Страхование предпринимательских рисков

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:32, контрольная работа

Описание работы

В современных экономических условиях предприятие самостоятельно решает основные вопросы своей производственной деятельности: организует бизнес, выбирает партнеров, обеспечивает сохранность материальных и финансовых ресурсов, выбирает пути преодоления и минимизации, неизбежных в предпринимательстве рисков.

Для российских предприятий, независимо от их формы собственности и сфер деятельности, наиболее типичными являются следующие риски:

- возможная утрата, недостача или повреждение основных или оборотных средств предприятия;

- возникновение гражданской ответственности предприятия по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц или окружающей природной среде;

- возможные убытки или неполучение ожидаемой прибыли из-за изменения условий функционирования предприятия по не зависящим от него обстоятельствам;

- нарушения своих обязательств контрагентами, партнерами и прочее

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Понятие, сущность и виды страхование предпринимательских рисков
Понятие, цель и направления развития страхования предпринимательских рисков .........................................………………..5
Виды предпринимательских рисков …………………………………...10
Законодательная база страхования предпринимательских рисков
Правовые основы страхования предпринимательских рисков …..…..14
Комментарий к статье 933 ГК РФ ……………………………………...15
Классификация предпринимательских рисков
Страхование на случай простоя (перерывов) в хозяйственной деятельности …………………………………………………………….18
Страхование рисков, связанных с нарушением контрагентами договорных обязательств (страхование коммерческих рисков) …….22

Заключение ……………………………………………………………………..25

Список использованной литературы ………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

Страхование предпринимательских рисков.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

     Изменение условий деятельности должно носить для предпринимателя случайный  характер, т.е. он должен находиться в отношении этого изменения в добросовестном неведении (комментарий к ст.9 Закона о страховом деле). Не может быть, например, застрахован предпринимательский риск в связи с тем, что предприниматель перенес свою деятельность в другой регион.

     В отношении нарушения обязательства своим контрагентом предприниматель также должен находиться в добросовестном неведении. Например, не может быть застрахован предпринимательский риск продавца при продаже товара лицу, платежеспособность которого сомнительна, так как у продавца почти всегда имеется реальная возможность получить информацию о платежеспособности покупателя либо, в отсутствии такой информации не заключать договор купли-продажи.

     3. В договоре страхования предпринимательского  риска не может быть назначен ни выгодоприобретатель, ни застрахованное лицо. Однако, последствия нарушения двух этих правил различны. При назначении в договоре выгодоприобретателя ничтожным является только это условие договора, а остальные условия договора сохраняют свою силу. При назначении в договоре застрахованного лица ничтожным становится весь договор.

     4. По договору страхования предпринимательского  риска страхуется не только  финансовый риск, но и другие  убытки - ущерб в имуществе и  ответственность. Поэтому лица, ведущие  предпринимательскую деятельность могут выбрать в какой правовой форме им страховать свое имущество - в форме страхования имущества (ст.930 ГК) или в форме страхования предпринимательского риска и в зависимости от этого выбора нормативное регулирование будет различным. Аналогично и с ответственностью предпринимателя. Хорошим примером является экологическое страхование на случай увеличения экологических нормативов. Если оно проводится, как страхование ответственности предпринимателя за причинение вреда, то выгодоприобретателем является потерпевший, а проведение его в форме страхования предпринимательского риска возможно только в пользу самого страхователя.

     Таким образом, выделив страхование предпринимательского риска в отдельный вид страхования  и установив для него особые правила, законодатель ввел различное регулирование фактически возникающих отношений не в зависимости от содержания этих отношений, а в зависимости от правовой формы, в которую они облечены. Это различие, безусловно, законно, так как введено законодателем в установленном порядке, однако вряд ли его можно признать правомерным, т.е. не только законным, но и соответствующим основным принципам правового регулирования общественных отношений.[5] 
 
 
 
 
 

3. Классификация предпринимательских рисков

 

     Риск  убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск не получения ожидаемых доходов - предпринимательский риск [3]

3.1 Страхование на случай простоя

(перерывов) в хозяйственной деятельности

     Очевидно, что одним из главных условий  успешной коммерческой деятельности организации  является непрерывность процесса производства или реализации товара и оказания услуг. Простой может быть вызван различными причинами — пожарами, поломками оборудования, другими экстремальными ситуациями. В таких случаях, кроме прямого ущерба, предприятие часто несет еще и косвенные убытки в виде упущенной прибыли, отсутствия доходов для покрытия расходов, незапланированных затрат на возобновление деятельности и пр. При этом нередко косвенные убытки намного превышают размер прямого ущерба. Таким образом, учитывая, что договоры страхования имущества предусматривают страховые выплаты только за прямой ущерб, страхование косвенных убытков приобретает особое значение. [8]

     Итак, страхование от перерывов в хозяйственной  деятельности направлено на возмещение предприятиям потерь, понесенных из-за невозможности осуществлять свою деятельность в связи с наступлением событий, предусмотренных договором страхования. Страхование на случай простоя тесно связано со страхованием имущества, поэтому часто один договор заключается в дополнение к другому.

     Наибольшую  известность получило страхование  на случай простоя в результате пожара и других экстремальных событий — стихийных бедствий, аварий с системой водопровода, взрывов. Кроме того, часто страхуются риски поломок оборудования и машин, выход из строя которых может нанести предприятию значительный ущерб. Все более актуальным становится страхование на случаи перерывов в связи с поломками электронного оборудования. Оно обеспечивает возмещение ущерба от простоя в работе средств связи, иных высокотехнологичных электротехнических установок вследствие разрушения, повреждения, воздействия воды, неправомерных действий третьих лиц и иных непредвиденных событий. Особенно важно такое страхование для организаций, в которых широко применяются и используются автоматизированные системы управления, компьютерные сети и прочее высокотехнологичное оборудование.

     Кроме того, различают договоры страхования  на случай простоев, связанных с  нарушением подачи электроэнергии и  водоснабжения в результате непредвиденных событий, произошедших на предприятиях-поставщиках.

     Еще одной разновидностью являются договоры страхования временной прибыли и страхования от потери дохода в результате изменения конъюнктуры рынка. Страховая защита в данном случае предоставляется на случай убытков, понесенных в связи с тем, что страхователь из-за наступления страхового случая не смог обеспечить поставку продукции или оказание услуг в тот период, когда в результате изменения конъюнктуры рынка спрос на данную продукцию (услуги) был максимальным.

     При страховании от простоя страховая  компания выплачивает компенсацию при наличии следующего условия: наступивший страховой случай, предусмотренный договором страхования, повлек уничтожение или повреждение имущества, в результате чего оно стало непригодным для использования по назначению, что, в свою очередь, повлекло перерыв в хозяйственной деятельности.

      Убытки, возмещаемые страховщиком по договору страхования на случай простоев, состоят  из трех частей:

  • расходов, которые в связи с наступлением страхового случая остаются непокрытыми (проценты по привлеченным средствам, направленным на осуществление деятельности, в отношении которой был заключен договор страхования; плата за аренду помещений и оборудования; заработная плата работников страхователя и т.п.);
  • упущенной выгоды, не полученной в связи с наступлением страхового случая;
  • расходов по сокращению убытков от простоя (к ним относятся расходы, которые организация несет, чтобы избежать остановки деятельности и не потерять клиентов и покупателей — расходы по передаче работы другим организациям; заработная плата, уплачиваемая работникам страхователя за сверхурочную работу; расходы на срочный ремонт и т.п.). При этом не подлежат возмещению затраты, в результате которых страхователь получает какую-либо выгоду — например, модернизирует производство.

     При страховании от простоя ответственность страховой компании ограничивается гарантийным сроком — максимальным сроком перерыва хозяйственной деятельности страхователя, за убытки от которого несет ответственность страховщик. Следует отметить, что в практике различают полное страхование от перерывов и страхование от основных убытков. В первом случае простой считается завершенным тогда, когда предприятие не только восстановило средства производства, но и вошло в нормальный режим работы (скажем, восстановив свое положение на рынке), начав получать прибыль, равную или превышающую ту, которую оно получало до наступления страхового случая. Если же речь идет о страховании от основных убытков, то в этом случае срок ответственности страховой компании ограничивается, лишь периодом восстановления самого производства.

     Следует отметить, что по данному виду страхования  заключению договора предшествует детальное  изучение деятельности предприятия  специалистами страховщика с  целью определения риска наступления  страхового случая, а тарифные ставки определяются индивидуально с учетом условий функционирования предприятия, характеристики оборудования, наличия сервисного обслуживания, возможностей скорейшего восстановления деятельности и пр. [8]

3.2 Страхование рисков, связанных с нарушением  контрагентами договорных  обязательств (страхование  коммерческих кредитов)

     В случае если по условиям договора оплата товара либо услуги осуществляется после  отгрузки (то есть поставщиком предоставляется коммерческий кредит), для поставщика всегда существует риск неуплаты со стороны покупателя. Точно так же рискуют и банки, выдавая кредиты. В обоих случаях погашение кредита в установленные сроки в случае неплатежеспособности должника или неоплаты долга по иным причинам призвано гарантировать страхование кредитов.

     По  характеру рисков различают страхование  кредитов от экономических (коммерческих) и политических рисков. При этом к экономическим рискам, в частности, относятся банкротство покупателя, отказ его произвести платеж, неоплата долга в установленный срок. Страхование от экономических рисков осуществляется как при заключении сделок внутри страны, так и при внешнеторговых операциях. В то же время страхование от политических рисков применяется, как правило, только при осуществлении внешнеэкономических сделок. К данной категории рисков относятся события политического характера — войны, забастовки, смена политического режима и т.п.

     Один  из самых распространенных видов  страхования кредитов от экономических рисков — страхование риска неплатежа, предоставляющее страховую защиту на случай непогашения задолженности, образовавшейся за счет неоплаты покупателем поставленного товара либо оказанной услуги. Договор страхования заключается до отправки товара покупателю, а страховая защита начинает действовать после принятия товара покупателем и выставления счета. Как и при страховании от простоев, размер тарифных ставок устанавливается по каждому договору отдельно, с учетом всей совокупности обстоятельств и степени риска. Учитывая, что страховщики обладают обширной информацией о платежеспособности должников, им удается предупредить значительную часть убытков. Кроме того, указанные данные являются основанием для решения вопроса не только о размере страховых тарифов, но и о самой возможности заключения конкретного договора.

     При заключении договора часто устанавливается  франшиза, чтобы страхователь не потерял  интереса в своевременной оплате покупателем товаров либо услуг. Как правило, ее размер составляет 20–30 % ущерба. Установление франшизы означает, что в случае наступления страхового случая часть ущерба не будет возмещена страховщиком, поэтому страхователю придется быть осмотрительным в выборе контрагентов и принимать меры, направленные на исполнение им договорных обязательств. Как правило, при установлении франшизы не допускается страхование непокрытой части ущерба в других страховых компаниях.

     Заключение  договора страхования возлагает  на страхователя широкий круг обязанностей, нарушение которых может повлечь расторжение договора и отказ страховщика выплатить страховое возмещение при наступлении страхового случая. К примеру, страхователь обязан предоставлять страховой компании возможность ознакомления со всеми документами, связанными с осуществлением застрахованных операций, которая, в свою очередь, вправе проверять достоверность предоставленной страхователем информации и следить за выполнением им своих обязательств. При отказе предоставить указанную информацию или при противодействии страхователя проведению проверки страховщик вправе расторгнуть договор. Поводом к расторжению договора может послужить и нарушение страхователем обязанности незамедлительно сообщать страховщику о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, которые могут существенно повлиять на увеличение страхового риска (пункт 1 ст. 959 ГК).

     При наступлении страхового случая страхователь должен предоставить страховщику доказательства того, что он выполнил все свои обязательства  по отношению к своему контрагенту  и теперь имеет право требовать оплаты с его стороны. Следует подчеркнуть, что нарушение страхователем условий договора поставки, отсутствие необходимых сопроводительных документов, несоответствие договора требованиям законодательства являются основанием для отказа в выплате страхового возмещения.

     После выплаты страхового возмещения к  страховой компании в соответствии с положениями ст. 965 ГК переходит право требования с должника или иного лица в пределах выплаченной страхователю суммы. При этом страхователь обязан передать страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедшего к нему права требования. [8]

     Кроме того, следует помнить, что  предприятие  обязано сообщать своей страховой  компании о любом событии, которое может увеличить степень страхового риска. Это может быть, например, просьба должника изменить условия платежей. Страховая компания имеет полное право прекратить действие страхового договора, если она сочтет, что степень риска значительно увеличилась. В то же время страховая компания может проверить, насколько точна предоставляемая ей информация. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Страхование предпринимательских рисков