Управление инновациями на ОАО «Белгородасбестоцемент»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Задачи: охарактеризовать объект исследования, обосновать и подтвердить актуальность выбранной темы; провести анализ внешней и внутренней среды; рассмотреть и проанализировать разные точки зрения, подходы к исследуемой теме «Управление инновациями»; изложить и проиллюстрировать сложившуюся практику решения на предприятии ОАО «Белгородасбестоцемент» проблем в сфере инноваций; выявить возможные пути реальной ликвидации разрыва между желаемым и фактическим уровнем состояния инновационного менеджмента; определить эффективность предлагаемых мероприятий.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Управление НИОКР…………………………………………………………………..4
1.1 Понятие инновации…………………………………………………………….....6
1.2 Управление инновациями……………………………………………………….11
2. Характеристика исследуемого объекта…………………………………………….13
3. Диагностика проблем………………………………………………………………..30
4. Принятие решения…………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………………………...37
Список используемой литературы…………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

управление инновационными процессами.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Из данных таблицы  следует, что доля Белгородской области  в потреблении шифера составляла на протяжении последних четырех  лет в среднем 25% от общего объема продаж комбината. Это достаточно высокая доля одного из наиболее устойчивых географических сегментов по потребления, что связано во многом с низкими транспортными издержками по доставке АЦЛ по области, что делает для данного кровельного материала особо выраженным такой фактор конкурентоспособности как низкая цена.

Объем продаж в  страны СНГ не является устойчивым, тем не менее, можно отметить постоянное присутствие таких потребителей как Украина и Молдавия, а также  тенденцию постепенного роста абсолютных объемов продаж шифера на Украину (в 3,7 раза за 4 года).

Объемы экспорта шифера также носят случайный  характер за исключением двух потребителей: Венгрии и Эстонии. При этом на долю Венгрии ежегодно приходилось  около 90% от совокупного экспорта.

Устойчивыми потребителями белгородского шифера являются Краснодарский край, Ставропольский край, Воронежская область, на которые ежегодно приходилось около 50% от совокупного объема продаж. Южный Федеральный округ на протяжении четырех лет потреблял от 25% до 30% совокупных продаж АЦЛ ОАО «Белгородасбестоцемент».

ОАО «БЕЛАЦИ» заинтересовано в расширении рынков сбыта своей  продукции, поэтому подходит к каждому  клиенту - организации индивидуально, предоставляя скидки на продукцию в  начале совместной работы, а также  при продаже крупных партий продукции, возможно заключение договора о рассрочке платежа с длительное время знакомым потребителем.

Персонал предприятия

Таблица 2 Динамика и структура кадров ОАО «Белгородасбестоцемент»

Категории персонала

2003 год

2002 год

2003г. в % к  предыдущему году

 

Всего персонала

1327

1338

99,2

 

Промышленно-производственный персонал в т.ч.

1299

1312

99,0

 

рабочие

1091

1103

98,5

 

руководители

90

90

100

 

специалисты

110

111

99,1

 

служащие

8

8

100

 

Непромышленный  персонал

28

26

107,7

 

Из таблицы  видно, что в общей структуре  кадров доля промышленного персонала  в 2003 г. снизилась, а непромышленного, соответственно, - возросла. В соответствии с имеющимися данными, можно сказать, что кадровый состав работников предприятия за прошедшее время менялся как количественным, так и качественным образом. В 2003 г. по сравнению с 1991 г. численность промышленно-производственного персонала возросла на 16,5%, в то время как общая численность работников ОАО снизилась на 5%. То есть мы имеем повышение доли работников, занятых непосредственно в производстве или его обслуживании, в то время как численность непромышленного персонала (обслуживающие столовую, пошив одежды, уборку помещений) постоянно снижалась и к 2003 г. составила 16% от численности данной категории в 1991 г.

Численность рабочих за данный период возросла на 13,5%, что меньше темпа  прироста ППП, следовательно, прирост  категории специалистов, что видно по данным таблицы, опережал средние темпы прироста ППП.

Факт прироста численности рабочих, руководителей  и специалистов при значительном отставании от имевшихся в 1991 г. объемов  производства основной продукции объясняется  изменением внешних условий функционирования предприятия, переходом страны на путь частной собственности и ответственности собственника за свою деятельность, отношения между производителем и потребителем без посредника в лице государства, поэтому произошло расширение экономического подразделения (информационно-аналитический отдел), коммерческого подразделения организации, в его составе появились новы отделы (рекламы и дизайна, группа договоров), большее внимание стало уделяться оптимизации производственных процессов, разработке собственных программных форм, что сказалось на расширении штата программистов и повысило требования к уровню образования персонала.

За период 1999-2003 гг. численность руководящих работников и специалистов с высшим образованием возросла на 11% и составила в 2002 г. 70% от их общего числа. Интенсивно проходит на предприятии подготовка, переподготовка и обучение вторым профессиям, то есть процесс повышения квалификации кадров, в котором ежегодно задействовано от 25 до 35% ППП, более половины работников, проходящих через повышение квалификации, обучаются вторым, смежным специальностям.

Последние 4 года наблюдается положительная динамика изменения производительности труда, причем, в расчетах мы корректируем товарную продукцию на индекс потребительских  цен, но от соответствующего показателя 1991 г. производительность труда на одного работника ППП в 2003 г. составила 70,9%.

На предприятии  последних 4 года наблюдается достаточно небольшая текучесть кадров (в пределах 10%), при этом она касается преимущественно рабочих.

Каждый год  на мероприятия по охране труда выделяется 1% от валовой продукции, что позволяет свести к минимуму случаи травматизма на производстве, все происходящие случаи травматизма связаны только с нарушением самими работниками трудовой дисциплины.

