Венчурное инвестирование как фактор инновационного развития России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:21, статья

Описание работы

Формирование и эффективное функционирование национальной инновационной системы предполагает создание адекватной инновационной инфраструктуры. Финансовая составляющая этой инфраструктуры основана на бюджетном финансировании и банковском кредитовании. Однако для массового развития инновационной деятельности этого не достаточно. Для начинающих инновационных компаний, которые еще не имеют ни залогов, ни поручителей, при поддержке которых они могли бы получить кредит в банке, наиболее лучшим выходом являются венчурные фонды, работающие с перспективными инновационными проектами с высокой степенью риска.

Работа содержит 1 файл

bxg3.docx

— 38.64 Кб (Скачать)

 

 

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

на  тему:

«ВЕНЧУРНОЕ  ИНВЕСТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евстигнеева Т.С.

группа 510

 

Формирование и эффективное  функционирование национальной инновационной  системы предполагает создание адекватной инновационной инфраструктуры. Финансовая составляющая этой инфраструктуры основана на бюджетном финансировании и банковском кредитовании. Однако для массового  развития инновационной деятельности этого не достаточно. Для начинающих инновационных компаний, которые  еще не имеют ни залогов, ни поручителей, при поддержке которых они  могли бы получить кредит в банке, наиболее лучшим выходом являются венчурные  фонды, работающие с перспективными инновационными проектами с высокой  степенью риска.

Для России актуальность венчурного инвестирования обуславливается не только острой необходимостью общего оживления инвестиционного процесса, но и придания ему интенсивного характера. Проблема развития конкурентоспособного технологического потенциала является сегодня одной из ключевых в ряду проблем. В свою очередь, судьба научно-технической сферы в значительной степени зависит от решения вопроса привлечения внебюджетных финансовых ресурсов в разработку и реализацию наукоемких инновационных проектов. Эффективность венчурных инвестиций подтверждена более чем полувековой мировой практикой.

Венчурный бизнес, появившийся в  США в середине 50-х годов, зарекомендовал себя как один из наиболее эффективных  инструментов поддержки и стимулирования инновационной деятельности, обеспечивающей динамичное развитие существующих производств  и появление качественно новых  товаров и услуг. Сегодня можно  говорить о том, что венчурный  капитал оказал существенное влияние  на развитие таких отраслей промышленности, как вычислительная техника, полупроводниковая  электроника, информационные и биотехнологии.

Целью данного исследования является определение способов стимулирования венчурного инвестирования в России на основе анализа зарубежного опыта  и российской практики функционирования венчурных фондов. В рамках поставленной цели в работе рассматриваются следующие вопросы: зарубежный опыт создания и функционирования венчурных фондов; основные тенденции развития венчурного инвестирования в России; проблемы активизации венчурного бизнеса в российской экономике; основные направления государственной политики по обеспечению стимулирования венчурных инвестиций.

Зарубежный  опыт использования венчурного капитала

Интересным  с точки зрения успешной реализации сотрудничества государства и бизнеса  представляется опыт исследовательского союза штата Джорджия (GRA) в США, который был создан в 1990 г. в форме партнерства государственного и частного секторов шести исследовательских университетов штата Джорджия с правительством штата и частными производителями. Финансирование Союза осуществляется из частных и региональных фондов штата Джорджия. Участие в деятельности Союза знаменитых ученых и их коллег позволило привлечь в этот штат более 350 млн долларов в виде федеральных грантов в НИОКР, что в свою очередь позволило создать более 20 новых технологических компаний в штате. Работает венчурная лаборатория (VentureLab), задача которой – «раскрутка» новых технологических предприятий. С этой целью было инвестировано 6,5 млн. долларов в 73 технологии (открытия) и в 52 компании, созданные с 2002 по 2006 г. Функционирует созданный в 2008 г. венчурный фонд. Размер фонда – 40 млн. долларов (10 млн. – от штата, 30 млн. – от частных предприятий). Фонд финансирует компании, реализующие инновационные идеи исследовательских институтов штата Джорджия. Как правило, финансируются проекты в сфере медицины и биологических наук, находящиеся на стадии «start-up». Фонд посевного финансирования штата Джорджия был организован в 1999 г. для создания и инвестиционной поддержки компаний в сфере передовых технологий, он инвестировал 5,7 млн в 18 компаний, что позволило привлечь 177 млн. долларов частных инвестиций - соотношение 31/11. По данным отчета консалтинговой компании CB Insights объем рынка венчурных инвестиций в США увеличился в 2010 году на 14% и достиг 23,7 миллиарда долларов, а количество сделок инвесторов с владельцами стартапов выросло по сравнению с предыдущим годом на 13% - до почти 2800.

Опыт  Финляндии также поучителен, ибо  за 50-летний период финская экономика претерпела колоссальную структурную перестройку, в результате которой доля экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью увеличилась с 16 % до 63 %. В настоящее время экспорт составляет около трети ВВП страны, причем более половины его приходится на страны Европейского союза. Значительным достоинством инновационной системы Финляндии является тот факт, что в стране создана целостная комплексная система финансирования инновационной деятельности, покрывающая все стадии развития инновационного проекта: от генерации знаний до роста и расширения состоявшегося инновационного бизнеса. При этом созданная система финансирования инновационной деятельности в стране основывается как на государственном, так и на частном финансировании. Интересным является соотношение государственного и частного финансирования инновационной деятельности в Финляндии на разных стадиях развития инновационного проекта. На стадии фундаментальных исследований доля государственного финансирования инновационной деятельности составляет 54 % (доля частного финансирования – 46 %). На стадии, когда бизнес развился и выходит на международные рынки, доля государственного финансирования сокращается до 2 % (доля частного финансирования – 98 %). В рамках программы по развитию инноваций усилиями SITRA организована поддержка инновационных проектов предпосевной стадии (SITRA'sPreSeedservices), целью которой является финансирование самых ранних стадий реализации инновационных проектов. SITRA участвует в финансировании 20 международных венчурных фондов, интерес которых сосредоточен на самых ранних стадиях инновационных проектов (фонды посевного финансирования), и 15 венчурных фондов Финляндии2.

Весьма  интересен и опыт Сингапура, так  как это небольшое островное  государство является одним из лидеров по уровню ВВП на душу населения. Затраты на НИОКР в Сингапуре превысили 2,3 % ВВП. Фундаментальные исследования поглощают 21 % общих расходов на НИОКР, прикладные – 32 %, а на опытно-конструкторские разработки приходится 47 % выделяемых средств. Фонд венчурного капитала (VentureCapitalFund) был организован Комитетом по экономическому развитию (EconomicDevelopmentBoard [EDB]) в 1985 г. Эта деятельность параллельно подкреплялась рядом мероприятий по развитию инновационного предпринимательства в стране. Фонд соинвестирования бизнес-ангелов (BusinessAngelFundCoinvestmentScheme) был создан в 1999 г. для стимулирования бизнес-ангельских инвестиций в высокотехнологичные проекты и ускорения развития технологической деятельности в Сингапуре. Фонд осуществлял инвестиции в высокотехнологичные проекты совместно с бизнес-ангелами, тем самым снижая их инвестиционные риски и обеспечивая более высокую отдачу на вложенные средства3.

Венчурные инвестиции в России

Российская  практика венчурного инвестирования подтверждает  растущий интерес к данной сфере деятельности. Так, к концу 1996 г. было уже 10 региональных венчурных фондов, а в 1997 г. 12 действующих на территории России венчурных фондов образовали Российскую ассоциацию венчурного инвестирования (РАВИ). Создаются также институты развития, призванные увеличить объем инвестиций в наукоемкие отрасли экономики. Одним из таких институтов является ОАО «Российская венчурная компания» (РВК), созданная в июне 2006 г. в целях стимулирования создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования, развития инновационных отраслей экономики и продвижения на международный рынок российских наукоемких технологических продуктов. На РВК возложены две основные функции: отбор лучших венчурных управляющих компаний на конкурсной основе и приобретение паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями. В 2007 г. на российском рынке венчурного инвестирования наблюдалось заметное оживление. Объем финансирования в 2007-2008 гг. составил около 8-12 млрд р. (с учетом созданных РВК фондов на 6 млрд р.)4. В этот период приступили к активной деятельности венчурные фонды под управлением ОАО «Альянс РОСНО Управление Активами» и инвестиционной компании «Тройка Диалог». В 2011 г.путем реорганизации ГК «Российская корпорация нанотехнологий» было создано ОАО «Роснано» реализует государственную политику по развитию наноиндустрии, выступая соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом.  Согласно предварительному обзору РАВИ, в России совокупный объем капиталов, аккумулированный в фондах, вырос относительно предыдущего периода примерно на 10,5% и достиг величины около 16,8 млрд. долл.

Таким образом, можно говорить о  том, что к настоящему времени  венчурный бизнес сформировался  как мощная мировая индустрия. Принимая во внимание зарубежный опыт, следует отметить, что переход российской экономики на инновационный путь развития невозможен без формирования факторов, способствующих поддержке инновационного потенциала страны. Только комплексное развитие национальной инновационной системы позволит России войти к 2015-2020 гг. в пятерку стран-лидеров по объему ВВП, имеющих технологически обновленную диверсифицированную экономику.

