Иностранный капитал на российском рынке страхования, современное состояние, перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

В среднесрочной перспективе допуск к участию на рынке страховых услуг должны иметь страховые организации - резиденты Российской Федерации, подчиняющиеся требованиям законодательства о страховании. Кроме того, в целях повышения капитализации рынка страховых услуг сферой деятельности российских страховых компаний должен оставаться рынок обязательного страхования (включая государственное), являющийся частью системы страховой защиты, рынок страхования имущества, связанного с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также имущества государственных и муниципальных организаций.

Содержание

Введение 2
1. История иностранного капитала на российском страховом рынке 4
2. Деятельность иностранных страховых компаний на российском рынке 13
2.1 Регулирование деятельности иностранных страховщиков на российском рынке 13
2.2 Привлекательность российского страхового рынка для иностранных компаний 19
2.3 Деятельность иностранных страховщиков на российском рынке 21
3. Перспективы иностранного капитала на российском страховом рынке 25
3.1 Ближайшие изменения на российском рынке 25
3.2 Россия и ВТО: угроза для страхового рынка? 26
Заключение 33
Литература 35

Работа содержит 1 файл

Иностранный капитал.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

Д.Панкин отметил, что не опасается прихода крупных иностранных игроков на российский рынок. "Наша главная задача, чтобы на рынке работали надежные компании", - сказал он.

Доля участия иностранных компаний в совокупном капитале российских страховщиков в настоящее время составляет 22,49%, она близка к исчерпанию квоты (25%), сообщил глава Росстрахнадзора Александр Коваль.

Он напомнил, что установленная законодательством РФ квота для участия иностранного капитала в совокупном капитале российских страховщиков установлена на уровне 25%. "Таким образом в настоящее время свободная часть квоты составляет, по нашим подсчетам, 1,4 млрд рублей. Мы с некоторым запозданием получаем данные об увеличении уставных капиталов российских страховщиков. Кроме того, полученная информация порой уточняется по нашим запросам. Служба надзора предполагает, что после перепроверки некоторых данных подсчитанная квота иностранных участников увеличится еще примерно на 15 млн рублей", - сказал А.Коваль.

По его словам, в сложившейся ситуации у страховых компаний, в капитале которых присутствуют иностранные участники, могут возникнуть проблемы при исполнении возложенной на них российским законодательством обязанности соответствовать новым уровням уставных капиталов.

Таким образом, отметил глава Росстрахнадзора, у страховых компаний с иностранным участием, нуждающихся в докапитализации, может возникнуть конфликт обязанностей при исполнении законодательства. С одной стороны, они должны повысить уставный капитал, чтобы соответствовать требованиям к его минимальному размеру. С другой стороны, при исчерпании 25 процентной квоты участия иностранцев должна пройти линия отсечения, и новые заявки с этого момента по закону приниматься не могут.

"Изменить существующее положение вещей помогут поправки в закон, которые либо увеличат размер квоты иностранного участия на страховом рынке, либо с учетом перспектив вступления России в ВТО полностью отменят эту квоту", - сказал А.Коваль.

Вместе с тем, по его словам, времени на принятие таких поправок осталось немного. "Следует учесть, что подготовка и прохождение процедуры увеличения уставного капитала для компании занимает определенное время, и немалое. Законодателям и страховщикам придется поторопиться, чтобы успеть с повышением уставных капиталов к 1 января 2012 года", - считает А.Коваль.

Глава Росстрахнадзора добавил, что "интерес иностранных инвесторов к присутствию на российском страховом рынке сохраняется, несмотря на то, что многие из них в настоящее время сосредоточены на решении проблем, созданных кризисом в других регионах мира".

 

3.2  Россия и ВТО: угроза для страхового рынка?

Эксперты не могут дать однозначного ответа, стоит ли России открывать свой страховой рынок для иностранцев. Во всяком случае, российские страховщики не склонны паниковать и бояться конкуренции с иностранными компаниями. По словам представителей государства, власти сейчас не настроены идти навстречу международным страховым группам. России выгодно оставить существующие ограничения, так как они станут основой для торга на переговорах по вступлению в ВТО.

В течение нескольких лет идут дебаты по поводу ограничений, накладываемых на иностранные компании при вступлении России в ВТО. Первоначальное настроение большинства страховщиков было практически единодушным - страх перед крупными зарубежными компаниями, уставные капиталы которых в десятки раз превышают российские. Опасения полного захвата рынка западными страховщиками в условиях либерализации закона "О страховании" сменились более взвешенными оценками перспектив открытия рынка для иностранцев.

