Зарубежный и российский опыт регулирования инновационной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Для России сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.
Сегодня в большей степени государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала в России, обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных программ.

Содержание

Введение.
I. Регулирование инновационной деятельности в России.
1. 1. Виды и способы регулирования.
1.2. Государственное регулирование инновационной деятельности.
1.3. Механизм государственной поддержки и инновационной деятельности.
II. Зарубежный опыт регулирования инновационной деятельности.
2.1. Особенности государственного регулирования инновационной деятельности в Японии на современном этапе.
2.2. Регулирование инновационной деятельности в США и Евросоюзе.
Заключение.
Источники информации.

Работа содержит 1 файл

ин мен.docx

— 78.91 Кб (Скачать)

     К основным принципам государственной  политики в научной и инновационной деятельности относятся: свобода научного и научно-технического творчества; правовая охрана интеллектуальной собственности; интеграция научной, научно-технической деятельности и образования; поддержка конкуренции в сфере науки и техники; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития; стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности; развитие международного научного инновационного сотрудничества.

II. Зарубежный опыт  регулирования инновационной  деятельности.

2.1. Особенности государственного  регулирования инновационной деятельности в Японии на современном этапе.

     Окончание ХХ в. и начало ХХI в. характеризуется  глобальными экономическими, политическими  и социальными процессами, которые  оказали и продолжают оказывать  свое воздействие на мировое хозяйство, его качественные характеристики. Вызывая  определенные, порою существенные сдвиги в мировом хозяйстве, они часто  предопределяют пути его развития, формируя, в то же время, многовариантные  подходы к достижению конечной цели, отличающейся большим разнообразием.

     Наиболее  сильно тенденции централизации  в области научно-технического прогресса (НТП) проявились в Японии. В этой стране государство в лице Министерства экономики, торговли и промышленности (МЭТП) берет на себя такие функции  централизованного управления, аналога  которым нет в США и даже во многих западноевропейских странах. Это выработка стратегических долгосрочных направлений развития и финансирования государственных программ научных  исследований, обеспечивающих реализацию этих направлений, координации государственной  и частной предпринимательской  стратегии и тактики развития, тесное взаимодействие частных компаний и государства.

     Процесс централизация и регулирование сферы инновационной деятельности в Японии состоит из:

  • финансирование науки через государственные министерства и создание гигантских постоянно действующих национальных лабораторий;
  • развитие централизованных научных комплексов крупных корпораций, получающих крупные государственные заказы;
  • формирование международных институтов, программ, проектов.

     В Японии государственная экономическая политика тесно увязана с инновационной политикой, что представляется чрезвычайно важным применительно к НИОКР.

     Общие подходы к роли государства в  регулировании экономики распространяется также и на национальную инновационную политику. Принципы, на которых строится политика Японии по созданию благоприятных условий для стимулирования инновационной деятельности, следующие:

     1. Финансовая поддержка приоритетных  отраслей промышленности посредством  субсидий и дешевых кредитов, выдаваемых государственными финансовыми  организациями через Японский банк развития и Японский экспортно-импортный банк.

     2. Преференциальное распределение  иностранной валюты в пользу  приоритетных отраслей – с  тем, чтобы они могли импортировать  необходимые им оборудование  и технологию.

     3. Стимулирование импорта новейших  иностранных технологий и технической  кооперации японских фирм с иностранными компаниями.

     4. Защита возникающих отраслей  посредством установления высоких  импортных пошлин и нетарифных  барьеров.

     5. Специальная система ускоренной  амортизации для импортируемого  оборудования, что уменьшает налогообложение  японских фирм и делает возможным увеличение их капиталовложений в новые промышленные предприятия и проекты.

     6. Уникальная система административного  государственного управления конкуренцией, свойственная только Японии, суть которой заключается в праве государства регулировать уровень риска, связанного с конкуренцией, путем организации слияний, регулирования объемов производства и капиталовложений.

