегодня во всех без исключения индустриальных странах, включая Россию.

     Глобализация  ведет к неизбежному обострению межфирменной конкуренции. Промышленные компании и предприятия разных стран мира вынуждены ориентироваться при организации производства на лучшие технические решения, приспосабливая их к условиям и потребностям локальных рынков(местный рынок- совокупность отношений продавцов и покупателей конкретного товара или товарной группы, сфера деятельности которых ограничивается преимущественно одним городом, районом или определенной их частью.). В итоге появляются мощные стимулы для торговли технологиями и углубления международной научно-технической кооперации на принципах стратегического партнерства в рамках неформально складывающихся транснациональных олигополистических группировок, имеющих общие экономические интересы.

     Включаясь через такие партнерства в  международное разделение труда, предприятия из стран с менее развитой экономикой укрепляют свои позиции на внутреннем рынке, получают доступ к передовым технологиям и ресурсам на их освоение. Крупнейшие промышленные компании мира получают от подобной кооперации ряд преимуществ перед конкурентами при освоении новых для себя рынков. Все это способствует в конечном счете как скорейшему удовлетворению формирующихся под воздействием технологического прогресса новых потребностей населения в различных частях земного шара, так и повышению эффективности использования имеющихся общественных ресурсов.

     Появление необходимых технологических возможностей для быстрого перемещения потоков  капитала, экономической и научно-технической информации в режиме реального времени в сочетании с имеющимися в регионах ресурсами человеческого капитала ведет к концентрации инвестиций в наиболее перспективных с экономической точки зрения направлениях, ускорению новых радикальных технологических нововведений и тем самым к повышению темпов экономического роста (рис. 7.8).

Следует ожидать, что в XXI в. процесс производственной и технологической интеграции продолжится еще более высокими темпами и превратится из устойчивой тенденции в глобальное экономическое явление.

 

     Это произойдет под влиянием многих причин, среди которых на переднем плане  находятся:

     1)   формирование глобального финансового  и фондового рынка;

     2)   обострение международной конкуренции  и усиление ее глобального характера;

     3)   рост масштабов экономической  деятельности транснациональных корпораций;

     4)   совершенствование и дальнейшее  развитие средств связи, в том  числе на основе создания глобальной  сети Интернет, применения оптоволоконных линий и запуска специальных искусственных спутников Земли;

     5)   истощение природных ресурсов  и загрязнение окружающей среды.

     Вместе  с тем кризис на фондовых и валютных биржах стран Юго-Восточной Азии, перекинувшийся затем на Россию и  ряд стран Латинской Америки, и резкое падение рынка акций высокотехнологичных компаний со второй половины 2000 г. свидетельствуют о том, что глобализация технологического развития не дает гарантий для обеспечения устойчивого роста в долгосрочной перспективе. Нельзя a priori исключать в будущем негативного влияния на всю сферу НИОКР и особенно наукоемкий бизнес незначительных (и даже порой случайных) локальных возмущений глобального рынка капиталов.

     Тем не менее весь опыт человечества свидетельствует  о том, что повернуть вспять ход  истории невозможно. Все равно возобладают объективные по сути экономические процессы, способствующие концентрации человеческого капитала и максимизации эффекта от увеличения масштабов производства при снижении сопутствующих трансакционных издержек. Следовательно, мы должны быть готовы к тому, что, несмотря на весь свой противоречивый характер, технологическая глобализация будет и в дальнейшем расширяться и углубляться.

     Одной из основных движущих сил глобализации являются несколько десятков тысяч транснациональных корпораций (Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) - компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах), которые имеют в разных странах сотни тысяч своих филиалов. На их долю сегодня приходится примерно четверть мирового производства и примерно треть производства тех стран, к которым они официально относятся. 
 
 
 

2. Глобализации как основа появления организационных форм сотрудничествастратегические и технологические альянсы.

             Определенный запас прочности развитию процесса глобализации придают относительно новые формы международного партнерства, отчетливо проявившиеся в 90-е гг. К ним относится развитие научно-технической, производственной и маркетинговой кооперации на основе формирования стратегических альянсов. Стратегические альянсы (СА) — это соглашения об относительно продолжительном сотрудничестве двух или более партнеров для достижения коммерческих целей, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния. Количество стратегических альянсов между крупными фирмами быстро растет. За последние несколько лет создано более 20 000 стратегических альянсов. В среднем, каждая из 500 крупнейших корпораций участвует в 60 крупных стратегических альянсах.

Вступление  в альянсы позволяет компаниям присоединять различные ресурсы, эффективно использовать разделение труда, получать доступ к новым знаниям и технологиям.

             Особенно эффективны инновационные альянсы в высокотехнологических и быстроразвивающихся отраслях, позволяя участникам резко сократить время проведения НИОКР, распределить риски, связанные возможными неудачами и непредвиденными изменениями. В высокотехнологических отраслях изменения становятся постоянными. Стремительные темпы разработки и внедрения инноваций меняют традиционные предпринимательские стратегии и обуславливают необходимость развития способностей к сотрудничеству как основной компетенции фирмы. Умение находить нужных партнеров и формировать альянсы становится краеугольным камнем конкурентоспособности компании. В условиях глобального рынка и неопределенности, присущей современной бизнес-среде, именно готовность к сотрудничеству является стратегическим императивом успешной компании.

            Значительную угрозу для эффективности стратегических альянсов (как и других форм кооперации) представляет риск утечки важной деловой или технологической информации. Многие проекты создания стратегических альянсов терпят неудачу, так как участники опасаются потери ключевых ноу-хау и технологий. Альянсы лучше всего подходят для объединения «распределенных», знаний в условиях постоянно меняющейся внешней среды. При высокой нестабильности внешней среды альянсы эффективны для организационного обучения и уменьшения стратегической неопределенности.

           Особое внимание при выборе рациональной формы развития альянса уделяется фактору «неопределенности поведения» или «поведенческим» издержкам. Недоверие к партнеру обуславливает значительные расходы на контроль и охрану конфиденциальной информации, осложняет совместное принятие решений.

             Последние означают такую организацию кооперации между промышленными компаниями разных стран, при которой все участники:

     1)   вносят свой вклад в достижение общих целей в рамках выбранной для сотрудничества области;

     2)  разделяют между собой все выгоды от подобного сотрудничества и пользуются правом контроля за его осуществлением;

     3)   сохраняют при этом формальную самостоятельность и независимость друг от друга.

     На  доконкурентных стадиях совместного  освоения новых продуктов или технологий преобладают стратегические альянсы, нацеленные на проведение НИОКР. На более поздних конкурентных стадиях также распространены производственные и маркетинговые альянсы.

     Прообразом  современных международных стратегических альянсов (и одной из организационных форм, сохраняющих свое значение до настоящего времени) можно назвать совместные предприятия, которые создаются крупными компаниями в целях разделения рисков при осуществлении крупных проектов.

     Однако  сегодня стратегические альянсы  создаются не только для разделения затрат на освоение новых видов продукции или услуг, но и для других целей, например хеджирования (страхования) на случай более успешного продвижения конкурирующих технологических стандартов, получения доступа к дефицитным ресурсам или новым рынкам. К этой форме стратегического менеджмента прибегают как мелкие и средние, так и самые крупные промышленные компании. Так, Xerox и Corning Glass известны своей приверженностью к созданию совместных предприятий для выхода на новые рынки и получения доступа к новым технологиям. Для этих же целей применяются технологии слияния и поглощения.

Информация о работе Стратегические альянсы