Взаимодействия между людми

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 06:09, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучение эффективности использования техники мотивационных высказываний в процессе взаимодействия для достижения поставленной цели.
Теоретическая гипотеза: Использование в процессе взаимодействия техники мотивационных высказываний позволяет сделать его более эффективным.
Независимая переменная: Наличие/отсутствие в процессе взаимодействия мотивационного
высказывания.

Содержание

Общий план эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1. Планирование эксперимента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1. ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
3.ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПЕРЕМЕННЫХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3.1 Независимая переменная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
3.2 Независимая переменная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
5. ВНЕШНЯЯ ВАЛИДНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
6. ВНУТРЕННЯЯ ВАЛИДНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
7. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
8. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА . . . . . . . . . 14
9.ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Глава 2. Пилотажное исследование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ . . . . . . . . . . . . .

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 574.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

8.2. Выбор статистического критерия.

Для оценки результатов исследования правомерно использовать t – критерий Стьюдента для двух независимых выборок (при оценке отличий в группах, соответствующих разным условиям независимой переменной). Если распределение количества изменений в двух группах будет отличным от нормального, то целесообразнее использовать U – критерий Манна – Уитни.

 

9. Программа эксперимента.

Экспериментальное воздействие осуществляется через использование экспериментаторами в одних ситуациях мотивационных высказываний, а в других — используя просто просьбу (без разъяснения ее причин), то есть не используя мотивационные высказывания.

Испытуемым не дается инструкция, так как они не подозревают об участии в эксперименте. К испытуемому, чья очередь подходит к выдаче книг в данный момент, подходит экспериментатор и просит (используя определенную вербальную форму) пропустить его вне очереди.

Методы измерения зависимой переменной (инструментарий подробно описывается), текст и стимульный материал приводятся в приложении. Экспериментаторы в своих бланках отмечают результат взаимодействия. Если их пропускают вне очереди они ставят в бланке «+», если не пропускают — «-». (Далее все «+» заменяются единицей, а «-» - нулем). Бланк заполняется сразу после ситуации взаимодействия. Бланк так же имеет следующие столбцы:

• Номер испытуемого

• Пол

• Форма высказывания

• Примечания

Необходимый материал и оборудование (подробно описывается, материал приводится в приложении). В качестве материала, используемого экспериментаторами, выступают 1-2 книжки, которые необходимо сдать в библиотеку. Кроме того, нужно отметить, что эксперимент происходит в ситуации очереди, что требует наличие последней.

Требования к экспериментатору.

Экспериментаторы, осуществляющие экспериментальное воздействие, должны быть коммуникативными. В данном случае подразумевается, что у них не должно быть каких-либо психологических проблем в сфере общения. Это должны быть студенты в возрасте 17-25 лет. Каких-либо иных требований к экспериментаторам не предъявляется, хотя желательно, чтобы ими были не очень «яркие» и не очень «серые» личности, т.е. в качестве экспериментаторов лучше приглашать людей достаточно нейтральных, чтобы яркие черты личности не «поглотили» экспериментального воздействия.

6. Технология проведения экспериментального исследования (алгоритм, последовательность действий).

1. Инструктаж ассистентов.

1.1. Инструктаж первой группы ассистентов (сообщение в качестве рабочей гипотезы — основной)

1.2. Инструктаж второй группы ассистентов (сообщение в качестве рабочей — контргипотезы).

2.Проверка усвоения экспериментаторами своих задач.

З.Самостоятельная работа экспериментаторов — произведение необходимых замеров.

3.1.Выбор места проведения экспериментальных замеров.

3.2.Проведение замеров согласно схеме.

4.Обработка полученных данных.

5.Анализ и интерпретация полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Пилотажное исследование.

 

1.       Цель, задачи, предмет, объект

Цель: Проверить работоспособность предварительной схемы эксперимента, по исследованию эффективности мотивационных высказываний.

     Задачи:

1.       Проведение эксперимента по предварительной схеме.

2.   Анализ полученных результатов.

2.       Внесение корректив и уточнений в схему эксперимента.

     Предмет: Эффективность техники мотивационных высказываний.

     Объект: Студенты высшего учебного заведения (с 1 по 5 курс) мужского и женского пола в количестве 80 человек.