     Характерной особенностью японской системы управления инновационной политикой является наличие развитых горизонтальных связей, что обеспечивает широкое участие всех государственных и частных организаций, заинтересованных в формировании государственной экономической политики путем ее всестороннего обсуждения.

     Другой  важной особенностью и отличием японской системы управления является то, что  она позволяет формировать интегрированную  инновационную политику, охватывающую все направления развития науки  и техники, определяет набор экономических  и других инструментов государственного управления, благодаря которым инновационный  процесс может быть обеспечен  необходимыми ресурсами.

     В системе государственного управления инновационной деятельностью в Японии существенную роль играют исследовательские организации – мозговые центры по мониторингу инновационных процессов и их прогнозированию.

     Государственное регулирование отношений конкуренции и кооперации между субъектами рынка является одним из методов косвенного воздействия государства на инновационную деятельность и важнейшим рычагом повышения ее эффективности. Оно оказывает влияние на формирование всех ресурсов инновационного процесса. Основным инструментом государственного регулирования в этой области является антимонопольное законодательство.

     В Японии государство воздействует на развитие инновационных процессов также и посредством интенсивной конкуренции. В лице МЭТП оно так управляет конкуренцией, что последняя обостряется в периоды экономического подъема и переходит в сотрудничество в периоды спада, тем самым создавая благоприятные условия для новых капиталовложений в совершенствование и развитие технологии именно в тот момент, когда в этом существует необходимость, а ситуация на рынке этому препятствует. Таким образом, государственное регулирование конкуренции в Японии в качестве одной из основных целей преследует создание условий, благоприятных для создания и распространения новой технологии.

     Государство оказывает прямое воздействие на инновационную деятельность посредством распределения финансовых ресурсов из государственного бюджета через соответствующие министерства и ведомства. За счет этих ресурсов проводятся исследования в государственных лабораториях, частных фирмах и академических научно-исследовательских организациях. Структура финансирования отражается определяющим образом на направлениях и качестве проводимых исследований.

     До  последнего времени в основе развития японских НИОКР лежал принцип  широкого заимствования технологии из-за рубежа, с последующим ее быстрым  усовершенствованием и оперативным  внедрением в производство. Однако возросшие трудности в приобретении новых зарубежных патентов и лицензий побудили Японию встать на путь развития собственных исследований не только в прикладной, но и в фундаментальной  области.

     Именно  поэтому Япония существенно расширяет  финансирование собственных НИОКР, и особенно в области фундаментальных  исследований. Кабинет министров  Японии утвердил разработанную Агентством по науке и технике принципиально  новую программу развития НИОКР, в которой особое внимание уделено  фундаментальным исследованиям. К  работе по осуществлению этой программы  подключены не только государственные  университеты и лаборатории, но и многочисленные исследовательские организации частных фирм. Государственное финансирование НИОКР оказывает существенное воздействие на частные промышленные фирмы, так как они являются главными исполнителями НИОКР, финансируемых государством. В США на их долю приходится 54% научно-исследовательских работ, на долю государственных лабораторий – 26%, и на долю университетов и колледжей – 20%. В Японии же подавляющий объем НИОКР, финансируемых государством, выполняется частными промышленными фирмами (72,7%). На государственные НИИ приходится 13,9%, на университеты (государственные и частные) – 13,3%. Из этого следует, что в Японии посредством бюджетного финансирования государство оказывает относительно более сильное воздействие на инновационную деятельность частных фирм, нежели в США. При этом, если в Японии государственное финансирование НИОКР направлено на решение задач, обеспечивающих, в первую очередь, коммерческие интересы национальных промышленных фирм, то в США основная часть средств на проведение НИОКР, получаемых частными фирмами, идет на оборонные проекты.

     Для создания финансовой базы развития капиталоемких  отраслей на основе внедрения новой  технологии Япония пошла по пути стимулирования различных видов сбережений посредством привлечения денег населения в японскую систему почтовых сберегательных вкладов и частные депозиты в коммерческих городских и региональных банках.

     Японский банк развития был создан в 1951 г. с целью предоставления долгосрочных дешевых кредитов фирмам, действующим в новых развивающихся отраслях промышленности. Кредиты этого банка могут покрывать до 30-50% издержек инвестиционных проектов в приоритетных областях. Финансовая деятельность Японского банка развития так же, как налоговая система и государственные субсидии, является инструментом государственного регулирования деятельности частных фирм в сфере НИОКР в целях ускорения развития национальной экономики.

     Необходимо  отметить, что, благодаря государственному регулированию в области кредита, японские фирмы имеют возможность получать значительные финансовые ресурсы для развития и внедрения новой технологии по низкой цене. Именно возможность получать дешевый кредит позволяет фирмам Японии более активно, чем американским, делать долгосрочные капиталовложения в совершенствование и создание новых технологий.

     В системе государственного управления инновационной деятельностью политика в области внешнеэкономических связей играет важную роль. Для эффективной инновационной деятельности национальных фирм имеет значение не только государственное регулирование международного технологического обмена, но и регулирование внешнеэкономической деятельности в целом. Регулирование импорта воздействует на характер конкуренции национальных фирм с иностранными компаниями, оказывая, тем самым, влияние на уровень коммерческого риска и, таким образом, на инновационную активность.

     Регулирование экспорта выступает в качестве фактора доступности иностранных рынков, понижая или повышая коммерческий потенциал осваиваемой национальными фирмами технологии. В Японии государственное регулирование внешнеэкономических связей в значительной степени подчинено задачам государственной инновационной политики, что в одинаковой степени касается как импорта, так и экспорта.

     Японская система  НИОКР коренным образом отличается от США именно той ролью, которую  играет в этом деле правительство. Вопреки  общепринятому ошибочному мнению, правительство  Японии тратит на нужды промышленных НИОКР значительно меньше средств, чем правительства США или стран Европы.

     Хотя, на самом деле, в США весь сектор обрабатывающих отраслей получает значительные дотации на НИОКР, некоторые отрасли  японской промышленности зависят от правительственного финансирования НИОКР  в очень значительной степени. Спустя некоторое время субсидии американского  правительства стали меньше концентрироваться  в самолетостроении, ракетостроении, в промышленности, производящей телекоммуникационное оборудование, но их вложение возросло до 25 % в чугунолитейной сталеплавильной  промышленности и почти до 40 % в  производстве нержавеющих металлов. Напротив, японское правительство уменьшило  долю субсидий на НИОКР в машиностроении. Это была последняя отрасль, которая  должна была получить в начале 1970-х  годов существенную долю субсидий на НИОКР от правительства.

     Роль  государства в финансировании науки  в Японии значительно ниже, чем  в других развитых странах. И это  не только из-за практического отсутствия общенациональных военных программ. Ничтожная доля затрат государства  в промышленных (отраслевых) научно-исследовательских  разработках (на порядок меньше, чем  в других развитых странах, включая  Германии.) свидетельствует о том, что японские компании несут полную финансовую ответственность за отраслевые исследования и разработки, за всю  инновационную деятельность.

     Японская  модель интеграции науки и производства состоит в том, что в ее основу положена стратегия превращения  страны из потребителя иностранных  технологий, рационализированных и  модернизированных, в страну "законодателя мод" в технике, творца новых технологий, прежде всего, по таким приоритетным направления, как информационные системы, роботостроение, биотехнология, новые  материалы.

     Модель  в интеграции предполагает строительство  центров, в которых территориально и в управленческом плане было бы целесообразно сосредоточить  НИОКР и наукоемкое промышленное производство. Такая интеграция воплотилась  в строительство городов –  технополисов. Проект создания технополисов – одно из важнейших стратегических направлений многоцелевой программы  японского правительства по достижению поставленной глобальной задачи –  завоевание Японией безусловного технологического лидерства. Согласно высказыванию Ш.Тацуно, американского специалиста по японским технополисам, "стратегия технополисов – это стратегия прорыва в  новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров  высшего технологического уровня, а  тем самым – это стратегия  интеллектуализации всего японского хозяйства”.

Информация о работе Зарубежный и российский опыт регулирования инновационной деятельности