Страховой рынок России: становление и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Страховой рынок - это особая социально-экономическая среда, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется предложение и спрос на нее.
Страховой рынок можно рассматривать также:
как форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества;
как совокупность страховых организаций (страховщиков), которые принимают участие в оказании соответствующих страховых услуг.

Содержание

Понятие страхового рынка и его структура………………………………...3
1.1. Понятие, место, функции страхового рынка и условия его существования…………………………………………………………………….3
1.2. Структура страхового рынка и его виды……………………………..6
2. Страховая услуга и ее цена…………………………………………………...9
Основные этапы становления и прогноз развития российского страхового рынка…………………………………………………………………………11
3.1. Основные этапы становления российского страхового рынка……...11
3.2. Современное состояние российского страхового рынка…………….12
3.3. Прогноз развития страхового рынка в России………………………..22
Проблемы развития страхового рынка в России………………………….24
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

Страхование реферат.doc

— 470.00 Кб (Скачать)

     Страховая организация — экономически обособленное звено страхового рынка, что выражается в полной обособленности ее ресурсов и самостоятельности в осуществлении страховой и других видов деятельности. Экономические отношения между страховыми организациями осуществляются на основе сострахования и перестрахования.

     Страховые организации структурируются по принадлежности, характеру выполняемых страховых операций, зоне обслуживания. По принадлежности страховые организации различают на акционерные, частные, и общества взаимного страхования.

     Акционерная страховая компания — это негосударственная организационная форма, в которой в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества. Уставный капитал акционерного страховщика формируется из акций и других ценных бумаг, что позволяет при ограниченных средствах значительно увеличить финансовый потенциал страховой организации. Акционерная форма страховщиков доминирует на страховых рынках развитых стран.

     Частные страховые компании принадлежат одному собственнику или его семье.

     В государственном страховании в качестве страховщиков выступает государство. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования, что определяется соответствующим законом о статусе страховой организации. Осуществление государственного страхования представляет собой форму государственного регулирования национального страхового рынка. Правительственные страховые организации специализируются на страховании от безработицы и страховании компенсаций рабочим и служащим.

     Общество  взаимного страхования — это особая негосударственная организационная форма, выражающая договоренность между группой физических или юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях в соответствии с установленными правилами страхования. Взаимное страхование по существу — некоммерческая форма организации страхового фонда, которая обеспечивает страховую защиту имущественных интересов членов своего общества. С юридических позиций каждый член общества взаимного страхования — одновременно и страховщик, и страхователь. При этом документом, удостоверяющим право на владение капитала общества взаимного страхования, его дохода и страховую защиту, является полис.

     В территориальном аспекте структура страхового рынка характеризуется страховыми рынками:

  • местным (региональным);
  • национальным (внутренним);
  • мировым (внешним).

По отраслевому признаку выделяют рынок страхования:

  • личного;
  • имущественного;
  • ответственности.

     В свою очередь каждый из рынков можно  разделить на обособленные сегменты, например, рынок страхования от несчастных случаев, рынок страхования домашнего  имущества и т.д.

     Товаром страхового рынка является страховой продукт. Страховой продукт — центральное понятие страхового рынка. Потребительная стоимость страхового продукта состоит в обеспечении страховой защиты. Цена страхового продукта определяется затратами на страховое возмещение или страховое обеспечение, а также расходами на ведение дела и размером прибыли страховщика. Как и всякая цена, она зависит от спроса и предложения.

     Продвижение страховых продуктов на страховом  рынке и их реализацию преимущественно  осуществляют страховые посредники: страховые агенты и страховые брокеры.

     Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

     Страховыми  брокерами могут быть независимые юридические или физические лица, имеющие лицензию на проведение посреднических операций по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика. Страховой брокер не является участником страхового договора. Его обязанность состоит в оказании посреднической услуги и содействие исполнения договора страхования.

     Функционирование  страхового рынка предполагает наличие  профессиональных оценщиков рисков и убытков, в качестве которых  выступают сюрвейеры и аджастеры.

     Сюрвейеры — инспектора или агенты страховой организации, осуществляющие осмотр имущества, принимаемого на страхование. В качестве сюрвейера выступают также специализированные фирмы по противопожарной безопасности, охране труда и т.д., взаимодействие которых со страховщиком строится на договорной основе. По заключению сюрвейера страховая компания принимает решение о заключении договора страхования.

     Аджастеры — это уполномоченные физические или юридические лица страховщика, занимающиеся установлением причин, характера и размера убытков. По результатам проведенной работы аджастер составляет страховой акт (аварийный сертификат).

     Для защиты своих интересов, разработки законодательных актов, подготовки стандартных правил страхования, сбора  и публикации страховой статистики и других совместных целей страховые  организации создают объединения (ассоциации) страховщиков. Объединения страховщиков создаются как на региональном, так и на национальном уровне. Кроме того, объединяются и специализированные страховые организации. Такие объединения страховщиков не могут заниматься страховой деятельностью.

     Между тем страховые компании объединяются для проведения некоторых страховых  операций в страховой пул. Такое  объединение страховщиков позволяет  увеличить финансовые возможности  для принятия на страхование крупных  рисков. Заключение договора страхования со страховым пулом для страхователя означает, что на стороне страховщика находятся все участники пула. Однако при наступлении страхового случая страхователь вынужден урегулировать претензии с каждым из страховщиков в отдельности. Такая форма организации страховых отношений называется сострахованием.

