Анализ рынка страхования за 2008-2009г

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы выявить проблемы развития страхового рынка в России на примере обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:
 изучить социально-экономическую сущность страхования;
 выявить связь финансов и страхования;
 рассмотреть страховой рынок в условиях финансово-экономического кризиса;
 проанализировать основные аспекты обязательного страхования автогражданской ответственности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы страхования как звена финансовой системы
1.1 Роль, значение и сущность финансов……………………………………
1.2 Страхование, функции страхования. Правовое регулирование
страховой деятельности………………………………………………………
1.3 Классификация в страховании…………………………………………..
1.4 Страхование как звено финансовой системы
2 Анализ рынка страхования за 2008-2009г.
2.1 Страховой рынок России в условиях финансово-экономического кризиса……………………………………………………………………….
2.2 Анализ обязательного страхования автогражданской
ответственности за 2008 - 2009 г………………………………………..
3 Проблемы ОСАГО и пути их решения……………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ОРИГИНАЛ!!!!!!!!.doc

— 751.50 Кб (Скачать)

В автостраховании наблюдается недоверие клиентов мелким операторам и переход к более крупным из опасений, что мелкие просто не выживут. Хотя эти опасения могут быть напрасными, так как иногда крупный оператор имеет реальный резерв снижения цены за счет «эффекта масштаба». Продавцы автомобилей подводят сейчас итоги января: импорт автомобилей упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 64%, а сбор страховых премий на российском рынке всегда был привязан к продажам новых машин. [3] В первом полугодии 2007 года темпы прироста страховых премий по автокаско составили 40,6% - 80,83 млрд.руб. (по ОСАГО – 17,7% - 41,07 млрд.руб.), а в первом полугодии 2008 года – 35,1% - 76,3 млрд.руб. (по ОСАГО – 12,9% - 39,1 млрд.руб.). [8]

Кризис повлиял и на взносы крупных компаний по разным отраслям страхования [9]:

Если затронуть перестрахование в России, то оно несколько изолированно от кризиса, так как по входящему перестрахованию из США принимает риски только одна компания - Ингосстрах. Но в российском портфеле эти риски занимают тысячные доли процента.

Гораздо более опасным фактором в ближайшее время станет динамика рейтинговых оценок, которая имеет к тому же цикличный характер. Основными участниками данного процесса являются, прежде всего, банки, с их направлениями деятельности, охваченными кризисом: ипотекой, потребительским кредитованием, кредитными картами и автомобильными кредитами, и страховые компании, а также аудиторы и рейтинговые агентства.

           Сегодня необходимо осуществлять не столько меры по укреплению доверия между потребителями и поставщиками страховых услуг, то есть акцентировать внимание на «внешние» причины кризиса, сколько признать неэффективность и неадекватность той рыночной политики, которая к нему привела и поработать над ее грамотностью и над соответствием объективной реальности рынка. Можно утверждать, что было упущено время укрепления доверия к российским страховым компаниям потребителей и возможности создания «подушки безопасности», так как компании занимались «предпродажной» подготовкой и верили в выход на IPO. Основными из антикризисных мер будут меры по исправлению изъянов.

          В целях сохранения страхового рынка нельзя допустить невыполнение обязательств перед страхователями страховщиками, списывая на кризис.

В свою очередь, государство должно поддерживать не только поставщиков товаров и услуг, но и потребителей: нельзя допустить резкого сокращения их платежеспособности. Тогда и поставщикам будет легче преодолевать кризис. Однако из-за разнородности отечественных страховщиков нельзя дать универсальных рекомендаций по преодолению кризиса. Но, вполне вероятно, что бюджетных денег на всех не хватит. А очередь до страхового рынка вообще может не дойти. Тогда остается единственный выход: решение проблемы искать самостоятельно. Таким образом, одни найдут новые источники платежеспособного спроса, другие предложат новые услуги. [4]

Депрессия не есть выход из проблемы, и лишь умелое маневрирование среди рождающихся проблем приведет к сохранению позиций на рынке, а в дальнейшем и к их укреплению.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ ОСАГО за 2008-2009 г.

        Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) — это вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля 2003 года с вступлением в силу Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». ОСАГО вводилось как социальная мера, направленная на создание определённых финансовых гарантий в отношениях по поводу возмещения между участниками автомобильных аварий. Идея подобного вида страхования не нова: оно действует во многих странах мира — например, «зелёная карта» в Европе и ряде других стран. Особенностями «автогражданки» в России являются её привязка к автомобилю (в противоположность водителю), государственное установление правил страхования и государственное регулирование тарифов. Объектом ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца автотранспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании автотранспортного средства на территории Российской Федерации. К страховому риску по ОСАГО относится наступление гражданской ответственности при ДТП.

Основными конкурентами на рынке ОСАГО выступают Росгосстрах, РЕСО-Гарантия, РОСНО и Спасские ворота:

           1 июля 2008 года страховщики отмечали пятилетний юбилей рынка ОСАГО, ставшего отправной точкой развития розничного страхования в России. По прогнозам «Эксперт РА», основанным на данных Российского союза автостраховщиков (РСА), шестой год работы этого сегмента страхования принесет лишь убытки. Согласно данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), убыточность операций по ОСАГО за год сенсационно упала на 10%. По мнению регулятора, уменьшать убыточность страховщикам позволяет экономия на выплатах. А по версии Минфина, таким образом страховщики могут лишиться основного аргумента в пользу повышения тарифов ОСАГО – компании с этим категорически не согласны. ФССН опубликовала «Статистические данные за 2008 год об ОСАГО, подлежащие ежегодному официальному опубликованию в соответствии с пунктом 5 статьи 8 ФЗ от 25.04.2002 г. об ОСАГО». Согласно отчету, убыточность операций по ОСАГО (соотношение состоявшихся убытков к заработанной премии) составила 57%. Годом ранее, согласно аналогичному отчету службы, этот показатель был на уровне 67%. Снижение на 10% страховых показателей со словом «убыточность» на фоне постоянных заявлений страховщиков о недостаточности тарифов выглядит удивительным. «Причина – страховщики начали платить меньше и с неохотой, – говорит глава ФССН Александр Коваль. – Свидетельством тому может служить рост жалоб на страховщиков ОСАГО». По данным службы за 1 полугодие 2009 года в центральный аппарат Службы и Инспекции поступило 15691 жалоба, из них на действия (бездействия) страховых организаций по вопросам нарушений при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) – 7381, что составляет 47 % от всех обращений; по вопросам добровольного страхования транспортных средств – 6953; по иным вопросам, связанным с осуществлением страхования – 992 обращения.

При этом структура жалоб по ОСАГО такова:

 

- несоблюдение страховщиком законодательно установленных сроков рассмотрения обращений и осуществления выплат – 5313;

- занижения страховщиками размеров страховых выплат (техническая экспертиза, годные остатки, утрата товарного вида) – 915;

- отказ в выплате по разным основаниям – 553,

- неверный расчет страховой премии – 22,

- несогласие с размером возврата неиспользованной части страховой премии– 25;

- несогласие с размером выплат при нанесении вреда жизни и

здоровью – 30.

Таким образом, наиболее острыми и социально значимыми остаются проблемы, связанные с вопросами соблюдения страховыми организациями законодательства, регулирующего ОСАГО.

Главными причинами поступления жалоб по обязательному страхованию являются несоблюдение страховщиками сроков рассмотрения обращений и осуществления выплат, занижение страховой выплаты, отказ в страховой выплате.

Отмечается рост общего количества жалоб по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, если за 1 полугодие 2008 года поступило 6564 обращения, то за 1 полугодие 2009 года – 15691. Рост количества жалоб составил 239 %.

Таблица 1. Работа с обращениями граждан в ТОСН и ЦА ФССН

Предмет жалоб

I-II квартал 2009 года

1. Невыполнение страховой организацией обязательств по договорам добровольного страхования (по размеру страховой выплаты, отказ в выплате и т.д.)

