Жизненный цикл технологического решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:54, практическая работа

Описание работы

Постановка задачи. Процесс развития каждой технологии в самом общем виде может быть описан логической кривой (технологической траекторией), определяемой дифференциальным уравнением вида.
Формулировка задания. Проведите анализ развития технического уровня изделия или технологии в зависимости от затраченных обществом ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Инновации_индивидуальная работа.docx

— 85.89 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

Новосибирский Государственный  Университет Экономики и Управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное  домашнее задание №1

по дисциплине: Инновации  и наукоемкие технологии

Тема: «Жизненный цикл технологического решения»

Вариант 2

 

 

 

 

 

Выполнила:

 студентка 4 курса

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2010 г.

Постановка задачи.

Процесс развития каждой технологии в самом общем виде может быть описан логической кривой (технологической траекторией), определяемой дифференциальным уравнением вида:

 

Где t –параметр, выражающий затраченные обществом ресурсы;

y(t) – технологически значимый результат(технический уровень), достигаемый данной технологией;

α – положительная постоянная (параметр «масштаба»);

k1 и k2 –положительные константы, ограничивающие, соответственно снизу и сверху технологически значимый результат функционирования данной технологии;

k1 – это нижняя граница y (t), выражающая исходные, стартовые, предельно низкие возможности технологии;

k2 – её технологический предел, характеризующий максимально возможные её возможности.

 

Формулировка  задания.

Проведите анализ развития технического уровня изделия или  технологии в зависимости от затраченных обществом ресурсов. Приведите графики зависимости y(t). Проанализируйте характер поведения y(t) от α , k1 и k2  (k2 >k1). Объясните полученные результаты.

Ход работы:

С увеличением затрат (в  какой бы форме они не измерялись) на освоение и совершенствование  данной технологии ее технологически значимый результат может лишь возрастать, поэтому y(t) представляет собой функцию, монотонно растущую на всей области ее определения. Первая производная (скорость роста) величины y, согласно исходному уравнению, прямо пропорционально отрыву этой величины от ее стартовых возможностей, означает, что y(t) растет тем быстрее, чем больше этот отрыв. С другой стороны, пропорциональность первой производной значению (k2-y) означает замедление роста величины y(t) по мере приближения ее к своему технологическому пределу.

    Логическая (S - образная) кривая, описывающая жизненный цикл каждой отдельной технологии (рис.1), может рассматриваться как модель динамики различных увеличивающихся величин. Можно сказать, что исходное дифференциальное уравнение является количественным выражением действия закона взаимного перехода количественных и качественных изменений применительно к увеличивающимся процессам.

Рис.1

Время от времени в обществе совершается процесс замещения  технологий (технологический скачок). При этом производственный потенциал  замещающей технологии и временной  резерв ее конкурентоспособности развития определяются сравнением ее технологического предела с пределом замещающей технологии. Разность этих технологических пределов в самом общем виде служит количественной мерой данного технологического скачка. Если эти пределы сравнительно близки, то достаточно вероятно, что  скоро последует новый технологический  скачек. Если же они не близки, то можно  предположить, что замещающая технология находится достаточно далеко от своих  предельных возможностей, а если это  так, то функционирующим в данной отрасли субъектам хозяйствования нет необходимости срочно предпринимать очередной технологический рывок.

Процесс замещения технологий может протекать более или  менее быстро. В зависимости от этого всякий процесс технологической  замены характеризуется более или менее длительным периодом технологического разрыва, то есть отсутствия ведущей технологии в данной отрасли, когда обреченность старой технологии, и ее несоответствие общественно нормальным условиям производства уже очевидны, а новая технология, способная занять ее место, еще недостаточно распространена либо еще не определилась среди претендующих на эту роль нескольких конкурирующих технологий.

Процесс замещения технологий, динамика каждой из которых выражается логической кривой, схематично изображен  на (рис.2). Для практических расчетов периодом технологического разрыва можно считать, как это показано на рисунке, время между ближайшими друг к другу точками локального максимума кривизны двух соседних логических кривых.

