Жизненный цикл инноваций

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 09:32, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности жизненного цикла инноваций.
Для достижения поставленной цели потребуется решение следующих задач. Прежде всего, дадим полное определение жизненного цикла инноваций, далее охарактеризуем основные этапы жизненного цикла инноваций, и в конце раскроем особенности жизненного цикла инноваций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Жизненный цикл инновации и его стадии……………………..5
Глава 2. Основные этапы жизненного цикла инновации……………...17
Глава 3. Особенности жизненного цикла инновации………………….19
Заключение.................................................................................................23
Список использованной литературы…………………………………25

Работа содержит 1 файл

инновации.docx

— 78.50 Кб (Скачать)

     Товар на стадии роста называют «звездой», поскольку спрос существенно  увеличивается, что позволяет расширять  производство данного товара. Сбыт на этом этапе зависит от процесса признания и распространения (диффузии) товара.

     На  этом этапе могут иметь место  превышение спроса над предложением, увеличение прибыли, стабилизация цен  и расходов на рекламу. Рынок растет быстро, однако имеет место нестабильно  изменчивый характер спроса. Возможна ответная реакция конкурентов.

     Для максимального продления периода  интенсивного роста объема продаж и  быстрого роста рынка можно повысить качество новинки, придав ей дополнительные свойства (модифицировать варианты базовой  модели); проникнуть в новые сегменты рынка; использовать новые каналы распределения; своевременно снизить цены для привлечения  дополнительного числа потребителей.

     Стадия  стабилизации рынка  (рис. 2: зрелость) означает, что рынок уже насыщен данным продуктом. Объем продажи его достиг какого-то определенного предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет.

     Товар на этой стадии называют «дойная корова». На этапе зрелости замедляются темпы  роста объемов продаж, сбыт стабилизируется  по мере насыщения рынка. Потребление  на душу населения падает. Конкуренция  достигает максимума. Покупки совершает  массовый рынок со средними доходами. Формируются группы постоянных покупателей. Сокращается прибыль на единицу  продукции, поскольку расширяется  предоставление скидок, устанавливаются  гибкие цены.

     На  этом этапе можно использовать стратегию  улучшения качества, которая имеет  целью совершенствование функциональных характеристик товара, в том числе  долговечности, надежности, скорости, вкуса. Данная стратегия будет эффективной, если качество можно улучшить; покупатели верят в утверждение об улучшении  качества, достаточно большое количество покупателей хотят улучшения  качества.

     Стадия  уменьшения рынка  (упадок) – это стадия, на которой происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукта.

    Две последних стадии могут отсутствовать, т.к. они появляются при диверсификации рынка.

           Стадия подъема  рынка является продолжением предыдущей стадии. Раз спрос на продукт существует, то производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную шумиху, и т.п.

           Все это позволяет производителю  или продавцу увеличить объем  продажи продукта на какой-то  период времени. Но он уже  не может возрасти до ранее  достигнутого предела. Стадия  подъема рынка продолжается довольно  короткое время и переходит  в последнюю стадию – стадию  падения рынка.

           Стадия падения  рынка – это резкое снижение объема продажи продукта, т.е. падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям.

     Товар на этой стадии называют «злая собака», «неудачник». Стадия характеризуется  устойчивым снижением спроса, сокращением  рынка. Покупатели теряют интерес к  товару, возникают лишние производственные мощности. Появляются товары-заменители, происходит снижение цен, имеет место  сокращение производства товара. Многие фирмы уходят с рынка, поскольку  сокращается число потребителей и они располагают меньшими доходами. 

     Существуют  также и другие точки зрения на содержание основных стадий жизненного цикла продукта. В моделях систем качества с учетом особенностей, различий форм существования продукции, способов воздействия на ее свойства можно  выделить следующие стадии:

  1. Исследование и проектирование.
  2. Изготовление.
  3. Обращение и реализация.
  4. Использование, эксплуатация.
  5. Утилизация.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  жизненный цикл нового продукта –  это продолжительность периода  его существования от начальной  формы (т.е. зарождения идеи) до выхода продукции из употребления и ее утилизации.

     Развитие  бизнеса многих предприятий базируется на четко выстроенном процессе управления жизненным циклом продукции. Недочеты в процессе управления жизненным  циклом продукции ведут к целому ряду последствий, негативно сказывающихся  на всей деятельности предприятия. Процесс  управления жизненным циклом нового продукта должен быть клиентоориентированным. Это дает возможность предприятию  выстраивать свои бизнес-процессы таким  образом, чтобы соответствовать  требованиям рынка и ожиданиям  потребителей. 

     Жизненный цикл новой операции включает в себя четыре стадии:

           1. разработка новой операции и  ее оформление в виде документа;

           2. реализация операции;

           3. стабилизация рынка;

           4. падение рынка.

           На стадии разработки процедуры операции и оформления ее в виде документа осуществляется работа по инициации, по поиску идеи, по разработке всего алгоритма финансовой операции, по созданию документа. На этой же стадии осуществляется финансирование производителем всех затрат по разработке операции.

     Стадия  реализации операции связана с ее внедрением внутри хозяйствующего субъекта или с ее реализацией на рынке. На этой стадии активно действует механизм продвижения и распространения инновации.

     Стадия  стабилизации рынка показывает насыщение рынка данной операцией и переходит в стадию падения рынка, когда объем продажи операции начинает резко уменьшаться вплоть до полного прекращения продажи.