6953

2. Отсутствие страховой организации по указанному в договоре (полисе) адресу

39

3. Вопросы, связанные с индексацией страховых взносов по договорам страхования, заключённым с органами государственного страхования до 01.01.1992

60

4. О даче заключения о соответствии проводимой страховой деятельности выданной лицензии

8

5. Нарушение принципа добровольности при заключении договоров

16

6. Невыполнение Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»

15

7. Всего по ОСАГО

в том числе:

7203

Несоблюдение страховщиком сроков рассмотрения обращений и осуществления выплат

5221

Занижение страховщиками размеров страховых выплат (техническая экспертиза, годные остатки, утрата товарного вида)

909

Несогласие с размером выплат при нанесении вреда жизни и здоровью

30

Неверный расчет страховщиком страховой премии

21

Несогласие с размером выплат неиспользованной части страховой премии

21

Отказ в выплате

536

Прочие жалобы

465

8. Другие жалобы

854

9. Всего рассмотрено жалоб Инспекциями

15148

10.Всего рассмотрено жалоб в центральном аппарате,

из них по ОСАГО

543

178

11. Итого поступило жалоб в орган страхового надзора,

из них по ОСАГО

15691

7381

 

         Страховщики исследование регулятора не критикуют, однако по-прежнему не согласны с достаточностью тарифов ОСАГО. Как отметил первый замглавы лидера рынка в этом сегменте Росгосстраха Дмитрий Маркаров, объективные обстоятельства не менялись на рынке ОСАГО, убыточность на нем зашкаливает за 100% в ряде регионов. «Кроме того, непонятно, как на цифры надзора влияет объем выплат, проведенных по каско и заявленных потом страховщикам по ОСАГО, и отсутствие выплат со стороны компаний, которые разорились», – говорит он. По словам аналитиков, в исследовании надзора могли быть не учтены будущие убытки ОСАГО. «Мы считаем коэффициент убыточности по этому виду, который включает выплаты плюс изменение резервов, с учетом будущих убытков плюс расходы на ведение дел, – рассказывает замглавы агентства «Эксперт РА» Павел Самиев. – И получается 98–99%, а в ряде регионов и выше 100%». Тем не менее факт минимизации подтверждают и в агентстве. Я поддерживаю слова  господина Самиева, который говорит, что ряд компаний ОСАГО в настоящий момент основной целью видят максимизацию денежных потоков в обязательном автостраховании, не беспокоясь о том, что клиентов на будущий страховой период таким образом сохранить сложно. «Это болезнь нашего рынка сейчас, – говорит Павел Самиев, – тем не менее разумность аргументов в пользу повышения тарифов в принципе у страховщиков остается».

 

 

 

Сборы по ОСАГО за 9 месяцев 2008 г.

Рег. №

Компания

Город

Премии (взносы), млн. руб.

Выплаты, млн. руб.

Выплаты/Премии, %

1

1 209

РЕСО-ГАРАНТИЯ

Москва

5 018 635,00

2 613 704,00

52,08

2

928

ИНГОССТРАХ

Москва

3 679 082,00

1 881 401,00

51,14

3

290

РОСНО

Москва

2 387 967,00

1 412 275,00

59,14

4

665

РОСГОССТРАХ-ПОВОЛЖЬЕ

Нижний Новгород

2 379 051,00

1 693 520,00

71,18

5

977

РОСГОССТРАХ-СТОЛИЦА

Люберцы

2 212 710,00

1 093 824,00

49,43

6

1 096

РОСГОССТРАХ-ЦЕНТР

Владимир

1 902 544,00

1 171 535,00

61,58

7

1 374

РОСГОССТРАХ-ЮГ

Ростов-на-Дону

1 877 656,00

1 363 081,00

72,59

8

621

ВОЕННО-СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

Москва

1 867 357,00

1 018 812,00

54,56

9

2 474

РОСГОССТРАХ-СИБИРЬ

Новосибирск

1 859 414,00

1 175 361,00

63,21

10

2 992

СПАССКИЕ ВОРОТА

Москва

1 803 248,00

1 020 289,00

56,58

11

983

УРАЛСИБ

Москва

1 746 294,00

986 505,00

56,49

12

451

РОСГОССТРАХ-СЕВЕРО-ЗАПАД

Санкт-Петербург

1 599 609,00

929 220,00

58,09

13

2 366

РОСГОССТРАХ-УРАЛ

Тюмень

1 570 056,00

1 142 013,00

72,74

14

1 582

РУССКИЙ МИР

Санкт-Петербург

1 558 271,00

897 290,00

57,58

15

1 083

ЦЮРИХ.РИТЕЙЛ

Москва

1 533 361,00

1 027 072,00

66,98

16

2 239

АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ

Москва

1 363 165,00

763 598,00

56,02

17

1 137

СТАНДАРТ-РЕЗЕРВ

Москва

1 247 880,00

791 799,00

63,45

18

1 427

МАКС

Москва

1 022 964,00

625 181,00

61,11

19

1 307

СОГЛАСИЕ

Москва

932 749,00

633 333,00

67,9

20

1 284

ГРУППА РЕНЕССАНС-СТРАХОВАНИЕ

Москва

924 639,00

313 905,00

33,95

 

Недавно на встрече представителей компании "РЕСО-Гарантия", Российского союза автостраховщиков (РСА) с представителями деловых СМИ, были обнародованы некоторые итоги работы системы ОСАГО в России. Так, по данным РСА, объем премий по ОСАГО в России за январь-июнь 2009 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,7% - до 40,155 млрд рублей. Выплаты выросли на 6,7% - до 22,79 млрд рублей.

        Одним из главных событий, оказавших влияние на рынок ОСАГО, стало принятие в марте поправок к "Закону об ОСАГО", касающихся, в частности, прямого возмещения убытков, при котором потерпевший при соблюдении определенных условий может обращаться за выплатой в свою компанию, а не к страховщику виновника ДТП. Последующие расчеты между компаниями осуществляются через единый клиринговый центр страховщиков. По данным РСА, с марта по начало августа 2009 года было рассмотрено 827 таких требований и проведено 19 расчетных сессий на общую сумму более 87 млн рублей. Система прямого возмещения убытков стимулирует страховщиков выплачивать своим клиентам максимально возможную компенсацию по возмещению вреда, причиненного как имуществу, так и жизни и здоровью. По оценкам «Эксперт РА», рост выплат за счет вступления в силу поправок в середине 2009 году составил 11,5%,а в 2010−м составит примерно — 21,8%. В свою очередь, упрощенная процедура оформления ДТП приведет к резкому увеличению числа заявленных мелких аварий и случаев страхового мошенничества. Все это будет сопровождаться ростом расходов на ведение дела страховых компаний. Также по данным «Эксперт РА», введение поправок при неизменных тарифах вызвало рост убыточности до 79,7% (102,7% с учетом РВД и отчислений в фонд РСА).

           Российский союз автостраховщиков (РСА) предоставил список из 14 неблагополучных страховых компаний.

1.      АСТО Гарантия

2.      Национальное качество

3.      Поддержка-Гарант

4.      Трансгарант

5.      Генеральный Страховой альянс

6.      Гранит

7.      Дженерал Резерв

8.      ЛК-Сити

9.      Русская СК

10. Финист-МК

11. Корона

12. Мегарусс-Д

13. Росэнерго

14. СК «Свод»

По словам представителей союза, компании, оказавшиеся в списке, выполняют свою работу наиболее недобросовестно, а некоторые из них и вовсе не производят выплаты. Причина – отсутствие свободных денежных средств. По словам экспертов, серьезные проблемы у клиентов этих компаний возникли весной, когда в силу вступил закон, позволяющий требовать компенсации по ОСАГО не со страховой компании виновника ДТП, а со своей компании.

        Финансовый кризис, затронувший Россию, отражается на самых различных сегментах рынка. Затронут кризисные явления и рынок ОСАГО. Вовсе не случайно на 2009 год эксперты прогнозируют целую серию банкротств фирм-страховщиков, которые специализируются на автостраховании. И дело даже не в том, что ожидается снижение темпов прироста страховых взносов. Скорее всего, произойдет ухудшение финансовой стабильности участников рынка автострахования. Страховщики ранее (в 2007-2008 гг.) могли выровнять некоторую убыточность своей деятельности, что не является секретом, за счет автокаско. Но в 2009 году, скорее всего, будут сокращаться взносы, поступающие по страхованию автомобилей от угона и причиненного ущерба. Соответственно, в портфелях страховых компаний возрастет доля убыточного ОСАГО.

Информация о работе Анализ рынка страхования за 2008-2009г