Виды технических средств обучения и их характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К жестким относятся магнитофоны, проекторы, телевизоры, компьютеры, к мягким - носители информации: грампластинки, магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3

Глава 1 Классификация технических средств обучения…………………...5
Глава 2 Виды технических средств обучения и их характеристика
Экранные средства обучения и воспитания………………………………...9
Технические устройства экранной статической проекции…………….....13
Звуковые и экранно-звуковые средства обучения и воспитания…………………….…16
Компьютер как современное техническое средство обработки информации…………20
Мультимедийная аппаратура…………………………………………….…28

Заключение …………………………………………………………………..…..30

Список литературы …………………………………………………………..…31

Работа содержит 1 файл

кр хитрый.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

       Голографическая (от греч. holos - весь, полный и grapho - пишу) проекция обеспечивает получение объемного изображения объекта. Для голографической проекции носителями информации служат голограммы - зафиксированные излучения, рассеиваемые объектом, на плоской (как правило, прозрачной) основе.

            К числу статических экранных средств обучения и воспитания относятся диапозитивы, диафильмы, транспаранты, эпиобъекты. В настоящее время в некоторых пособиях их называют видеограммами, определяя их как визуальный образ, предназначенный для представления учебной информации посредством проекции. Диапозитивы (слайды) – фотографическое позитивное изображение на прозрачной основе (стекло, пленка), рассматриваемое на просвет или проецируемое на экран, предназначенное для учебных и воспитательных целей. Могут быть черно-белые и цветные, озвученные и неозвученные. Диапозитивы подразделяются на крупноформатные, рассматриваемые невооруженным глазом на просвет, и малоформатные для показа с помощью проекционных аппаратов. Крупноформатные диапозитивы используют для оформления классных комнат и рекреаций образовательных учреждений в виде витражей, подсвечиваемых стендов. Их наклеивают на защитное стекло, реже - окантовывают между стеклами.

              Диапозитивный фильм, или сокращенно диафильм (от англ, film -пленка), - это серия черно-белых или цветных диапозитивов, объединенных в единое произведение и отпечатанных на кинопленке в определенной последовательности. Только при просмотре кадров диафильма в той последовательности, как это задумано автором, можно получить необходимый учебный, воспитательный и эмоциональный эффект. На ленте обычно монтируют от 25 до 45 кадров. Диафильмы бывают с размером кадра 18x24 мм или 24x36 мм. Диафильмы также бывают озвученные и неозвученные. Диафильм можно считать переходным наглядным средством обучения от статической световой картины к кинофильму. Только в диафильме кадр несет большую смысловую нагрузку, нередко отражая то, что по смыслу в динамических кинокадрах равноценно эпизоду или небольшой сцене. Как и в кинофильме, в диафильме часто одни кадры раскрывают замысел, тему произведения, другие служат монтажными (связующими) звеньями, помогающими глубже раскрыть содержание основных кадров, например, путем укрупнения существенных для понимания содержания деталей предыдущего кадра.

       Применяются в диафильмах и целиком текстовые  кадры без изображения, или титры. Прибегают к ним, когда содержание не поддается иллюстрированию. Обычно они совпадают с паузами при переходе от одной сюжетной линии к другой, развивающейся параллельно. Часто диафильм начинается со вступительного титра, знакомящего со сведениями общего порядка, рисующими историческую обстановку или географическое положение местности, где развертывается событие, и т. п. К сожалению, прекрасное дидактическое средство обучения и воспитания, каким является диафильм, активно вытесняется современными ТСО с другими носителями информации.

       Транспаранты (кодопособия) - изображения на фолиях - прозрачной термоустойчивой пленке, выполняемые полиграфическим и фотографическим способами или напечатанные на принтере, ксероксе. Размеры кадров транспарантов широко варьируются. Максимальные размеры кадров ограничиваются площадью стола графопроектора - 142 х 103 мм, 250 х 250 мм. Применяют транспаранты, состоящие из одного кадра или серии 2-6 накладывающихся один на другой кадров (многослойные) или смонтированные на непрерывной прозрачной ленте шириной 260 мм и длиной до 30 м.

       Кодопособие может быть выполнено в виде прозрачной модели из пленки или тонкого оргстекла  различных расцветок. Модель устанавливают  на предметный столик графопроектора и ее отображение появляется на экране.

       Эпиобъекты  – изображения (тексты, фотографии, рисунки, репродукции и т.п.) на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты, выполненные в формате приемного окна эпископа, проецируемые на экран в отраженном свете. Могут быть как черно-белыми, так и цветными. Чем светлее и контрастнее проецируемый объект, тем качественнее изображение на экране. Существенный недостаток эпипроекции - малая освещенность изображения на экране. Поэтому повышаются требования к затемнению помещений, использовать эпипроекцию возможно только для небольшой аудитории. Эпипроекция передает цвет плоских непрозрачных объектов. Сравнительно небольшие размеры объекта эпипроекции (140 х 140 мм) следует учитывать при изготовлении пособий, подлежащих проецированию на экран, например карт, схем, чертежей или просто схематических рисунков, эскизов и т.п. Эпипроекция широко используется на занятиях в детском саду и на уроках в школе, где ее применяют обычно в комбинации с показом диапозитивов. Эпипроекция привлекает простотой получения большого цветного изображения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Звуковые и экранно-звуковые средства обучения и воспитания

 

       Звук  - это колебания воздуха, воздействующие на орган слуха человека. Сущность цифровой записи и воспроизведения звука состоит в считывании микроотверстий в металлизированном диске (или считывании электрических зарядов - единиц и нулей на поверхности магнитного диска) и преобразовании полученных данных в электрические сигналы.

       Звуковые  технические средства - комплексы аппаратуры, обеспечивающие запись и воспроизведение звука. В этом комплексе носителями информации являются грампластинки, магнитофонные записи на кассетах, магнитная лента, гибкие магнитные диски, лазерные (оптические) диски. Есть еще мини-лазерные диски для плеера и компакт-кассеты для диктофонов. Своеобразным средством выступает радио.

       Грамзапись (граммофонная запись) -механический вид записи звука на диске (пластинке) из синтетических материалов. В предыдущий период в стране было налажено производство целых фонотек для школ, много познавательных пластинок выпускалось для домашнего использования. Были созданы серии учебных грампластинок. Это комплекты к учебникам иностранного языка (английского, немецкого, французского) для всех классов, фонохрестоматии по истории, литературе и для начальных классов, звуковые пособия к учебникам русского языка и литературы для национальных школ, комплекты грампластинок для уроков физического воспитания, музыки, диктанты по математике.

       Магнитофонные записи – магнитная запись звука на магнитную ленту. Запись и воспроизведение осуществляются при помощи магнитофона (диктофона). В зависимости от дидактической задачи магнитофонные записи монтируют в определенной системе и воспроизводят в процессе занятий.

       Магнитные ленты являются аналогом обычных музыкальных кассет. Устройство, обеспечивающее работу с магнитной лентой, называется стриммером. Стриммеры представляют собой лентопротяжный механизм, аналогичный магнитофонному. Стриммер относится к устройствам с последовательным доступом к информации (надо воспроизвести всю запись, чтобы дойти до нужной) и характеризуется гораздо меньшей скоростью записи и считывания информации по сравнению с дисководами.

       Основное  назначение стриммеров - создание архивов  данных, резервного копирования, надежное хранение данных.

       Обычно  компьютеры и современные аудиосистемы оснащаются дисководами, которые имеют  источник слабого лазерного луча, способного только считывать информацию с лазерного диска, но не изменять ее. Поэтому такие дисководы называют дисководами только для чтения, что является переводом английского термина Compact Disk Read Only Memory, или сокращенно: CD-ROM.

       Лазерный  диск, информация которого может быть изменена, называется CD-RW (Rewritable). Информация на перезаписываемых компакт-дисках может быть изменена с помощью специального дисковода, оптическая система которого имеет источник мощного лазерного луча.

       Цифровая  технология мини-дисков обеспечивает превосходное качество звука в сочетании с предоставляемыми пользователю лучшими возможностями для записи. Заключенный в квадратную жесткую оболочку с размером стороны 64 мм MD является самым универсальным носителем цифровой звукозаписи. Можно до миллиона раз записывать звук, стирать, перезаписывать и монтировать записи без потери качества звучания. Один мини-диск обеспечивает 74 мин высококачественного звучания при воспроизведении. Уже имеется в продаже большое количество наименований мини-дисков с музыкальными записями.

       Записанные  на магнитную пленку передачи или  другая информация носят название магнитофильмов. Из них в ряде школ и при институтах усовершенствования учителей в свое время были созданы фонотеки.

       Комбинированные технические средства (экранно-звуковые) обеспечивают подачу и восприятие информации, предназначенной для зрения и слуха. К ним относят звуковое кино, видеофильмы, учебное телевидение, видеодиски - CD и DVD (Digital Video disk) - цифровой видеодиск. Ряд авторов в эту группу включают также озвученные диафильмы и слайды.

       Звуковые  кинофильмы по своему дидактическому значению значительно богаче немого кино. Звук в звуковом учебном кинофильме является не только носителем информации, но в сочетании с изображением воздействует и на интеллект человека, и на его чувства, что значительно повышает эффективность обучения.

       Учебное телевидение - способ передачи на расстояние учебной зрительной и звуковой информации через систему открытых или замкнутых телевизионных систем. Учебные телевизионные передачи -передачи, создаваемые по темам учебной программы и предназначенные для использования непосредственно на уроке, а также при проведении факультативных занятий и внеклассных мероприятий. Дидактическая значимость этого технического средства мало чем отличается от учебного звукового кино.

       Видеозаписи - зафиксированные с помощью видеомагнитофона или телевизионной камеры на специальной магнитной ленте изображение и звук. На уроках используются видеозаписи учебных телепередач, кинофильмов, производственных процессов, опытов, некоторых явлений микромира и т. д.

       Широкие возможности открываются с применением  видеозаписей во внеклассной воспитательной работе. 
 

2.3. Звуковая и экранно-звуковая аппаратура

Аудиоаппаратура и ее характеристики

       Наиболее  важными критериями при выборе аудиотехники считаются широта диапазона воспроизводимых  частот и выходная мощность усилителя. Техника класса Hi-End - это высококачественные акустические системы, усилитель, эквалайзер, двухкассетная дека, СД-плеер. Она очень дорогая. Аудиоцентр класса Hi-Fi дает хорошее звучание, относительно прост в управлении и существенно дешевле.

       Аппараты  класса Hi-Fi делятся на три основные группы: миди, мини и микро.

       Миди - крупнее по размеру и строже по дизайну (Sony LBT-A 590, LBT-390, Sharp CMS-R 500 CD и др.); мини - меньше, более «свободны» в оформлении и пользуются наибольшим спросом (Sony FH-G 50, Technics SC-CA 1060, Panasonic SC-CH 72, Technics SC-CH 505, Philips FW 650 C, Sharp CD-S 3460 h, JVS MX-S 50, Aiwa NSX-V 50, Aiwa NSX-V 90, Samsung MAX-555); микро - компактные, в основном однокассетные, но с очень хорошим звуком (Panasonic SC-CH 150, Philips FW 17/21, Sharp XL 12 h, Samsung MM 11). Функционально же и по качеству звука разница аппаратов трех групп невелика, хотя меломаны предпочитают миди.

       Акустические  возможности современных музыкальных  центров весьма широки. Как правило, лучшие модели включают в себя качественные комплектующие и оптимальные сигнальные тракты вплоть до усилителей класса А (минимум искажений и высокая скорость передачи сигнала) и функции Source Direct (отключение при воспроизведении всех корректирующих цепей с целью получения естественного звучания звукозаписи).

       Серьезными  эксплуатационными преимуществами обладает эквалайзер - устройство, позволяющее в зависимости от характера музыки и желания слушателей выстроить частотные характеристики. Самые простые музыкальные центры имеют фиксированные положения: для классики, рока, джаза и т.д., до 6-8 позиций. Графический (с помощью набора полозков на панели) и электронный (устанавливается картинка на дисплее) эквалайзеры оставляют слушателю возможность «организовывать» звук по своему собственному вкусу. Есть программируемые эквалайзеры, позволяющие зафиксировать свои варианты настройки в памяти центра. Кроме того, существуют некоторые интересные эффекты - дополнительный бас (каждая фирма называет его по-своему, скажем, X-Bass, Bass Boost, V-Bass), пространственное окружение слушателя звуком или эхо, эффект стадиона, концертного зала и т. д.

       Некоторые модели (Technics SC-CA 1080, SC-CA 1060, S-CH 530 и др.) способны не только самостоятельно определять длину ленты, но и компоновать звукозапись в нескольких вариантах (система интеллектуального монтажа CCIR). Как правило, проигрыватель имеет возможность программировать вручную порядок воспроизведения номеров музыкальных произведений компакт-диска, а также может иметь режим игровой «рулетки», т. е. произвольного порядка проигрывания записанных произведений.

       Немаловажное  место в составе музыкального центра занимает двухкассетная дека с автореверсом, поиском нужных программ, шумоподавителем, автоматическим уровнем записи, синхронизацией и монтажом записи с компакт-диска. Часто дека имеет две скорости перезаписи с кассеты на кассету - нормальную и ускоренную.

Информация о работе Виды технических средств обучения и их характеристики