Весьма оптимистичным  и ободряющим представляется тот  факт, что к настоящему времени  в России сформировались главные  предпосылки для успешной реализации инновационного потенциала. По самым пессимистическим оценкам, не менее 70 тысяч российских компаний могут стать объектами интереса для венчурного капитала, обладая реальным научно-техническим потенциалом в области конкурентоспособных коммерциализируемых технологий. Серьезным подтверждением высокого научно-технического уровня российских специалистов является также активная деятельность на территории нашей страны зарубежных компаний, специализирующихся на трансфере технологий. Если характерная для нашей страны «утечка мозгов» - это покупка лучших специалистов, особенно в области фундаментальной науки, то трансфер технологий – своего рода «аренда мозгов» для решения прикладных, отраслевых задач. Наибольший интерес к российским разработкам проявляют фирмы США, Израиля, Германии, Японии, Китая, Южной Кореи. Чаще всего после завершения работ «облагодетельствованный» носитель передаваемой технологии (в нашем случае – российский специалист или группа специалистов) теряет права на нее и не может претендовать на часть дохода от коммерческой реализации технологии. В общем случае результатом трансфера является потеря российскими компаниями и инвесторами потенциальной прибыли от коммерческого использования передаваемых технологий. Более того, несмотря на увеличение финансирования высокорисковых инвестиционных проектов, в течение последних 10 лет лишь в малой степени были удовлетворены потребности инновационного бизнеса.

Проблемыразвития венчурного финансирования в российской экономике

Негативным  фактором является то, что действующая  российская нормативно-правовая база практически исключает из венчурного бизнеса пенсионные фонды и страховые  компании, тогда как активность рискового  капитала может возрастать только в  случае доступности источников долговременного  финансирования.

В связи  с этим совершенствование законодательства в области венчурного инвестирования становится необходимым условием формирования и эффективной деятельности венчурных фондов и, как следствие, роста количества высокотехнологичных компаний. Главная ответственность в решении этих вопросов ложится на государство, которому необходимо разрабатывать и выполнять соответствующие программы поддержки венчурной индустрии как минимум по двум причинам: во-первых, потому, что развитие венчурной индустрии сопровождается созданием так называемых общественных выгод, а во-вторых, это связано с ограниченностью финансовых ресурсов частного сектора. Предполагается также, что такие действия государства окажут позитивное влияние на экономику, так как в результате действия программ поддержки венчурного капитала прибыль в конечном счете получат не только частные лица, но выиграет и общество в целом. Не вызывает сомнения и то, что проекты, направленные на поддержку малых компаний, будут способствовать созданию новых рабочих мест, новых технологий, имеющих важное стратегическое значение для долгосрочного роста экономики.

Еще одной  проблемой является тот факт, что  многие проекты в России оцениваются западными экспертами как небольшие, тогда как затраты на экспертизу обычно не зависят (или незначительно зависят) от величины проекта. В силу этого многие проекты не рассматриваются по причине возможных высоких удельных издержек. При этом венчурный инвестор вынужден осуществлять большой объем функций, связанных прежде всего с постановкой и развитием бизнес-процессов в инвестируемой компании, что должно компенсироваться более выгодными условиями участия в новой организации. В целях улучшения качества бизнес-экспертизы ОАО «РВК» предполагает активно участвовать в процессе формирования и управления портфелем создаваемых ею компаний фондов. Государственная компания переходит от практики разовых экспертиз к формированию постоянно действующего экспертного пула с одновременным созданием экспертных советов по приоритетным направлениям.

К существенным причинам медленного развития венчурного бизнеса также можно отнести  недостаточную активность российского  фондового рынка. Для большинства  компаний с венчурным капиталом  недоступна стратегия выхода инвестора через публичное размещение акций. Доминирующими стратегиями останутся выкуп, слияние и поглощение компаний.

Для решения  данной проблемы необходимо комплексное  развитие финансового рынка и  финансовых институтов, обеспечивающих возможности финансирования на каждом этапе продвижения инноваций. В первую очередь это финансирование разработки и внедрения инноваций через систему венчурных инвестиций, обеспечивающее доступность капитала для инновационных компаний на всех стадиях процесса продвижения инноваций.

Еще одним препятствием на пути развития рынка венчурного капитала слабость существующей инфраструктуры поддержки венчурного предпринимательства, которая сегодня не выполняет своей основной функции – стимулирования появления новых и развития существующих малых инновационных предприятий. В настоящее время ОАО «РВК» работает над созданием партнерской сети, которая будет использоваться для информирования рынка, проведения образовательных программ, служить каналом обратной связи с инноваторами. Партнёрами РВК будут как коммерческие, так и некоммерческие организации: наиболее вовлечённые представители бизнеса, частные и институциональные инвесторы, экспертные сообщества, промышленные предприятия, поставщики инновационной продукции и услуг, региональные органы поддержки венчурного рынка.

Несмотря на вышеперечисленные  трудности, по мнению специалистов Европейской  ассоциации венчурного финансирования (EVCA)5, в России уже созданы некоторые предпосылки для развития венчурных инвестиций в инновационной сфере. Это обусловлено определенным подъемом российской экономики, уменьшением возможности быстрых спекулятивных заработков на финансовом рынке и ростом понимания высокой экономической эффективности венчурного инвестирования в инновационный бизнес.

Информация о работе Венчурное инвестирование как фактор инновационного развития России