Экспортные кредитные агентства как механизм государственной финансовой поддержки экспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:06, автореферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы исследования. Практически в каждой стране функционирует механизм государственной финансовой поддержки экспортной деятельности, который является важнейшей составляющей национальной системы стимулирования экспорта (включает также организационные, административные, информационно-консультационные и иные меры господдержки).

Финансовая поддержка экспорта – одно из приоритетных направлений политики правительства по обеспечению высокой конкурентоспособности национальных компаний на мировом рынке, позволяющей им добиваться успеха в острой конкурентной борьбе и получать выгодные заказы. Эта поддержка способствует расширению и повышению устойчивости внешнеторговых потоков, играющих возрастающую роль в современном экономическом развитии.

Работа содержит 1 файл

автореферат.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

      Средне- и долгосрочное страхование значительно  усложнило деятельность ЭКА, в том  числе в связи с необходимостью проработки широкого круга технических вопросов и появлением специфических политических рисков (риск "ползущей экспроприации", риск терроризма), нередко требующих новых страховых продуктов и совершенствования методологии страхования.

      Кооперация  в области проектного финансирования компаний ряда стран привела к расширению сотрудничества ЭКА. После 1998 г. количество международных соглашений об их кооперации (обмен информацией, параллельное страхование, сострахование, перестрахование) резко возросло. ЭКА расширили сферу своей деятельности за счет предоставления национальным предприятиям дополнительных услуг - консультационных, маркетинговых, информационных, факторинговых, связанных со страхованием экспорта.

      Существенные  изменения отмечались в деятельности ЭКА в развитых странах. В результате усиления позиций коммерческих страховых компаний государственные агентства в большинстве стран ОЭСР утратили монопольное положение на рынке страховых услуг - сначала в области страхования краткосрочных экспортных кредитов, а затем и в сфере средне- и долгосрочного страхования, в том числе от политических рисков. В странах Евросоюза к началу 90-х годов получила одобрение концепция, в соответствии с которой ЭКА должны функционировать на принципе самоокупаемости и дополнять деятельность частного сектора.

      Появилось новое понятие - "рыночные риски", т. е. риски, представляющие интерес  для коммерческих страховых компаний, и "нерыночные риски" - для страхования ЭКА за счет средств государственного бюджета. С 1 января 2002 г. коммерческие и политические риски по страхованию экспорта до двух лет, направляемому в основные страны ОЭСР, считаются "рыночными", не подлежащими страхованию за счет бюджета.

      В связи со стремлением правительств ряда стран превратить ЭКА в коммерчески ориентированные организации в государственном секторе страховых услуг произошли структурные сдвиги. В частности, некоторые крупные ЭКА (“Coface”, “Hermes” и др.) были приватизированы и стали акционерными обществами, функционирующими как за собственный счет, так и за счет государства. В странах ЦВЕ, заново создающих государственную систему поддержки экспорта по образцу западноевропейских стран, ЭКА учреждались в форме акционерных обществ (“KUKE” в Польше, “EGAP” в Чехии).

      В обозримом будущем ЭКА сохранят важную роль в поддержке и развитии внешнеэкономической деятельности, связанной с рисками. Стабильное увеличение объема страхования в последние годы свидетельствует о необходимости страховой защиты экспорта и инвестиций, растущем доверии клиентов к солидным и хорошо управляемым компаниям, оказывающим такие услуги. Появление новых политических рисков побуждает экспортеров и инвесторов предпринимать более активные действия для защиты своих интересов. Повышающийся спрос на финансовые гарантии при оплате крупных контрактов под силу удовлетворить лишь ЭКА, пользующимся государственной поддержкой. ЭКА, в свою очередь, принимают меры по повышению привлекательности их деятельности для сохранения и расширения присутствия на страховом рынке.

      Завершает главу анализ особенностей организации  и деятельности ряда государственных агентств в развитых странах (Великобритании, Германии, Италии, Швейцарии) и развивающихся (Индии, Республике Корея, Мексике, Турции).

      В третьей главе исследуются генезис и основные функции ЭКА в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также в ряде стран СНГ. Подробно проанализирован сложный процесс становления государственной финансовой поддержки экспорта в России и современное состояние такой поддержки.

      Отмечено, что ЭКА всех стран ЦВЕ, а также  Белоруссии, Казахстана и Узбекистана являются членами Пражского клуба - ассоциации, созданной в 1993 г. по инициативе Международного союза страховщиков кредитов и инвестиций и Европейского банка реконструкции и развития с целью содействия расширению и совершенствованию страхования экспортных кредитов.

