Экономико-правовое обеспечение финансовой устойчивости страховых организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:03, контрольная работа

Описание работы

задачи контрольной работы:
выявить основные элементы гражданско-правового статуса страховых организаций как субъектов особой регламентации норм, конкурсного законодательства;
- определить основные элементы финансовой устойчивости страховых организаций; выделить и охарактеризовать этапы развития правового регулирования несостоятельности (банкротства) страховых организаций в России;
- проанализировать возможность нивелирования последствий банкротства страховых организаций посредством применения системы лицензирования страховой деятельности на этапе выявления признаков банкротства;
- раскрыть влияние лицензирования страховой деятельности на правовое регулирование судебных процедур банкротства страховых организаций;
- провести анализ конкурсного производства страховой организации;
- выявить, противоречия и иные проблемы гражданско-правовой регламентации несостоятельности (банкротства) страховых организаций на современном этапе-и разработать предложения по совершенствованию норм законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Предупреждение несостоятельности (банкротства) страховых организаций
§1. Организационно-правовые признаки страховых организаций как субъектов специального регулирования правоотношений в сфере несостоятельности (банкротства)
§2. Экономико-правовое обеспечение финансовой устойчивости страховых организаций
Глава 2. Нормативно - правовое регулирование несостоятельности (банкротства) страховых организаций
§ 1. Становление института несостоятельности (банкротства) страховых организаций в Российской Федерации
§2. Современное состояние российского законодательства о банкротстве страховых организаций
Глава 3. Особенности отдельных процедур банкротства страховых организаций
§ 1. Особенности процедур банкротства, обусловленные лицензированием страховой деятельности
§2. Специфика проведения конкурсного производства в отношении страховой организации — банкрота

Работа содержит 1 файл

теория3.docx

— 32.92 Кб (Скачать)

Положительный опыт функционирования института компенсационных  выплат по обязательному страхованию  гражданской ответственности владельцев транспортных средств свидетельствует  о целесообразности создания гарантийных  фондов обеспечения выплат и по- иным видам страхования, в первую очередь- по- иным обязательным, а также  по страхованию жизни. Распространение  правила об обязательности членства* в саморегулируемых организациях на- страховщиков, осуществляющих иные виды страхования, сможет обезопасить страхователей от банкротства страховщиков.

Экономическое развитие страны и рыночных отношений  требует ? адекватного развития нормативно-правовой базы для- • несостоятельности хозяйствующих  субъектов. В' России становление правового  регулирования«., . банкротства страховых  организаций, как один из элементов  института правового регулирования', банкротства юридических лиц, прошло три периода: дореволюционный, советский  и современный.

Нормы дореволюционного конкурсного права* имели высокую  степень разработанности как  с точки зрения интересов должника, так и кредиторов. Но, несмотря на продолжительный период участия в гражданском обороте и нестабильность финансового состояния, в дореволюционный период страховые организации так и не были наделены статусом специального субъекта правового регулирования несостоятельности (банкротства). Современное законодательство' так же • не определило понятие страховых организаций как специального субъекта правового регулирования несостоятельности, установив лишь некоторые особенности их банкротства.

Развитие российского  законодательства о несостоятельности (банкротстве) на современном этапе  свидетельствует, что законодатель пошел по пути «отягощения» Закона о банкротстве особенностями регламентации банкротства отдельных лиц. На наш взгляд, при таком подходе дальнейшие шаги по нормативному регулированию отношений в сфере несостоятельности (банкротства), приведут к кодификации Закона о банкротстве, что представляется не совсем верным. Изучение отечественного, в том числе дореволюционного, и зарубежного законодательства о несостоятельности (банкротстве) и опыта его применения,, определение специфики страховых организаций как участников правоотношений в сфере несостоятельности (банкротства) по сравнению с иными юридическими лицами выявляет настойчивую необходимость принятия' отдельного закона о банкротстве страховых организаций по аналогии с кредитнымюорганизациями.

• • Основная идея российскою правовою системы- •  регулирования несостоятельности  заключается» в направленности на сохранение неплатежеспособного' должника* и восстановление его нормальной, деятельности. В  то же время специальные нормы  о банкротстве страховых организаций  в первую очередь направлены на охрану интересов основных кредиторов - страхователей (выгодоприобретателей, застрахованных лиц), что позволяет определить систему правового регулирования несостоятельности (банкротства) страховых организаций как «нейтральную».

Одним из механизмов, обеспечивающих стабильность деятельности страховых организаций, является система  лицензирования. Следует констатировать, что на современном этапе правового регулирования более упорядоченным является -допуск на рынок • страховых организаций и недостаточно регламентированы правоотношения, возникающие при выявлении финансовой неустойчивости, несостоятельности и банкротства страховой организации.

Так, отсутствие взаимосвязи между возбуждением дела о банкротстве и принятием  решения об ограничении, приостановлении или отзыве лицензии страховой организации порождает неопределенность в правовом регулирование процедур банкротства.