До принятия в 1992 г. закона "О страховании" доступ иностранных страховщиков на российский рынок был полностью закрыт. С принятием этого закона началась либерализация страхового рынка: была разрешена деятельность страховых компаний с иностранным участием при условии, что доля такого участия не превышает 49%. Следующий значительный шаг на пути либерализации был сделан в 1999 г., когда 49-процентное ограничение было отменено. Одновременно была введена 15%-ная квота на суммарный иностранный уставный капитал в общем страховом уставном капитале России. Это изменение закона открыло путь на российский рынок прямым иностранным страховщикам. Одновременно было установлено препятствие для возникновения доминирующего положения иностранных страховых компаний на российском рынке.

Характерно, что до сих пор указанная квота не выбрана. По данным Минфина, доля иностранного капитала к началу 2004 г. составила 6,5 млрд руб., то есть разрешенная квота была выбрана лишь на 3,5% рынка. Незначительный пока уровень спроса, отсутствие в обществе традиций использования страховых услуг обуславливает низкую заинтересованность иностранных страховщиков в прямых инвестициях в российскую страховую отрасль. Существующее прямое иностранное присутствие обусловлено скорее "стратегическими" интересами, расчетом на высокий потенциал развития страхового рынка в России.

Те иностранные страховщики, которые хотели прийти на российский рынок, уже давно на нем работают, как через совместный капитал, так и через собственных страховых операторов. По данным Минфина, сейчас на российском рынке работают страховщики из 28 стран, в том числе 12 американских и 8 немецких компаний. Кроме того, зарубежные страховые компании оказывают влияние на российский страховой рынок через систему перестрахования, в которое отдается значительная доля рисков.

Путь западных страховых компаний на российский рынок не так прост. Любой национальный рынок характеризуется своими особенностями, самобытными традициями и менталитетом потребителя. Транснациональные страховые технологии потребуют адаптации к российским условиям. Этот процесс занимает определенное время и требует дополнительных затрат.

С другой стороны, у российских страховщиков имеется более чем 10-летний опыт работы на местном рынке и некоторый временной лаг для освоения западных страховых технологий.

Таким образом, в целом приход зарубежных компаний в Россию положительно отразился бы на рынке страхования. В условиях конкуренции местного и международного опыта, а также крупного капитала и знания страхователя российским страховщикам придется больше внимания уделять передовым технологиям продаж и обслуживания клиентов, разработке страховых продуктов, активному привлечению инвестиций. Для этого будет необходима реорганизация бизнеса в целом, внедрение международных стандартов финансовой отчетности. От российского страхового рынка потребуется увеличение капитализации компаний путем вытеснения или поглощения мелких страховщиков.

 

Последствия открытия национального рынка для прямой конкуренции со стороны иностранных страховщиков

Положительные стороны

Отрицательные стороны

  повышение капитализации и емкости национальной страховой отрасли за счет средств иностранных инвесторов;

  привлечение иностранных инвестиций в развитие страховой инфраструктуры;

  использование передовых страховых технологий и ноу-хау;

  расширение структуры и повышение качества страховых услуг;

  снижение издержек на предоставление страховых услуг;

  активизация конкуренции на внутреннем страховом рынке и интенсификация деятельности национальных операторов.

  снижение капитализации отрасли за счет "переключения" большей части финансовых потоков страховой отрасли на зарубежное перестрахование;

  увод на международные финансовые рынки значительной доли внутренних инвестиционных ресурсов, аккумулированных через страхование (страхование жизни и пенсионное страхование);

  потеря национального контроля над страховыми резервами и инвестиционными средствами;

  сильное влияние иностранного капитала на национальные органы страхового надзора;

  ограничение возможности государства по использованию механизмов страхования в социальной политике (пенсионное страхование, медицинское страхование и т.п.);

  ценовой демпинг, которому неокрепший национальный рынок не может противостоять;

  повышенная подверженность колебаниям мирового финансового рынка, а также международным финансовым спекуляциям;

  сокращение занятости в страховой сфере, прежде всего - высококвалифицированного и управленческого персонала, что вызвано концентрацией большинства технологических функций в зарубежных офисах иностранных страховщиков.


Источник: "Финансовый бизнес", № 5, с.10-23. Рабочая группа: д. э. н. В. С. Загашвили: д. э. н. А. Н. Зубец; зам. директора НИФИ Минфина России, д. э. н, проф. Е. В. Коломин; зам. директора ИМЭМО РАН, член-корр. РАН, проф. И. С. Королев; координатор рабочей группы А. А. Слепнев. Адаптация - РосБизнесКонсалтинг.

 

По мнению экспертов страхового рынка, для снижения отрицательных последствий либерализации страхования необходимо сохранение запрета на трансграничное предоставление услуг по прямому страхованию. На российском рынке должны работать лишь компании-резиденты, вне зависимости от того, кто выступает их акционером. Это стратегически важно, поскольку связано с уплатой налогов, размещением средств страховых резервов внутри страны, эффективностью страхового надзора.