     Защищают  свои интересы и страхователи, создавая объединения страхователей. Такие объединения выражают интересы пострадавших страхователей от недобросовестных страховых организаций, оказывают потерпевшим юридическую помощь, участвуют в совершенствовании и развитии страхового законодательства и др.

     Важным  звеном страхового рынка выступает  система государственного регулирования, необходимость которого связана  в первую очередь с защитой  прав и интересов страхователей, предотвращением их финансовых потерь вследствие неплатежеспособности страховой организации. 
 
 

2. Страховая услуга  и ее цена. 

   Тарифная  политика в страховании – это систематическая работа страховой организации, уточнение, упорядочение страховых тарифов с целью осуществления эффективной деятельности. Страховая политика базируется на следующих признаках:

   - эквивалентность страховых отношений. Этот принцип означает, что нетто - ставки должны максимально соответствовать вероятности ущерба для обеспечения возвратности средств страхового фонда за тарифный период;

   - доступность страховых тарифов - тарифные ставки не должны быть обременительными для широкого круга страхователей, при этом существенно возрастает эффективность страхования как метода страховой защиты;

   - стабильность размеров страховых тарифов - неизменность тарифных ставок длительное время порождает у страхователей уверенность в надежности страховщика. Повышение тарифных ставок допустимо лишь при неуклонном росте убыточности страховой суммы;

   - расширение объема страховой ответственности - обеспечивается снижением показателей убыточности страховой суммы, а для страхователя тарифные ставки становятся более доступными;

   - самоокупаемость и рентабельность страховых операций, т.е. страховые тарифы должны строиться таким образом, чтобы поступления страховых платежей постоянно покрывали расходы страховщика и обеспечивали ему определенную прибыль.

     Страховая услуга, как и любой другой  товар, имеет свою стоимость или цену. Цена  страховой услуги выражается в страховом тарифе (взносе, премии).

     Страховой тариф представляет из себя совокупность тарифных ставок. В свою очередь  тарифная ставка есть цена  страхового риска и других расходов страховщика  на организацию страхования; адекватное денежное выражение обязательств страховщика по заключенным договорам страхования. Тарифную ставку, по которой заключается договор страхования,  называют  брутто-ставкой.

     Основная  цель исчисления страховых тарифов – определение и покрытие вероятной суммы ущерба, приходящейся на каждого страхователя или на единицу страховой суммы, поэтому в основе расчета страхового тарифа лежат такие признаки страхования, как  замкнутая раскладка ущерба и возвратность страховых платежей, предназначенных для выплат.

     Тарифная  ставка (брутто-ставка) как цена страховой услуги имеет определенную структуру (рисунок 1). Отдельные элементы структуры тарифной ставки должны обеспечивать финансирование всех функций, которые выполняет страховая организация.  
 

 
НЕТТО-СТАВКА
НАГРУЗКА
Расходы

на ведение дела

Отчисления,

предусмотренные

законодательством

Прибыль
 

     Рисунок 1. Структура тарифной брутто-ставки 

     Основными элементами тарифной ставки являются: нетто-премия (нетто-ставка) и нагрузка, включающая в себя расходы на ведение  дела; отчисления, предусмотренные законодательством и надбавку на прибыль.

     Основная  часть тарифной ставки – нетто-ставка, которая выражает непосредственно цену страхового риска, обеспечивает покрытие ущерба. Вполне понятно, что на момент калькуляции цены величина будущего ущерба неизвестна, поэтому величина ущерба определяется на основе данных об ущербе за прошлый период. Поэтому при определении нетто–ставки по массовым рисковым видам страхования необходимо учитывать такие факторы, как вероятность наступления страхового случая, частоту и тяжесть проявления риска, размер страховой суммы договора. В качестве минимальной цены за риск выступает ожидаемая величина ущерба, называемая чистой нетто-премией.

     Для гарантии страховой защиты в состав нетто-ставки (чистой нетто-премии) включается рисковая или дельта-надбавка, предназначенная для финансирования  случайных отклонений  реального ущерба от ожидаемой  величины.

     На  нагрузку  в структуре тарифной ставки падает часть премии ориентировочно  от 5% до 30% в зависимости от вида страхования.

     Для различных видов страхования  состав нагрузки может несколько  отличаться от названной выше. Так, по страхованию жизни в состав нагрузки включаются только расходы  на ведение дела и прибыль.

     Рассмотрим  основные составляющие нагрузки:

     1. Расходы на ведение дела. Расходы на ведение дела можно разделить для целей анализа следующим образом:

     - организационные – расходы, связанные  с учреждением страхового общества;

     - аквизиционные – расходы, связанные  с привлечением новых страхователей  и с заключением новых договоров страхования, Основную часть аквизиционных расходов занимают комиссионные вознаграждения страховым агентам и брокерам;

     - инкассационные – расходы, связанные  с расчетно-кассовым обслуживанием.  Кроме того, к этим расходам  относятся затраты на изготовление бланков, квитанций, учетных регистров и т.п.;

     - ликвидационные – расходы, связанные  с урегулированием убытков, судебные  издержки, командировочные расходы  к месту страхового случая, оплата  услуг экспертов и т.п.;

Информация о работе Страховой рынок России: становление и перспективы развития