Государственное регулирование страховой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие особенности государственного регулирования страховой деятельности.

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:

1. Органы государственного контроля над страховой деятельностью на территории РФ: цели, функции, методы;

2. Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ;

3. Территориальные органы страхового надзора;

4.Сравнение российского и зарубежного опыта в осуществлении государственного контроля над страховой деятельностью.

Работа содержит 1 файл

курсовавя.docx

— 43.10 Кб (Скачать)

     Введение

     Страхование - необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением  материальных потерь в процессе общественного  производства. Рисковый характер общественного производства, порождает отношения между людьми по предупреждению, преодолению и по безусловному возмещению нанесенного ущерба.

     Однако  предприятия и организации различных  форм собственности, выступающие в  качестве страхователей, испытывают потребность  не только в возмещении ущерба, выражающегося  в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).

     Актуальность  рассматриваемого вопроса усиливается  еще и потому, что в современном  обществе, страхование необходимо для обеспечения защиты от природных стихий, несчастных случаев, случайных событий технического и технологического.

     По  данным ФССН, в едином реестре субъектов  страхового дела России на 31.12.2009 г. зарегистрированы 702 страховые организации, что на 10,69% меньше (786 страховых организаций) по сравнению с реестром на 31.12.2008 г

     Обобщены  оперативные данные, полученные в  электронном виде от 693 страховых организаций. 1 - не проводила страховые операции, 8 - не представили статистическую отчетность по форме № 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-декабрь 2009 года" по электронной почте.

     Общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 2009 год составила соответственно 977,53 и 734,45 млрд. руб. или 102,4 и 117,0 % по сравнению  с 2008 годом.

     Общий объем страховых премий (взносов) по обязательному страхованию за 2009г. составил 557,11 млрд. руб. (на 14,8% больше чем за 2008г.). Общий объем выплат по обязательному страхованию за отчетный период достиг 505,11 млрд. руб., что на 17,4% превысило аналогичный  показатель за 2008г. Такая ситуация на российском страховом рынке свидетельствует о переосмыслении роли и места страхования как в повседневной жизни, так и при осуществлении предпринимательской деятельности, а так же управление рисками. Для успешного функционирования страхового рынка и исчезновения с него недобросовестных страховщиков необходимо государственное регулирование страховой деятельности.

     Целью курсовой работы является раскрытие  особенности государственного регулирования  страховой деятельности.

     Цель  позволила сформулировать задачи, которые  решались в данной работе:

     1. Органы государственного контроля  над страховой деятельностью  на территории РФ: цели, функции,  методы;

     2. Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ;

     3. Территориальные органы страхового  надзора;

      4.Сравнение российского и зарубежного опыта в осуществлении государственного контроля над страховой деятельностью.

     Таким образом, страхование как целый  комплекс защиты интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом экономической  и социальной систем общества.

     Страхование, как разновидность хозяйственной, предпринимательской деятельности, испытывает активное воздействие со стороны государства, необходимое  для реализации возможностей страховой  области. 
 

1. Органы государственного контроля за страховой деятельностью на территории РФ: цели, функции, методы 

     Страховой рынок как часть финансово-кредитной  системы является объектом государственного регулирования во всех странах мира. В самом общем виде это регулирование страхового рынка представляет собой упорядочение  деятельности всех его участников.

     Процесс регулирования деятельности страховых  организаций (страхового рынка) включает в себя:

     1.  Создание нормативно-правовой базы  функционирования страховых организаций

      2. Отбор профессиональных участников  страхового рынка, поскольку не  любое лицо или не любая  организация могут занять место  страховщика, страхового посредника;

      3. Контроль за соблюдением выполнения всеми участниками страхового рынка (в том числе и страховщиками) норм и правил функционирования.

     Формы и методы государственного регулирования  страхования делятся на две группы: административные (прямые) и экономические (косвенные). На современном этапе  преобладают административные методы регулирования.

     Система административного регулирования  опирается на действующую систему  законодательства, которая включает в себя общие правовые акты, специальное  страховое законодательство и комплект подзаконных актов и ведомственных  нормативных документов, принимаемых  в пределах компетенции различными органами исполнительной власти. Центральное  звено системы административного  регулирования страховой деятельности - орган страхового надзора.

