Стратегия инновационного развития предприятия и его инновационный потенциал

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время успешность деятельности предприятия на рынке определяется уровнем ее конкурентоспособности, которая во многом зависит от стратегии предприятия. Инновационная деятельность является фактически единственным средством, обеспечивающим поддержание уровня конкурентоспособности любой экономической системы.
Она представляет существенное условие выживания любого предприятия в конкурентной борьбе, а ее масштабы и характер гарантируют их успешное развитие. Предприятие обязано само заботиться о сохранении конкурентоспособности и получении прибыли.

Содержание

Введение 3
Сущность и механизм инновационного развития предприятия 5
Создание и реализация инновационной стратегии предприятия 11
Инновационный потенциал предприятия на современном этапе 17
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

     Основным  товаром рынка новаций является научный и научно-технический результат - продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными и другими законодательными и нормативными актами.

     Сущность  инновационного развития предприятия  состоит в системном осуществлении  структурных изменений как результатов внедрения новых изобретений, наращение действующих мощностей или же в их перепрофилировании через инновационные процессы и применение таких продуктов интеллектуальной деятельности, как передовые технологии и объекты интеллектуальной собственности научно- технической сферы с целью их коммерциализации. Успешное достижение перспективных целей инновационного развития предприятия происходит при условии четкой координации действий на этапах инновационного процесса и эффективного использования их возможностей. 

  1. Создание  и реализация инновационной стратегии  предприятия
 

     Стратегическое  управление инновациями решает вопросы планирования и реализации инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный скачок в предпринимательстве, производстве или социальной среде предприятия.14 В широком смысле — это процесс предвидения глобальных изменений в экономической ситуации и поиска крупномасштабных решений, обеспечивающих выживание и устойчивое развитие предприятия. Любые стратегические меры, предпринимаемые организацией, так или иначе основаны на нововведениях. Инновационная политика (стратегия нововведений) требует объединения технической политики с политикой капиталовложений. Такая политика основывается на определенных объектах исследований и поиске новых технологических возможностей.

     Существует  достаточно много определений понятия  «стратегия». В узком смысле стратегия определяется как набор правил для принятия решений; системный подход, обеспечивающий организации сбалансированность и общее направление роста; инструмент, оказывающий помощь фирме в условиях нестабильности. В этом плане стратегию рассматривают и как процесс принятия решений, взаимосвязанный комплекс действий, комплексный план достижения целей или путь достижения целей.

     В широком смысле стратегию можно  определить как совокупность принципов, методов, средств и путей действий, используемых для принятия решений, направленных на достижение поставленных целей.

     С выбором стратегии связано создание планов проведения исследований и разработок, а также других форм инновационной  деятельности.

     Стратегическое  планирование преследует определенные цели, основными из которых являются следующие:

     1. Эффективное распределение и использование ресурсов.

     2. Адаптация к внешней среде. 

     Цели  могут быть долгосрочными — до 10 лет, среднесрочными — до 5 лет и краткосрочными — до одного года.15 Цели не должны отрицать друг друга и уточняются с учетом возможных изменений. При этом выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы, и факторы, благоприятствующие ее деятельности. Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволяют грамотно продумать стратегию конкурентной борьбы. Для этого необходимо выявить основных конкурентов и их рыночные позиции (доля рынка, цели, объем продаж продукции и т. д.). С этой целью проводят исследования по таким направлениям:

  • оценка текущей стратегии конкурентов (поведение на рынке, методы продвижения товаров, нововведения и т. д.);
    • влияние внешней среды на конкурентов;
    • прогнозирование будущих действий конкурентов.

     Стратегическое  планирование требует проведения многочисленных объемных исследований и основано на сборе и анализе данных перерабатываемой среды. Это позволяет постоянно контролировать рынок, где обстановка изменяется стремительно. Стратегию разрабатывают так, чтобы ее можно было заменить на другую. Разработка стратегии начинается с четкой формулировки общей цели организации, понятной каждому ее сотруднику. Общая цель должна учитывать такие основные факторы:

  • основное направление деятельности организации;
  • рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли, отношение к потребителю, ведение деловых связей);
  • культуру организации, ее традиции, рабочий климат.

      Факторы, определяющие условия инновационного развития экономики России, оказывают  неоднозначное воздействие на социально-экономическую  среду, формирующую как потребность  в инновациях, так и средства реализации инновационных программ.16

      Фактор  цикличности будет противоречиво  воздействовать на уровень инновационной  активности и темпы экономического роста. Отставание, связанное с освоением  постиндустриального (технологического и экономического) способа производства, ограничивает возможности освоения базисных инноваций. В то же время старение производственного аппарата и необходимость его обновления на новейшей, эффективной базе при ограниченности ресурсов стимулирует поиск и освоение принципиально новых технологий, которые позволят провести модернизацию при относительно меньших затратах ресурсов.

      В современных условиях значительно  возрастает роль государства в развитии инновационной сферы в России, поскольку в ходе деформационных процессов, сопровождающих трансформацию социалистической экономики в рыночную, значительно пострадала отраслевая наука и чрезвычайно слаба мотивация бизнес-структур к инновационной деятельности. Направление, где государственная поддержка особенно необходима, - это создание финансовых условий для инновационной деятельности. Только при их обеспечении инвестиционный фонд может стать эффективным инструментом государственной поддержки развития инновационной сферы.

     В современных условиях переход России на инновационный путь развития практически невозможен без включения в глобальные и региональные технологические и финансовые потоки, без последовательной интеграции в мировые рынки.17 В этой связи возрастает потребность в выработке долгосрочной стратегии участия в формировании глобального экономического и научно-технологического пространства. Она должна стать органической частью общенациональной стратегии социально-экономического развития, нацеленной на всемерное содействие решению предусматриваемых ею задач путем использования возможностей международного разделения труда в сферах науки и техники, производства, торговли и финансов. Это предполагает продуманное определение перспективных направлений международной специализации России с учетом ее (имеющихся и потенциальных) конкурентных преимуществ, а также изменений, происходящих в мировой экономике и на международных рынках.

     Одной из главных стратегических задач России представляется постепенное изменение профиля ее международной специализации и диверсификация экспортного потенциала за счет ускоренного развития новой ресурсной базы в виде продуктов научно-технической деятельности, наукоемких изделий и услуг.

     Задачи повышения конкурентоспособности, и следовательно эффективности экономической деятельности, приобрели для России на современном этапе универсальный характер. Они касаются, по сути дела, всех отраслей и предприятий страны, всех уровней управления, но до сих пор в основном решены только в отношении топливно-сырьевых ресурсов, которые завоевали прочные позиции и на внутреннем, и на внешнем рынке. Значительно сложнее положение на предприятиях других отраслей экономики, продукция большинства которых находит спрос, главным образом, внутри страны, но и здесь с трудом выдерживает конкуренцию со стороны импортных товаров. Это объясняется не только недостаточными инвестициями в их развитие, но и тем, что ввиду слабости рыночных конкурентных начал на внутреннем рынке они не испытывают органической потребности в систематическом обновлении выпускаемой продукции и используемого оборудования, что резко снижает их конкурентоспособность.

     Существует  много различных видов стратегии: наступательная, защитная (оборонительная), промежуточная, поглощающая, имитационная, разбойничья и др.18

     Наступательная  стратегия характеризуется постоянной разработкой технологических (продукт- и процесс-) инноваций. Основным мотивом является признание продукта или технологии как образца с продолжением лидерства путем модификаций и других инноваций, направленных на более полный охват рынка и снижение издержек.

     Защитная стратегия – комплекс мероприятий, позволяющих противодействовать конкурентам, целью которых является проникновение на сложившийся рынок с аналогичной или новой продукций. В зависимости от рыночных позиций и потенциальных возможностей организации эта стратегия может разрабатываться в двух основных направлениях либо создание на рынке данной продукции условий, не приемлемых для конкурентов и способствующих их отказу от дальнейшей борьбы, либо переориентация собственного производства на выпуск конкурентоспособной продукции при сохранении или минимальном сокращении ранее завоеванных позиций.

     Промежуточная стратегия характеризуется использованием слабых сторон конкурентов и сильных сторон предприятия, а также отсутствием (на первых этапах) прямой конфронтации с конкурентами.

     Поглощающая стратегия предполагает использование  инновационных разработок, выполненных  другими организациями.

     Имитационная  стратегия характерна тем, что предприятия  при этом используют выпущенные на рынок новшества других организаций  с некоторыми усовершенствованиями и модернизацией. Нередко такие предприятия-имитаторы занимают лидирующее положение в своей отрасли и на соответствующих рынках, обойдя первоначального лидера-новатора.

     Разбойничья стратегия может быть использована в тех случаях, когда принципиальные новшества оказывают влияние на технико-эксплуатационные параметры изделий (например, срока службы, их надежности), выпускавшихся ранее. Этой стратегией пользуются обычно инновационные организации из другой области, но имеющие новые технологии, принципиально новые технические решения по производству уже выпускаемых изделий.

     При разработке собственной стратегии  руководство фирмы должно учитывать также изменения в демографической ситуации, образовательном уровне населения, адаптации кадров к условиям рыночной экономики.19

     Тщательный  анализ внутренней среды должен выявить  сильные и слабые стороны в деятельности фирмы. Фирмы и организации в деловом отношении часто различаются тем, насколько их руководители придают значение стратегии внедрения и использования нововведений и в какой степени связывают их с финансовыми целями предприятия. Разработка стратегии часто основывается на оценках и интуиции нескольких сотрудников из высшего руководства. Однако не следует исключать при этом оценки, наблюдения, замечания руководителей средних и низших звеньев персонала. Универсальных рекомендаций для формулировки нескольких вариантов стратегических планов не существует. Каждый отдельный вариант применим и эффективен для определенных условий и временных отрезков.

     Разработка  инновационной стратегии предполагает её формализацию в виде инновационной  программы. При этом должны быть установлены  цели, задачи, процедуры в рамках инновационных проектов, включённых в программу. Следует определить ресурсы и временные ограничения, как для отдельных инновационных проектов, так и для всей инновационной программы. Чтобы организационно обеспечить выполнение программы, требуется сформировать организационную структуру управления инновациями и "встроить" её в организационную структуру общего менеджмента предприятия, создать систему внешних коммуникаций с партнёрами, потребителями и прочими заинтересованными сторонами.

     Требования  к успешной инновационной стратегии  заключаются в следующем: она должна содержать ясные директивы и временные ориентиры, быть гибкой, поддерживаться организационным дизайном и коррелировать с общей корпоративной стратегией. Залогом успешности инновационной стратегии является её постоянное совершенствование. 

  1. Инновационный потенциал предприятия на современном этапе
 

     В современных условиях быстроменяющийся мир требует от предприятий иных методов управления. Сокращение жизненного цикла продукта, растущие потребности  рынка и потребителей заставляют производителей приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре. В выигрыше оказывается тот, кто быстрее всех способен реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, т.е. использовать свой инновационный потенциал. Инновационный потенциал предприятия фактически обеспечивает возможность его дальнейшего развития. Но важным является не только обладание этим фактором, но и способность его эффективно реализовывать.20

Информация о работе Стратегия инновационного развития предприятия и его инновационный потенциал