Морское страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:50, реферат

Описание работы

Морское страхование является комплексным страхованием. Оно включает в себя большой круг специфических рисков, возникающих при эксплуатации средств водного транспорта. Эти риски можно разделить на три основные
группы:
- страхование каско судов (страхование морских транспортных и
вспомогательных средств их корпусов, машин и оборудования);
- страхование карго (страхование грузов, перевозимых морским и иными видами транспорта);
- страхование ответственности судовладельцев, связанное с возможным причинением ими материального ущерба третьим лицам в результате эксплуатации морских транспортных средств.

Содержание

Введение.
1.Морское страхование: сущность и принципы организации.
2.Особенности морских рисков и страхования морских судов.
3.Договор морского страхования и взаимоотношения сторон.
3.1.Страхование судов – каско.
3.2.Страхование грузов.
3.3Страхование фрахта.
3.4.Клубы взаимного страхования.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

морское страхование2010.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИНАНСОВ, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И  КРЕДИТА 
 
 
 
 
 
 

  Реферат по курсу «Страхование»: 

  «Морское  страхование» 
 
 
 

                                                                       Выполнила: Ковалева Виктория Андреевна

                                                                      гр._1404__ факультет__ТЭФ__ курс_____Iv

                                                                           Номер зачетной книжки____27304_______

                                                                         Проверила:  
 
 
 

                                             

Санкт-Петербург

2010 Год 

Содержание.

    Введение.

  1.Морское страхование: сущность и принципы организации.

  2.Особенности  морских рисков и страхования  морских судов.

  3.Договор  морского страхования и взаимоотношения  сторон.

  3.1.Страхование судов – каско.

  3.2.Страхование грузов.

  3.3Страхование фрахта.

  3.4.Клубы взаимного страхования.

  Заключение.

    Список литературы. 
 
 
 

 

       Введение. 

  На  сегодняшний день, страхование  занимает  важную роль в нашей жизни.    Любому  физическому  и  юридическому  лицу,  их имуществу  или  имущественным  интересам  может   быть   нанесен   настолько серьезный ущерб, справиться с которым без страхования им будет не под силу.

       Несмотря на  достижения  технического  прогресса,  благодаря которым используются современные средства безопасности в различных сферах  народного хозяйства, по-прежнему происходят  катастрофы  и  аварии  на  транспорте,  в результате  которых  гибнут  и  получают  повреждения  люди  и  материальные ценности. Огромные убытки наносятся стихийными бедствиями,  землетрясениями,наводнениями, ураганами, оползнями и т. п.

         Экономические выгоды страхования  очевидны, так как только страхование является наиболее совершенным и гибким инструментом для полного  и  быстрого возмещения ущерба и потерь как  от природных явлений, так и от  человеческой деятельности.

         Вызванное к жизни развитием международной торговли, страхование стало неотъемлемой частью любой внешнеторговой сделки.  Практически  все  договоры купли-продажи сопровождаются  страхованием;  варьируется  в  зависимости  от условий каждого контракта  лишь  то,  на  ком лежит обязанность заключить договор страхования: на продавце, либо на покупателе. Если же формой  сделки эта  обязанность  не  оговорена,   то   сторона,   которая   может   понести материальные потери от случайной гибели товара в период его  транспортировки,  заинтересована  в  страховании  в  первую  очередь. Страхованием   объектов внешнеторговых  сделок  от  различного  рода   опасностей   и   случайностей обеспечиваются  выполнение   обязательств   хозяйственных   организаций   по экспорту товаров и защита их имущественных интересов при импорте.

         Вместе   с   тем   страхование    как    коммерческая    деятельность

  специализированных  страховых организаций не только  служит  экономии,  но  и является дополнительным источником поступления в страну  иностранной  валюты от продажи услуг. Несмотря на сравнительно  невысокие  размеры  платежей  за страхование, составляющие, как правило, доли процента от  стоимости  товара, валютные  поступления  от  страхования  объектов   внешнеторгового   оборота выражаются  в  весьма  значительных  суммах.  Представляя,  таким   образом, интерес для страхователя, страхование небезынтересно и для страховщика.  Вот почему цивилизованные страны всегда  поддерживали  и  поддерживают  развитие

страхового  дела в стране и своих страховщиков.

         Страхование представляет  собой   отношения  по  защите  имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных  событий (страховых случаев) за счет денежных  фондов,  формируемых из  уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Страховой фонд  неразрывно  связан с   общественным   производством   в   различных   общественно-экономических формациях  и  выступает  в  качестве  экономического  метода  восстановления

производительных  сил, разрушаемых стихийными силами природы или несчастными случаями. Поэтому страховой фонд  является  экономической  необходимостью  и представляет собой  обязательный  элемент  общественного  воспроизводства  в любом обществе.

        В договоре страхования участвуют, как минимум, две стороны: страховщик или страхователь.

         Согласно статье 6 "Страховщики"  Закона РФ "Об организации   страхового дела в Российской Федерации"  "Страховщиками  признаются  юридические  лица любой  организационно-правовой  формы,  предусмотренной   законодательством Российской Федерации, созданные для  осуществления  страховой  деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования)  и получившие  в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Предметом непосредственной деятельности  страховщиков  не  могут   быть   производственная,   торгово-посредническая и банковская деятельность".

 Согласно  статье 5 "Страхователи" Закона   "Страхователями  признаются

юридические  лица   и   дееспособные   физические   лица,   заключившие   со

страховщиками договоры страхования либо  являющиеся  страхователями  в  силу закона...  Страхователи  вправе   при   заключении   договоров   страхования назначать  физических  или  юридических   лиц   (выгодоприобретателей)   для получения страховых выплат по договорам страхования, а также заменять их  по своему усмотрению, до наступления страхового случая".

         Морское страхование является  комплексным страхованием. Оно включает в себя  большой  круг  специфических  рисков,  возникающих  при   эксплуатации средств водного транспорта.  Эти  риски  можно  разделить  на  три  основные

  группы:

         -  страхование  каско  судов  (страхование  морских  транспортных   и

  вспомогательных средств их корпусов, машин и оборудования);

         - страхование карго (страхование  грузов, перевозимых морским и   иными видами транспорта);

         - страхование ответственности судовладельцев, связанное  с  возможным причинением  ими   материального   ущерба   третьим   лицам   в   результате эксплуатации морских транспортных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.Морское страхование: сущность и принципы организации. 

     Морское страхование грузов, судов, иных имущественных интересов - один из древнейших экономических и правовых институтов. За несколько веков до нашей эры древние финикийцы заключали договор "морского займа" - прообраз современного полиса по страхованию грузов, а совершенствуемая до нашего времени техника расчетов по общей аварии была, по свидетельствам римского императора Юстиниана, известна еще Родосскому праву в начале первого тысячелетия до Рождества Христова.

     Развитие  интернациональной торговли в 15-16 веках, формирование новых, основанных на четкой системе законов, коммерческих отношений явились толчком к зарождению страхования в современном виде. Этот процесс начался в Италии в 16 в., а наибольшей завершенности вопросы взаимоотношения сторон по договору морского страхования достигли в Великобритании, где в 1600 г. был принят первый закон о страховании. Сегодняшние полисы основываются на законе о морском страховании 1906 г.

     В 1-ом параграфе Закона говорится: “Договор морского страхования - это договор, по которому страховщик обязуется возместить страхователю, в согласуемых в договоре порядке и мере,. морские убытки, то есть убытки, связанные с торговым мореплаванием”.

     В этом и последующих положениях закона закреплены разработанные на протяжении веков принципы, на которых базируется любой договор страхования.

     В английском праве существует пять базисных принципов:

     наличие имущественного интереса;

     наивысшая степень доверия сторон;

     наличие причинно - следственной связи убытка и события, вызвавшего его;

     выплата возмещения в размерах реального  убытка;

     суброгация - переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требования, которое страхователь имеет к лицу, виновному в убытках.

     Фактически  эти принципы соответствуют этапам общения клиента и страховщика:

     если  отсутствует имущественный интерес, переговоры не начнутся;

     без сообщения клиентом всей информации о застрахованном объекте невозможно установить конкурентоспособные условия;

     не  установив причину убытка, нельзя получить страховое возмещение;

     страховое возмещение выплачивается в заранее  оговоренной сумме, не превышающей фактического убытка; выплатив страховое возмещение, страховщик получает все права клиента и принимает меры к возмещению убытка с виновных третьих лиц, если таковые имеются.

     Морское страхование необходимо для возмещения имущественных потерь, вызванных непредвиденными событиями, произошедшими во время морского предприятия. Высокая степень рисков, связанных с деятельностью в области торгового мореплавания, предопределяет в ней особое место страхования, а специфика этих рисков является основой выделения морского страхования в отдельный институт морского права. Транспортное страхование во внешнеэкономической деятельности подразделяется на страхование "каско", страхование "карго" и страхование ответственности перевозчика, экспедитора за груз перед его владельцем. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.Особенности  морских рисков  и страхования  морских судов.

      По  страхованию средств водного  транспорта могут быть застрахованы морские и речные суда любого класса и назначения (корпус судна с надстройками и рубками, судовые помещения, двигатели, котлы, вспомогательные механизмы, оборудование, судовые устройства и т. д.). Страховые компании возмещают убытки, происшедшие вследствие случайностей и опасностей плавания, а также по другим причинам внезапного и непредвиденного характера. При этом все возможные события делятся на две группы - не связанные и связанные с действиями судовладельца. К первым относятся затопление судна в шторм, посадка на мель, удар молнии, пожар, пиратство и др. Наступление же рисков второй группы судовладелец, как правило, имеет возможность предотвратить: взрыв котлов, поломка валов, скрытые дефекты оборудования и корпуса и т. п. Поэтому в последнем случае страховщики изучают все обстоятельства, связанные с возмещением убытков, на предмет наличия или отсутствия вины судовладельца.

      Договор страхования может быть заключен в одном из нижеследующих вариантов:

      1) «с ответственностью за полную  гибель». По этому варианту  возмещаются убытки, возникшие вследствие  полной гибели судна (фактической  или конструктивной), которая произошла по любым причинам, кроме перечисленных в исключениях. Также подлежат возмещению убытки, связанные с пропажей судна без вести, убытки и взносы по общей аварии (по доле судна), а также необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию судна, предотвращению и уменьшению убытков, а также по установлению их размера;

Информация о работе Морское страхование