     Экономические регуляторы - это меры косвенного воздействия  государства на страховой рынок  через другие сферы и звенья финансово-кредитной  системы посредством использования  механизмов налогообложения, учетной политики, рынка ценных бумаг. Страховая деятельность регулируется комплексом нормативно-правовых актов: законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, подзаконными актами.

     Структура органов государственного регулирования  деятельности организаций на страховом  рынке включает:

  1. Министерство финансов РФ, в структуре которого и содержится специальное подразделение, контролирующее деятельность страховщиков - ФССН;
  2. Министерство РФ по антимонопольной политике - устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением;
  3. Центральный банк РФ - регулирует особенности деятельности страховых организаций на рынке банковских услуг;
  4. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг - регулирует особенности деятельности страховых организаций на рынке ценных бумаг.

     И все же, несмотря на многоуровневую систему государственного регулирования  деятельности страховщиков, выполнение регулирующей функции государства  в страховой деятельности, как  правило, возлагается на специальные  органы регулирования и надзора, которые имеют статус государственных  органов исполнительной власти, функционально  обособленны и сочетают функции  регулирования и контроля страхового рынка. В разных странах органы страхового надзора могут подчиняться или  включаться в структуру самых  различных ведомств, однако при этом они обладают достаточной степенью самостоятельности в принятии решений.

     В России надзор за страховой деятельностью возложен на ФССН Министерства финансов РФ. Государственный надзор за деятельностью страховых организаций осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства (п. 1 ст. 30 Закона о страховании).

     Основными функциями  ФССН  Министерства финансов РФ являются:

     а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

     б) ведение Единого государственного реестра страховщиков и объединений  страховщиков, а также реестра  страховых брокеров;

     в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

     г) установление правил формирования и  размещения страховых резервов, показателей  и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности.

     Федеральный орган исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью для  выполнения возложенных на него функций  имеет право:

     - получать от страховщиков установленную  отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом  положении, получать необходимую  для выполнения возложенных на  нее функций информацию от  предприятий, учреждений и организаций,  в том числе банков, а также от граждан;

     -.производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

     -.при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

     Правительством  РФ по предложению федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, согласованному с заинтересованными органами государственной  власти, созданы также и территориальные  органы страхового надзора в целях  соблюдения требований российского  законодательства по вопросам страхования  и создания условий для эффективного развития страховых услуг, а также  защиты прав и интересов участников страхового рынка. 

 

     

     2. Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ

     Условиями лицензирования страховой деятельности для страховой организации, впервые  обращающейся за получением лицензии, установлен следующий перечень представляемых ею документов:

  1. заявление по установленной форме;
  2. учредительные документы (устав, учредительный договор или решение о создании организации);
  3. свидетельство о государственной регистрации учрежденной страховой организации;
  4. документы, подтверждающие оплату уставного капитала (справка банка, приходный ордер);
  5. экономическое обоснование страховой деятельности:

        -.бизнес-план на первый год деятельности по установленной форме;

        -.положение о порядке формирования и использования страховых резервов,

        -.план по перестрахованию (в произвольной форме), если максимальная ответственность по отдельному риску превышает 10% собственных средств;

        -.бухгалтерский баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату;

        -.план размещения страховых резервов;

  1. правила по видам страхования (к правилам страхования должны быть приложены образцы стандартных договоров страхования, страховых полисов или свидетельств, сертификатов) в двух экземплярах, прошитых, постранично пронумерованных, утвержденных руководителем страховой организации;
  2. расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных данных, а также утвержденную руководителем страховой организации структуру тарифных ставок по видам страхования в двух экземплярах (по установленной форме);
  3. сведения о руководителе и его заместителях (по установленной форме).

     Страховщики, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, представляют документы по указанному перечню за исключением:

           -экономического обоснования страховой

           деятельности;

        -.правил по видам страхования с прилагаемыми образцами договоров,

        -.страховых полисов;

        -.расчета размеров и структуры страховых тарифов, использованных при этом методик и исходных данных.

     После принятия решения о выдаче лицензии один экземпляр правил страхования и структуры с отметкой Государственного органа по надзору за страховой деятельностью (штамп этого органа с указанием номера лицензии и даты ее выдачи) возвращается страховой организации.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности