Страхование социально-трудовых рисков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:20, контрольная работа

Описание работы

Существует два подхода к определению сущности и содержания социальной защиты :

Социальная защита в узком смысле - политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Содержание

1. Сущность, структура и содержания социальной защиты.………………..3

2. Понятие и методы выявления риска ………………………………………8

3. Проблемы обоснования страхового тарифа и его дифференциации

со степенью профессионального риска …………………………………….13

Задача…………………………………………………………………………....20



Список использованной литературы ……………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Готовая контрольная работа.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

      Риск - категория вероятностная, поэтому  в процессе оценки неопределенности и количественного определения степени риска используют вероятностные расчеты.      

      Количественная  оценка вероятности наступления отдельных рисков и то, во что они могут обойтись, позволяет выделить наиболее вероятные по возникновению и весомые по величине потери риски, которые будут являться объектом дальнейшего анализа для принятия решения о целесообразности реализации проекта. Оценка вероятности также поможет руководителю уяснить практические возможности выборочных исследований и дать прогноз будущих действий. Применительно к экономическим задачам методы математической статистики сводятся к систематизации, обработке и использованию статистических данных для научных и практических выводов. Метод исследования, опирающийся на рассмотрение статистических данных о тех или иных совокупностях объектов называются статистическими. Основным элементов экономического исследования является анализ и построение взаимосвязей экономических переменных. Изучение таких взаимосвязей осложнено тем, что они не являются строгими, функциональными зависимостями. Бывает достаточно трудно выявить все основные факторы, влияющие на данную переменную (например, прибыль, риск), многие такие взаимодействия являются случайными, носят неопределенный характер, и число статистических наблюдений является ограниченным. В этих условиях математическая статистика позволяет строить экономические модели и оценивать их параметры, проверять связи, что, в конечном счете служит основой для экономического анализа и прогнозирования, создавая возможность для принятия обоснованных экономических решений. Теория вероятностей играет важную роль при статистических исследованиях вероятностно-случайных явлений. Здесь в полной мере находят применение такие, основанные на теории вероятностей разделы математической статистики, как статистическая проверка гипотез, статистическое оценивание распределений вероятностей и входящих в них параметров и др.      

      Методы  принятия решений  в  условиях риска  также  разрабатываются и обосновываются в рамках так называемой теории статистических решений. Суть статистического метода заключается в том, что анализируется статистика потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном предприятии, устанавливается величина и частность получения того или иного экономического результата и составляется вероятностный прогноз на будущее. Недостатком статистического подхода к измерению риска является тот факт, что он основывается на имеющихся статистических данных прошлых периодов, в то время как оценка риска относится к будущим событиям. Это снижает ценность данного подхода в условиях быстро меняющейся экономической обстановки. В то же время достоинством данного подхода к измерению риска является его объективность.       

      Риск  присущ любой сфере человеческой деятельности, это связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Конкретные методы и приемы, которые используются при принятии и реализации решений в условиях риска, в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности, принятой стратегии достижения поставленных целей, конкретной ситуации и т.п.9 

 

  1. Проблемы  обоснования страхового тарифа и его дифференциации по степенью профессионального риска
 

      Профессиональный  риск – вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных случаях, установленных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.10 Согласно руководству по оценке профессионального риска для здоровья работников                      Р 2.2.1766-03": опасность – потенциальный источник возникновения ущерба; риск – сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба; ущерб – нанесение физического повреждения или вреда здоровью людей либо вреда имуществу или окружающей среде. 11

     Изучение  темы профессиональных рисков - одной  из разновидностей техногенных рисков, особенно актуально. В первую очередь  это связано со становлением страховых  механизмов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формированием обязательных профессиональных пенсионных систем.

     Как объект исследования, страхование от  профессиональных  рисков представляет собой продукт, производимый системой социального страхования.

      Тарифные  обоснования в страховании от профессионального риска – это  актуальная научная проблема, решение  которой может в значительной мере обеспечить эффективность использования финансовых потоков системы социального страхования. Часть этих потоков формируется за счет страховых взносов, имеющих внушительные размеры.

      Известно, что размер страховых взносов  определяется при помощи тарифов. В  социальном страховании определение   страховых   тарифов от профессиональных рисков  пока не является объектом актуарных вычислений, сам тариф еще не структурирован.