В случае принятия судом заявления- о признании страховой организации банкротом, необходимо' обязать органа страхового надзора принять решение о приостановлении действия лицензии, а также ввести его обязанность по дальнейшей оценке финансового состояния страховой организации в целях получения вывода о необходимости и целесообразности отзыва, лицензии с установлением сроков исполнения такой обязанности.

Определенное  Законом о банкротстве- ограничение  круга лиц, имеющих право подать заявление о признании страховой организации банкротом, не соответствует' сложившейся' системе государственного контроля в сфере страхования. Сегодня наиболее полной и достоверной I информацией о финансовом состоянии страховых организаций- обладает орган страхового надзора, который может и обязан заблаговременно выявить явную неплатежеспособность страховых организаций. В связи с . этим следует решить вопрос о наделении Федеральной- службы страхового надзора правом обращаться в Арбитражный суд с заявлением о признании страховой организации несостоятельной (банкротом), в том числе и в случае, когда признаки несостоятельности (банкротства) выявлены вследствие ограничения, приостановления или отзыва лицензии.

Особая-социально-экономическая  функция, возложенная на страховые организации, их специальная правоспособность, повышенные требования^ к финансовой устойчивости обусловливают необходимость законодательно повысить размер требований, являющихся основанием для возбуждения дела о банкротстве страховой организации.

Проблему сохранения- имущественного1 комплекса страховой организации- в- случае возникновения» признаков банкротства возможно решить посредством комплексного использования механизма приостановления лицензии и механизма внешнего администрирования. В случае приостановления действия лицензии до возбуждения судом дела о банкротстве, в отношении страховой организации должна быть введена временная администрация, во время работы которой будет определена возможность улучшения финансового состояния должника или необходимость подачи заявления о признании должника банкротом.

После возбуждения  дела о банкротстве все действия органа страхового надзора в отношении  лицензии страховой организации  должны проводиться в рамках дела о банкротстве, на основании соответствующего решения суда.

Основной'целью  конкурсного производства является наиболее полное соразмерное удовлетворение требований кредиторов - должника, что  достигается посредством формирования максимальной,конкурсной массы. В этих целях необходимо исключить законодательную неопределенность в отношении обоснованности включения в конкурсную массу должника - г Ь страховой организации ее прав, основанных на лицензии.

Учитывая, что  права, основанные на лицензии, относятся  к ограниченно оборотоспособному имуществу, продажа имущественного комплекса страховой организации должна проходить на закрытых торгах в форме аукциона. Проведение торгов в форме аукциона наиболее полно отвечает основной цели конкурсного производства - получение максимальной выручки от продажи имущества, составляющего конкурсную массу, для удовлетворения требований кредиторов

Положения нормы  ст. 185 Закона о банкротстве, устанавливающие  прекращение договоров страхования с момента открытия конкурсного производства, делают невозможным продажу страхового портфеля по одному виду страхования, что ограничивает получение максимально возможных денежных средств от реализации имущества должника -страховой организации.

В* период проведения процедуры конкурсного производства получение согласия страхователей  на передачу страхового портфеля представляется нецелесообразным. В рассматриваемых  случаях достаточно ограничиться уведомлением страхователей о предстоящей передаче страхового портфеля в том же порядке, как это предусмотрено ст.32.8 Закона о страховании для случаев обязательной передачи страхового портфеля после отзыва лицензии страховой организации.

Исследование  особенностей распределения конкурсной массы страховой организации  — банкрота, выраженных в установлении трех «подочередей» внутри третьей общей очереди кредиторов, позволяет внести предложение об изменении порядка очередности удовлетворения требований кредиторов третьей очереди. Социально-экономическая сущность требований о возмещении вреда жизни- и здоровью по договорам обязательного страхования • ответственности схожа с природой требований, вытекающих из договоров обязательного личного страхования. В этой связи их необходимо отнести к одной очереди. Требования профессиональных объединений — 'г.). страховщиков, осуществивших компенсационные выплаты из гарантийных фондов, подлежат выделению в отдельную очередь, наряду с* требованиями страхователей (выгодоприобретателей) по договорам добровольного имущественного страхования.

Невозможность возврата в ходе процедуры конкурсного  производства к внешнему управлению (если к должнику ранее применялись процедуры финансового оздоровления)» с одной стороны, и возможность заключения мирового соглашения с другой, отражают непоследовательность Закона о банкротстве. Существующая процедура конкурсного производства не предусматривает порядок действий при наступлении маловероятного, но возможного случая, когда все требования* кредиторов будут полностью удовлетворены. В связи с этим предлагается перенять зарубежный опыт и дополнить процедуру конкурсного производства положением, согласно которому, если после расчетов-, с кредиторами у должника осталось имущество, он объявляется не имеющим долгов и может возобновить свою уставную деятельность.

Информация о работе Экономико-правовое обеспечение финансовой устойчивости страховых организаций