2.       Анализ результатов пилотажного исследования.

1) Описание полученных результатов.

Полученные результаты говорят о несомненной эффективности мотивационных высказываний. Так во всех пяти случаях их использования был достигнут ожидаемый результат (экспериментатора пропустили без очереди). А в случаях, когда мотивационные высказывания не использовались, результативной была лишь одна попытка из пяти.

В то же время наблюдения экспериментатора свидетельствуют о необходимости внесения корректив в первоначальную схему эксперимента.

Так, экспериментатор отметил, что формулировка немотивационных высказываний не корректна и требует уточнений. Поэтому было решено выделить 2 вида (уровня) немотивационных высказываний условно обозначенных как: жесткий и мягкий.

Также в ходе беседы с экспериментатором было отмечено, что некоторые случаи требуют дополнительных комментариев. Так, единственный положительный результат в ситуации, когда мотивационное высказывание не использовалось можно объяснить, по мнению экспериментатора, интересом к нему, как к лицу противоположного пола. Учет этого факта требует введения в бланк наблюдения графы: «Примечания».

Кроме того, было установлено, что огромную роль в ходе эксперимента играют невербальные проявления (заинтересованный взгляд, доброжелательная улыбка, кивки головой, выражающие согласие и поддержку в разговоре), поэтому перед проведением эксперимента необходима дополнительная подготовка экспериментаторов с обязательной проверкой освоения ими техники мотивационного высказывания (дается четкая инструкция по применению мотивационных высказываний).

 

Заключение.

 

1. Ожидаемый практический эффект.

Полученные, в ходе эксперимента, данные позволят:

1.Оценить эффективность техники мотивационных высказываний для достижения собственных целей в процессе взаимодействия;

2.Выявить закономерности, лежащие в основе эффективности техники мотивационных высказываний;

3. Определить пути дальнейшего исследования данного явления;

4. Усовершенствовать технику мотивационного высказывания или уточнить критерий ее эффективного использования.

Все это позволит как обогатить теоретические представления о механизме действия техники мотивационных высказываний, так и обеспечит возможность расширения потенциала ее применения в практических областях психологии, в первую очередь в достижении личных целей в процессе взаимодействия.

2.Перспективы исследований в данном направлении:

Современная психологическая наука обладает широким кругом техник эффективного взаимодействия между людьми. Большинство из них были выведены из психотерапевтической практики и имеют теоретическое обоснование механизмов воздействия, обеспечивающих эффективность общения. Но вместе с тем, не будучи подвергнуты экспериментальной проверке, даже самые убедительные теоретические построения остаются всего лишь гипотетическими размышлениями. А это, в свою очередь, не позволяет развивать данные техники, модифицировать их в соответствии с запросами уникальной терапевтической практики. Выявление же, в ходе тщательно спланированного эксперимента, закономерностей, лежащих в основе эффективности подобных техник, позволит более грамотно использовать их, опираясь на научные знания, а не на собственную интуицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

Бланк исследователя № ________________                                                  № группы

ФИО экспериментатора

Пол

 

№ испытуемого

Пол испытуемого

Форма высказывания

Результат взаимодействия

Примечания

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

13

 

 

 

 

14

 

 

 

 

15

 

 

 

 

16

 

 

 

 

17

 

 

 

 

18

 

 

 

 

19

 

 

 

 

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема выборки (на 40 человек):

5 — мужского пола + мотивационное реалистическое высказывание

5 — мужского пола + мотивационное сомнительное высказывание

5 — женского пола + мягкая форма немотивационного высказывания

5 — женского пола + жесткая форма немотивационного высказывания

5 — мужского пола + мягкая форма немотивационного высказывания

5 — мужского пола + жесткая форма немотивационного высказывания

5 — женского пола + мотивационное реалистическое высказывание

5 — женского пола + мотивационное сомнительное высказывание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Эриксон М. Эффективность взаимоотношений. Социально-психологический подход к проблеме// Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976

2.      Майерс Д. Социальная психология/ Перев. с англ. – СПб.: Питер, 1997. –688с.

3.      Немов Р.С. Психология. Москва, «Просвещение», 1995 – 2 издание.-496с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Взаимодействия между людми