     Дело  в том, что данный вид страхования имеет пограничное состояние между двумя страховыми системами – коммерческой и социальной. Социальная система постепенно «сползает» в сторону социального обеспечения. Финансирование  страховых  выплат здесь из собственных источников заменяется финансированием из бюджета. В  страховую  форму защиты населения втиснуто противоположное по своей сущности, принципам, функциям социальное обеспечение. И только пенсионное страхование и страхование от  профессиональных  рисков собственно финансируются за счет  страховых  взносов. Платежи по этим двум видам социального страхования являются по существу, единственными обязательными платежами, за счет которых в социальном страховании реализуются  страховые  принципы. Все остальное можно отнести к области социального обеспечения.12  

     Страховые  принципы для исследуемого вида страхования проявляются следующим образом. С одной стороны он конструируется также как и любой другой вид коммерческого страхования. То есть для возмещения возникающих ущербов аккумулируются  страховые  взносы, которые затем в виде  страховых  выплат поступают пострадавшим гражданам. Для расчета  страховых  взносов имеется шкала страховых   тарифов . Страховщик, как и в коммерческом виде                    страхования, устанавливает ограничение своей ответственности в системе  страховых  выплат, которое закрепляется соответствующим законом.

     Однако  способ организации финансовых потоков  в социальном страховании принципиально  отличается от коммерческого страхования  в силу различий между целями, которые  существуют в обеих системах. Целью  коммерческого страхования является обеспечение экономической безопасности граждан при помощи децентрализованных  страховых  фондов. Наличие последних предоставляет возможность государству отказаться от создания общественных фондов потребления. Целью социального страхования является «обеспечение социальной  страховой  защиты застрахованных от социальных и  профессиональных   рисков  в течение всей их жизни (от рождения до смерти)» и, таким образом участие в воспроизводстве трудовых ресурсов.

     Система социального страхования в скрытой  форме вновь создает те самые общественные фонды потребления, от которых государство пытается освободиться. Они получают другое название – внебюджетные фонды, но по существу эти фонды функционируют именно как общественные фонды потребления, в которых  страховые  принципы проявляются в искаженном, деформированном виде, либо не проявляются вовсе.

     Источником большей части финансовых ресурсов системы социального страхования является налог – единый социальный налог. Вместе с финансовыми ресурсами из государственного бюджета доля ЕСН в источниках средств социальной системы страхования составляет примерно 80%. Помимо них существуют и  страховые  взносы, в частности,  страховые  взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и  профессиональных  заболеваний. Однако, во-первых, доля их в совокупных ресурсах системы социального страхования почти в пять раз меньше (около 18-20%), а, во-вторых,  страховые  социальные технологии строятся по принципам, которые не совпадают с принципами коммерческого страхования. Например, при формировании страхования от профессионального риска признаки его объекта, страхового случая, условий страховых выплат не укладываются в классификационные схемы и нормы коммерческого страхования. Они отличаются от них.                     И эти отличия имеют легитимный, закрепленный в соответствующих законах характер.13

      Для любой страховой технологии –  коммерческой или социальной – большое  значение имеет методика определения  страхового   тарифа . При помощи  страхового   тарифа  определяется взнос (в коммерческом страховании – страховая премия, в социальном – страховой взнос) страхователя, который является платой за приобретаемый страховой продукт. Средства обязательного социального страхования от профессиональных рисков перераспределяются в системе ФСС таким образом, что данный вид страхования начинает выступать донором всей системы. Это свидетельствует о том, что действующая методика расчета  страхового   тарифа  позволяет накапливать суммы, избыточные для выполнения системой ФСС обязательств перед страхователями и застрахованными лицами.

      При сравнение двух методов расчета  страховых   тарифов  (в коммерческом и социальном страховании) можно выявить следующее:

      1. При расчете  страховых   тарифов  в социальном страховании от профессионального риска не определяется вероятность наступления  страхового  случая. То есть важнейший принцип связи страхования с вероятностным движением денежной формы стоимости в этих расчетах отсутствует, что делает саму методику расчета нестраховой.

      2.  Страховой   тариф  в социальном страховании от профессионального риска не имеет в своем составе рисковых и ценовых частей. Он монолитен и неделим. В нем не выделяется часть, которая использовалась бы на формирование необходимых резервов, не говоря уже о том, что этот  тариф  не имеет в своем составе рисковой надбавки, при помощи которой можно нивелировать размер  страховых  резервов при резком колебании убыточности. В структуре  страхового   тарифа  не выделяются расходы на ведение дела, предупредительные мероприятия, хотя, как показывает практика, ежегодно на эти цели планируются немалые суммы в составе бюджета ФСС РФ.

      Кроме уже указанных отличий необходимо отметить еще одно – способ применения  страхового   тарифа  для определения страхового взноса. В коммерческом страховании при определении  страхового  взноса  страховой   тариф  умножается на страховую сумму. Страховая сумма здесь выступает в качестве размера обязательств страховщика, выше которого страховое возмещение не может быть. В социальном страховании от профессионального риска установленный  страховой   тариф  умножается на величину начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных лиц. В этом виде социального страхования понятие «страховая сумма» – как ограничитель возможных страховых выплат – отсутствует.14

Информация о работе Страхование социально-трудовых рисков