Данных о  жалобах клиентов на качество продаваемой  продукции не имеется, благодаря ее действительно высокому качеству и профессиональной деятельности отдела технического контроля.

Таблица 3 Расход фонда заработной платы (руб.)

Категории персонала

2003 год

2002 год

% к  предыдущему году

 

Всего

107751718

92011143

117,1

 

Промышленно-производственный персонал

105964934

90856492

116,6

 

Непромышленный  персонал

1296053

929982

139,4

 

Не списочный  состав

490731

224669

2,16

 

 

В 2003 г. произошло  увеличение фонда заработной платы  на 15740575 руб.
Таблица 4 Показатели по темпам роста производительности труда и средней заработной платы

Категории персонала

Ед  изм

2003 год

2002 год

% к  предыдущему году

 

Производительность  труда о товарной продукции 1-го работника  ппп

Тыс. руб.

698,5

551,6

126,6

 

Среднемесячная  з/п на одного работающего, всего

вт. ч. ППП

Тыс. руб.

6767

6798

5717

5771

118,4

117,8

 

Тройка наиболее крупных асбестоцементных комбинатов являющимися конкурентами ОАО «БЕЛАЦИ», производящих в сумме более 50% асбестоцементных изделий: ОАО «Себряковский Каци, ЗАО «Красный строитель» АЦ», ОАО «Лато». На втором находятся: ОАО «Волна», ОАО «Сухоложск», ОАО «Вольский Заци».

За счет благоприятного географического расположения, близости к основным районам потребления  и запаса производственных мощностей  ОАО «БЕЛАЦИ» и ЗАО «Красный строитель» развиваются наиболее динамично, при этом ЗАО «Красный строитель» проводит политику низких цен, а ОАО «БЕЛАЦИ» продает продукцию по ценам немного выше среднеотраслевых.

Таблица 5 Доля предприятия на рынке РФ

п/п

Наименование  предприятия

Производство шифера,

млн. шт. у. п.

Доля  в общем объеме, %

 

1

ОАО “Себряковский  КАЦИ”;

259,6

20,5

 

2

ОАО “ЛАТО”

121

9,5

 

3

ЗАО “Красный строитель”

91,8

7,2

 

4

ОАО «Белгородасбестоцемент»

228,3

18

 

6

Другие предприятия

567,4

44,8

 
 

ВСЕГО

1268,1

100

 

Список конкурентов ОАО «БЕЛАЦИ» по стране: ОАО «Лато»; ОАО «Брянскшифер»; ОАО «Волна»; ОАО «Вольский Заци»; ОАО «Жиг. строит. мат»; ЗАО «Красн. Строитель»; ОАО «Нижнетаг. Каци»; ОАО «Коркинский Каци» ; ОАО «Савинский Заци»; ОАО «Себряковский Каци»; ОАО «Спасский Каци»; ОАО «Сухоложск АЦ»; ОАО «Тимлюйский Заци»; ОАО «Ульяновскшифер»; ОАО «Шиферник»; ОАО «Глинозем»; ОАО «Сода»; ОАО «Мостермостекло»; ОАО «Ярославский КСМ»; ОАО «Искитимский Заци».

Возможности и  угрозы, поступающие со стороны внешней  среды

Возможности
1. Доступна значительная доля рынка.
2. Отсутствие  сильных конкурентов.
3. Увеличение  заказов на продукцию и ее  приобретение.
4. Рост строительства  жилого и нежилого фонда.
5. Способствование  производству и реализации продукции.
6. Гарантии  и обеспечение кредитов со стороны контактных аудиторий.
7. Заинтересованность  зарубежных партнеров в сотрудничестве.
8. Заинтересованность  отечественных партнеров в сотрудничестве.

9. Масштабное  внедрение линий по окраске  шифера;

10. Наращивание  объемов производства мелкоразмерного листа;

11. Расширение  ассортимента дополнительных комплектующих  деталей для кровель.

12. Повышение  имиджа фирмы.

13. Обновление  и модернизация оборудования.

14. Выход на  новые рынки.

15. Заинтересованность  отечественных партнеров в сотрудничестве.

16. Развитие сервисных услуг.

Угрозы

1. Возможное  появление новых сильных конкурентов.

2. Применение  передовой технологии и техники  конкурентами.

3. Срыв поставок  поставщиками.

4. Качество сырья  не соответствует внутренним  и нормативным требованиям.

5. Повышение цен на сырье и материалы.

6. Уменьшение  заказов на продукцию и ее  приобретение.

7. Сложности  в привлечении инвестиций (финансовых  ресурсов).

8. Экономическая  нестабильность.

9. Высокие налоги.

10. Слабая законодательная  база.

11. Ужесточение  государственного регулирования.

«Дерево целей». Анализ внутренних и внешних условий  является, по сути, начальным этапом описания действующей на предприятии  системы управления. Следует подходить к такому описанию, исходя из задач системного анализа.

Задача системного анализа заключается, прежде всего, в том, чтобы правильно сформулировать цель и построить «дерево целей». Промежуточные цели по отношению  к главной цели системы являются подцелями (средством), работой, которую надо выполнить, чтобы приблизиться к осуществлению главной цели.

Дерево целей - графическая схема, показывающая членение общих (генеральных) целей на подцели, последних - на подцели следующего уровня и т. д. (дерево - это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи элементов; в данном случае такими элементами являются цели и подцели).

Представление целей в данной работе начинается с верхнего яруса, дальше они последовательно  разукрупняются. Причем основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель верхнего уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, то есть так, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели.

Цель организации, есть желаемый результат, на достижение которого направлены усилия организации.

Информация о работе Управление инновациями на ОАО «Белгородасбестоцемент»