      Деятельность  ЭКА в странах ЦВЕ - членах Евросоюза  осуществляется в соответствии с  принципами ВТО и правилами, содержащимися в Консенсусе ОЭСР, включая директивы по борьбе с коррупцией и процедуры экологической оценки страховых сделок. ЭКА Чехии (“EGAP”), Польши (“KUKE”), Словении (“SID”), Венгрии (“MEHIB”) и Словакии (“Eximbanka SR”), страхующие относительно большие объемы экспортных кредитов и доказавшие на деле приверженность принципам Международного союза страховщиков кредитов и инвестиций, стали его членами. Агентства в упомянутых странах предлагают национальным фирмам и банкам, их финансирующим, страховые продукты, не уступающие по разнообразию, качеству и условиям предоставления аналогичным продуктам ЭКА развитых стран.

      Страховой бизнес в ЦВЕ динамично растет, что связано с огромной ролью  внешней торговли для устойчивого  развития национальной экономики этих стран – небольших, с ограниченными  природными и финансовыми ресурсами. В соответствии с географической структурой внешнеэкономических связей региона ЭКА в основном поддерживают экспорт товаров (в основном на условиях краткосрочной отсрочки платежа), направляемый в промышленно развитые, или соседние страны ЦВЕ.

      В последние годы в связи со стремлением  ряда стран региона диверсифицировать экспорт, завоевать новые рынки сбыта и повысить экономическую безопасность наметилась тенденция к увеличению объемов страхования экспорта в европейские страны СНГ, и прежде всего Россию, представляющую для ЦВЕ уникально емкий рынок сбыта.

      Анализируются особенности деятельности ЭКА в  Венгрии, Польше, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии, а также в Казахстане, опыт которого по становлению и созданию экспортного кредитного агентства является беспрецедентным по срокам, и Узбекистане.

      В отношении России отмечается, что  еще в январе 1994 г. было принято  решение об учреждении экспортно-импортного банка, но законодательная база в  сфере поддержки экспорта была создана  лишь в октябре 1995 г., а реальные бюджетные ассигнования для этой цели не выделялись до 1996 г.

      В то время фактически единственной формой государственной финансовой поддержки  экспортеров были краткосрочные  бюджетные ссуды, которые выдавались поставщикам машинотехнической продукции на срок, не выходящий за пределы текущего финансового года (проценты устанавливались в размере половины ставки рефинансирования Банка России). Формально учрежденное в 1996 г. Российское экспортное страховое агентство в условиях отсутствия государственного финансирования фактически не приступило к осуществлению операций.

      В 2003 г. в России началась реальная разработка механизма государственной финансовой поддержки экспорта. В частности, была разработана Концепция развития такой поддержки, предусматривавшая основные цели, задачи и приоритеты, в том числе создание инструментов гарантирования политических и долгосрочных коммерческих рисков, а в качестве агента, ответственного за поддержку, определен Российский экспортно-импортный банк (РОСЭКСИМБАНК). Сосредоточение в одном учреждении отдельных видов поддержки было обусловлено стремлением упростить процедуру подготовки, согласования и утверждения документации, создать единую базу данных по поддержке и сократить административные расходы.

      В бюджете на 2004 г. на цели гарантийной  поддержки экспорта промышленной продукции предусматривалось 500 млн. долл. и на 2005 г. - 600 млн. Однако в 2004 г. гарантии не выдавались ввиду отсутствия требуемых нормативных документов. В 2005 г. было принято решение Правительства РФ, в частности, о предоставлении двух гарантий на общую сумму почти 111 млн.долл. при поставке самолетов на Кубу; в 2006 г. ожидается принятие аналогичных решений еще по ряду проектов. Для осуществления таких операций выделен 1 млрд.долл.

      Вместе  с тем нельзя не признать, что  долгосрочное и среднесрочное кредитование экспортеров в России не получило пока широкого распространения. Собственный капитал Росэксимбанка (1,7 млрд.руб.) недостаточен для этих целей, процедура предоставления кредитов за счет средств федерального бюджета слишком громоздкая и длительная.

      В июне 2005 г. подготовлено постановление  Правительства РФ в отношении  возмещения части процентных ставок по экспортным кредитам российских банков (при условии, что кредитные ресурсы  направлены на осуществление экспорта продукции с высокой степенью переработки) и уже принято решение о таком возмещении для 26 экспортеров на общую сумму 280 млн.руб.