Возможен также другой подход. Он характеризуется открытым режимом прямого страхования иностранными страховщиками при государственном контроле за экономической необходимостью перестрахования за рубежом, вплоть до его ограничения или осуществления через монопольного государственного перестраховщика. По такой схеме работают страховые компании в Бразилии, Чили, Болгарии, Польше, Словакии, США и др. Эта модель, в комплексе с мерами защиты от чрезмерной иностранной прямой конкуренции, позволяет в полной мере реализовать выгоды от такой конкуренции при сохранении национального контроля за страховой отраслью.

Страны-участницы ВТО имеют широкий спектр управления национальными рынками. Так, ограничения для иностранного персонала имеют Австралия, Канада, Египет, Финляндия, Италия, Греция, Малайзия, США и др. Запрет для иностранцев на осуществление отдельных видов обязательного страхования существует в Австралии, Болгарии, Канаде, Чехии, Финляндии, Словакии, а по страхованию жизни - в Корее, Болгарии и др. Некоторые страны, такие как США, страны ЕС, Канада и ряд других, практикуют несимметричный режим налогообложения национальных и иностранных операторов. Общая квота иностранного участия в капитале страховой компании ограничивается в Канаде, Египте, Малайзии, Таиланде и др. В зависимости от теста на экономическую необходимость иностранному страховщику выдаются лицензии в Египте, Корее, Словении и др. Индия, Бразилия, Чили, Индонезия и ряд других стран-членов ВТО вообще не приняли обязательств в части страховых услуг и сохранили за собой право вводить любые ограничения по доступу на страховой рынок. Многие страны, например Германия, при формальном беспрепятственном режиме доступа практикуют введение барьеров на уровне подзаконных актов, что делает практически невозможным реальное вхождение иностранных операторов на их страховые рынки.

На сегодня доля иностранных страховщиков на российском рынке пока незначительна. Снятие ограничений, безусловно, активизирует деятельность крупных международных компаний в России, однако страховой рынок обладает значительной инерционностью, и быстрых перемен ожидать не приходится. Время вхождения на него новой компании исчисляется годами. Большая часть последствий либерализации страхового рынка проявится не ранее чем через 4-6 лет. Именно в эти сроки можно ожидать активизации практического интереса иностранных операторов к рынку прямого страхования в России. Изменения законодательства практически не отразятся на российском рынке страхования "не-жизни" в краткосрочной перспективе (до 3 лет) в силу низкой привлекательности прямых иностранных инвестиций в страховую инфраструктуру России. Так что у российских страховщиков есть время, чтобы изучить ситуацию и учесть ее особенности.

По мнению директора "Национальной Страховой Группы" Юрия Решетняка, высказанному на сайте "Страхование сегодня", наиболее чувствительным к последствиям либерализации страхового рынка окажется сектор долгосрочного накопительного страхования жизни физических лиц - капиталоемкая отрасль, требующая значительных инвестиций и серьезного кредита потребительского доверия. Понятно, что здесь отечественные страховщики уступают крупным международным компаниям с многолетней историей и миллиардными капиталами. Из этого, правда, еще не следует, что все сегодняшние операторы рынка будут вынуждены его покинуть. Скорее всего, ряду компаний просто придется стать высококлассными продавцами чужих страховых продуктов. Вероятно, также активизируются процессы слияния и поглощения. Без сомнения, усилится конкуренция, выдерживать которую будет все сложнее.

В целом же российский страховой рынок (особенно рынок страхования физических лиц) все еще находится в начальной стадии развития. И потому в среднесрочной перспективе на этом рынке найдется место и большим, и средним, и малым узкоспециализированным страховым компаниям – даже после более активного прихода в Россию иностранцев.

Вступление России в ВТО подразумевает разрешение иностранным страховым компаниям напрямую работать на отечественном рынке. Во многих странах в результате открытия границ местный страховой рынок оказался под пятой транснациональных гигантов. Но в России этот сценарий не пройдет, уверены эксперты. А вот условия страхования и регулярность выплат в страховом случае должны заметно улучшиться.

Россия будет «запускать» иностранцев постепенно. Сегодня на российском рынке работают лишь дочерние компании иностранных страховщиков. Дочерняя компания полностью подчиняется российскому законодательству и имеет статус отдельного юридического лица. Доля иностранцев в совокупном уставном капитале страховщиков составляет 25%, и эта законодательно установленная квота уже полностью исчерпана. После присоединения России к Всемирной торговой организации она увеличится до 50%. С этого же момента будет изменено ограничение на участие иностранного капитала в компаниях, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием: с 49 оно увеличиться до 51%. А через пять лет после вступления России в ВТО оно будет и вовсе отменено.

Информация о работе Иностранный капитал на российском рынке страхования, современное состояние, перспективы развития