           При рассмотрении жизненного  цикла новой операции следует  учитывать три аспекта:

          1) Операция реализуется в форме  законченного документа, описывающего  всю процедуру выполнения

     данной  операции.

          2) Операции реализуются в двух  направлениях:

           − внутри хозяйствующего субъекта, разработавшего данную операцию;

           − на рынке, путем продажи  операции другим хозяйствующим  субъектам.

           Целью реализации операции внутри  хозяйствующего субъекта является  получение экономической выгоды  в виде снижения времени на  проведение работы, экономии денежных  средств и т.п. Целью продажи  операции на рынке другим хозяйствующим субъектам является получение прибыли и поднятие своего имиджа.

          3) Операции не патентуются, но  представляют собой ноу-хау. Поэтому  производитель операции может  потерять монополию на операцию, не продав ее на рынке. Кроме  того, работники других хозяйствующих  субъектов могут сами разработать  эту операцию, опираясь на какие-то  элементы операции, взятые или  украденные (промышленный шпионаж)  у других хозяйствующих субъектов.

     Инновационное предпринимательство  как бизнес-процесс включает в себя следующие стадии: поиск инновационной идеи и ее оценка, составление бизнес-плана инновационного проекта, поиск необходимых ресурсов, управление созданным предприятием.

     Более подробно основные стадии инновационной  деятельности представлены на следующей схеме:  
 

 

                Рис. 3  Основные стадии инновационной  деятельности 
 

          Теоретически, чем "моложе" фаза, на которой находится нововведение, тем больше его перспективы  на рынке. Но многое зависит  от того, как долго будет этот  продукт создаваться. Поэтому  чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность того, что нововведение будет иметь успех. Иногда внедрение новшества растягивается на долгие годы, за этот период появляются другие инновации, и продукт в итоге уже не будет иметь большой ценности. 

    В целом при спаде объем продаж может быть увеличен путем стимулирования более интенсивного потребления товара покупателями. Для этой цели существуют три стратегии.

    Стратегия повышения качества направлена на совершенствование функциональных характеристик товара — его долговечности, надежности, быстродействия, вкуса.

    Эта стратегия эффективна:

    •    пока существует возможность улучшить качество;

    •    пока покупатели верят утверждениям о повышении качества;

    •  пока достаточно много потребителей готовы заплатить за более высокое  качество.

    Стратегия улучшения свойств направлена на придание товару новых свойств (например, размер, вес, материалы, добавки, аксессуары), делающих его более универсальным, безопасным или удобным.

    Стратегия улучшения свойств имеет несколько  преимуществ. Периодически модернизируя товар, фирма  приобретает имидж  компании-новатора и завоевывает  приверженность тех сегментов рынка, которые ценят именно эти свойства. Некоторые свойства могут быть признаны, а некоторые — отвергнуты или предоставляться покупателям по желанию. Товар с новыми свойствами широко обсуждается и является источником активности торгового персонала и торговых посредников. Основной недостаток заключается в том, что новые свойства легко копируются конкурентами, и если фирма  не будет постоянно стремиться к лидерству, свойства, достигнутые однажды, не перестанут приносить прибыль.

    Стратегия улучшения внешнего оформления направлена на повышение привлекательности товара.

    Преимущество  стратегии улучшения внешнего оформления заключается в том, что она  способствует выделению товара, приданию ему черт уникальности и завоеванию приверженности потребителей. 

 

    Глава 2. Этапы жизненного цикла инновации   

     Можно насчитать 5 укрупнённых стадий жизненного цикла инноваций:

     1.      исследовательская – создание идей (открытий, изобретений, патентов, вложений), их аккумуляция, конкурсный отбор и формирование предложений для коммерческого использования и продвижения;

     2.      техническая – это фильтрация предлагаемых идей и предложений, превращение идей в действующие прототипы и добавление к прототипам технологии производства, предложение инновационных проектов предпринимателям;

     3.      производственная – это отбор инновационных проектов, выпуск новой наукоёмкой продукции в мелкосерийном и массовом стандартном производстве;

     4.      диффузия инноваций в инновационной среде потребителей – государственное, хозрасчётное, корпоративное и рыночное распространение нововведений;

     5.      рутинизация – растворение и перенос новизны нововведения. 

     На  исследовательской  стадии: многочисленными академическими и отраслевыми ВУЗами, НПО, отдельными учёными и группами учёных делаются открытия, изобретения, выдвигаются патенты.

     Этот  массив новых идей должен постоянно  находиться под вниманием лиц, заинтересованных в их реализации. Прежде всего, это  государство и его институты.

     На  технической стадии: идеи превращаются в конструкторские прототипы (конструкторская документация, опытные образцы, испытания и эксперименты).

     Далее к прототипам добавляются разработки технологии производства.

     Оба этапа выполняются на конкурсной и коммерческой основе.

     Производственная  стадия – 2 этапа:

     1)      выпуск новой наукоёмкой продукции в малых тиражах – мелкосерийное производство;

     2)      выпуск в массовых тиражах. К двум этапам добавляется производство дифференцированной продукции и организация выпуска имитации продукции (упрощённая конструкция, упрощённый дизайн, тот же продукт со снижением количества основных функций, со сниженным качеством и прочее). 

Информация о работе Жизненный цикл инноваций