      Среди причин, тормозящих развитие финансовой поддержки российского экспорта, в первую очередь следует выделить недофинансирование необходимых мероприятий и неурегулированность межведомственных отношений. Кроме того, при исполнении государственного бюджета финансовая поддержка экспорта зачастую рассматривается законодателями как второстепенный вопрос, и эта позиция становится одной из первых в случае необходимости сокращения расходов.

      В качестве положительного момента можно  считать намерение Правительства РФ создать до конца 2006 г. новый Российский банк развития с уставным капиталом в 2,5 млрд.долл., который объединит Росэксимбанк, Внешэкономбанк и уже существующий Российский банк развития. Его основной целью станет содействие расширению экспорта и заграничных инвестиций отечественных компаний.

      Задачи  повышения конкурентоспособности  и ускорения роста хозяйства  требуют активизации государственной финансовой поддержки экспорта, особенно для совершенствования его структуры, выхода отечественной продукции на новые перспективные рынки и, в конечном счете, повышения устойчивости и предсказуемости экономического развития.

      В заключении отмечается, что почти вековая практика государственной финансовой поддержки экспорта получает все более широкое распространение в мире, приобретает многие формы и оправдывает растущие расходы правительств.

      Проведенный анализ показал, что в последние  десятилетия мировое сообщество активизировало деятельность в области  упорядочения государственной финансовой поддержки экспорта и ограничения применения необоснованных мер (в рамках ОЭСР). Заключенное в итоге Уругвайского раунда переговоров Соглашение ВТО о субсидиях и компенсационных мерах, содержащее ряд важных обязательств стран – членов, можно рассматривать как новый этап упорядочения такой поддержки.

      Процесс упорядочения государственной финансовой поддержки экспорта и установления ограничений на использование необоснованных мер, подрывающих справедливую конкуренцию на мировом рынке, не ставит под угрозу саму систему поддержки. Развитие последней необратимо, поскольку она способствует ускорению развития производительных сил общества за счет расширения международного сотрудничества, приносящего выгоды непосредственным его участникам и национальным хозяйствам.

      Важная  роль в государственной поддержке экспорта национальных компаний принадлежит специализированным финансовым учреждениям - ЭКА. Такие агентства, созданные во многих развитых и развивающихся странах мира, оказывают содействие развитию их экспорта в основном путем страхования и гарантирования экспортных кредитов и частных инвестиций за рубежом (реже путем прямого кредитования внешнеторговых операций). Доля экспорта, застрахованного и прокредитованного за счет средств государственного бюджета, зависит от товарной структуры поставок, географической направленности последних, проводимой социально-экономической политики. В ряде стран (например, Республике Корея, Словении) эта доля является существенной и составляет около 20% суммарного экспорта товаров и услуг. Создание в странах СНГ ЭКА, на основе международного опыта и с привлечением зарубежных экспертов, позволило в относительно короткие сроки овладеть передовыми технологиями страхования и гарантирования внешнеторговых операций.

      Обязуясь  возмещать убытки страхователей, ЭКА  способствуют активизации предпринимательской инициативы и дают национальным компаниям конкурентные преимущества на международном рынке, так как экспортные кредиты, возврат которых гарантируется ЭКА, предоставляются банком на более длительные сроки и на льготных условиях.

      В настоящее время ЭКА предоставляют  страховую защиту по наиболее рискованным  и продолжительным коммерческим операциям (до 10-15 лет), от малопредсказуемых политических рисков, осуществляют комплексное страхование и покрывают возникающие крупные экономические потери. Особый акцент в работе ЭКА делается на финансовой поддержке малых и средних предприятий-экспортеров.

      В условиях обострения конкурентной борьбы на мировом рынке государственное  страхование экспортных операций, и особенно зарубежной инвестиционной деятельности, является важным инструментом завоевания новых, быстрорастущих, но малоизученных рынков развивающихся стран, характеризующихся высокими коммерческими и политическими рисками. В результате такое страхование стало во многих странах необходимостью для обеспечения национальной конкурентоспособности.

      Широкое распространение ЭКА в последние  три десятилетия обусловлено  повышением роли экспорта в развитии национального хозяйства, усложнением форм внешнеэкономической деятельности (строительство крупных промышленных и инфраструктурных объектов за рубежом, разработка полезных ископаемых), появлением новых политических рисков, в том числе связанных с терроризмом. За прошедшие 10-15 лет общее число ЭКА увеличилось за счет создания их в странах с переходной экономикой: в Центральной и Восточной Европе, а также в КНР, Казахстане, Узбекистане и др.

Информация о работе Экспортные кредитные агентства как механизм государственной финансовой поддержки экспорта