Рис.2

 

В целом развитие производительных сил общества представляет процесс, динамика которого, тем самым, подчиняется  логическому закону.

 

 

 

Контрольные вопросы.

  1. Что такое поколение науки, техники и технологии?
  2. Что такое технологический уклад?
  3. Что такое жизненный цикл поколения науки, техники, технологии, технологического уклада? Каков их средний жизненный цикл?

Ответы:

  1. Поколение науки, техники и технологии.

В процессах производства и воспроизводства  научного знания особо важен вопрос соотношения инноваций и традиций. Даже кардинальные сдвиги (такие, как  смены научных парадигм и научные  революции) могут быть поняты и раскрыты только с учетом преемственности  в развитии знаний. Традиция выступает  как способ хранения и передачи от поколения к поколению социального  опыта, как особый механизм социального  наследования. В то же время в  науке как постоянно развивающейся  системе знаний открываются новые  факты, не вписывающиеся в прежние  объяснительные модели, выявляются новые  закономерности, создаются новые  и критически оцениваются и частично отвергаются прежние теории.

В этом отношении сохраняют актуальность проблемы преемственности в развитии знания. История науки и техники  имеет для ученых непреходящее значение как средство воспитания критического мышления и формирования творческих способностей на материалах истории  научных открытий. Не только методологи науки, но и представители иных областей знания регулярно обращаются к вопросам, как сложилась та или иная научная  дисциплина или исследовательское  направление, как вообще возникла наука  как социальный институт, обращают внимание на взаимовлияния в развитии различных наук, заимствования между  ними в методах и в исследовательской  технике.

2. Технологический уклад – комплексы взаимосвязанных технико –технологических принципов, определяющих технологическое содержание производственных процессов в рамках общей технологической парадигмы, диктуемой технологическим способом производства, и отделенных друг от друга эволюционными качественными изменениями в развитии системы производственных сил.

Процесс развития каждого  технологического уклада в общем  виде также описывается логической кривой, выражающей наиболее общие  закономерности динамики поступательно-циклических процессов. В начале жизненного цикла каждого технологического уклада значительные затраты на его производство дают незначительные результаты – этому периоду соответствует первый пологий участок логистической кривой. Затем по мере развития и практического освоения соответствующих технико-технологических принципов, небольшие затраты начинают приносить значительный эффект, и кривая круто поднимается.

Рис.3

3.Жизненный цикл каждого технологического уклада продолжается в среднем около 100 лет. Исследования показали, что за это время он испытывает два подъема, две восходящие волны (рис.3). Первая из них приходится на начало развития технологического уклада и обусловлена технологическими, внутренними причинами, вызванными закономерностями предложения новых технологий, когда данный уклад прокладывает себе дорогу в чужеродной социально-экономической среде.                                                      Второй подъем приходится на начало второй половины его жизненного цикла, когда экономические отношения в обществе уже трансформировались в достаточной степени, чтобы воспринять технологические нововведения, предполагаемые данным укладом. Этот подъем обусловлен не технологическими, а экономическими причинами, внешними по отношению к развитию технологической основы производства, и выражает готовность общества к внедрению соответствующих инноваций и закономерное возрастание общественного спроса на них.

В целом замена технологических  укладов осуществляется по закону, который математически описывается  обобщенной логистической кривой. Эта функция удовлетворяет дифференциальному уравнению

При фиксированных константах k1 и k2 (k2>k1>0), выражающих технологические пределы, характерные для данного технологического уклада, так что при всех t  k1<y(t)<k2. Решением данного уравнения служит функция

При произвольном b>0, где

В рассматриваемой модели время течет не линейно, а в  некотором смысле пропорционально  функции f(t). Поэтому вид функции y(t) существенно зависит от функции f(t). Простейший случай f(t)=const приводит к модели технологического сдвига Фишера-Прая. Чем менее функция f(t) напоминает константу, тем более нелинейно развиваются события, описываемые данной моделью.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Жизненный цикл технологического решения