Страховой рынок России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы я поставил перед собой изучение российского рыночного регулирования. Но в условиях рынка одним из главных ключевых элементов экономического регулирования являются банки, которые питают народное хозяйство денежными ресурсами и перераспределяют их из области избыточности в область дефицита. Поэтому главными задачами стали: изучение банковской системы и ее ведущего элемента – Центрального Банка, а также изучение коммерческого банка как основного звена рыночной системы функционирования экономики.

Содержание

Введение 2

_________________________________

Глава 1.История возникновения и сущность страхования

_____________________________________________________________1.1.История развития страхования 3-6

_____________________________________________________________

1.2.Понятие страхования 6-7

_____________________________________________________________

1.3.Функции страхования 7-9


_________________________________

Глава 2.Классификация страхования

_____________________________________________________________

2.1.Формы страхования 10-16

_____________________________________________________________2.2.Самострахование 16-19

_____________________________________________________________

2.3.Перестрахование 19-21


_________________________________

Глава 3.Страховой рынок России

_____________________________________________________________

3.1.Страховой рынок и его структура 22-23

_____________________________________________________________

3.2.Современное состояние страхового рынка в России 24-28

_____________________________________________________________

3.3.Тенденции монополизации на российском рынке страхования 28-31


_________________________________

Заключение 32

_________________________________

Список использованной литературы 33

Работа содержит 6 файлов

Введение.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2.doc

— 139.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 3.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Глава 3.Регулирование рыночных отношений.

3.1.Сущность  регулирования рынка.

      Рынок является важнейшей составной частью экономической сферы каждой страны, а также всего мирового хозяйства, в связи с чем изучение рынка и рыночных отношений представляет насущную потребность.    Под регулированием в данном случае понимается осознанная и волевая координация, упорядочение товарно-денежного обмена. Главное при этом — согласование потребностей и интересов различных участников названной сферы: общества в целом, его важнейших слоев, регионов, отраслей, предприятий.

         Регулирование рыночной сферы — это деятельность, осуществляемая преднамеренно, по желанию и воле людей, и потому имеющая субъективный характер. Однако в целом регулирование рыночных отношений должно основываться на использовании объективных факторов (отношений собственности, экономических законов, материальных потребностей и интересов).

      Все же человеческое сознание непосредственно  и активно участвует в координации рынка. Это придает ей внебазисный, сравнительно внешний, наблюдаемый характер. Здесь мы имеем дело непосредственно не с объективными, глубинными, экономическими отношениями, а с отношениями организационно-хозяйственными. В них присутствует и политико-юридический аспект, особенно когда действуют государство и политические партии.

        Регулирование рыночных отношений тесно связано с  процессом управления: и регулирование, и управление являются упорядочивающими, координирующими процессами. Однако между ними есть и существенное различие. Регулирование — лишь один из видов управления, а именно — в основном индикативное (рекомендательное, ориентирующее) управление. Оно не имеет всеохватывающего, директивного характера, хотя полностью не исключает применения административных и даже силовых методов воздействия на хозяйственную жизнь. Регулирование надо считать сравнительно «мягким», в основном опосредованным управлением народным хозяйством. Поэтому оно в принципе не свойственно тоталитарной, командной экономике.

        Ошибочно мнение, что упорядочением можно назвать любое (в том числе любое государственное) вмешательство в рыночные отношения. Это вмешательство может оказывать на них не только позитивное, но и негативное влияние.

        Особо стоит остановиться на сравнении регулирования народного хозяйства и экономической политики. В учебной литературе иногда утверждается, что в современных условиях они практически идентичны. Однако такое представление неточно. Во-первых, экономическая политика есть нечто более конкретное, более внешнее, чем само по себе регулирование народного хозяйства, и поэтому выступает не в качестве тождества, а в качестве одной из форм реализации, проявления этого регулирования. Кроме того, экономическая политика как таковая шире и богаче регулирования, ибо может быть выражением не только индикативного, но и директивного управления, а также чисто политических интересов.

        Регулирование рыночных отношений противоположно их саморегулированию. Если регулирование представляет собой осознанную и волевую деятельность, то саморегулирование совершается в целом помимо человеческого сознания и воли, само собой как бы автоматически. С этой точки зрения саморегулирование рыночных отношений объективно. Оно осуществляется главным образом через механизмы свободной (совершенной) конкуренции, свободных рыночных цен, взаимодействия спроса и предложения, но проявляется тоже посредством определенной человеческой деятельности.

        Хотя регулирование  и саморегулирование рынка противоположны друг другу, тем не менее, в реальной жизни они давно уже сосуществуют, взаимопереплетаются, даже взаимопроникают. При целенаправленной координации товарно-денежного обмена используются некоторые рычаги его автоматического, произвольного развития, а саморегулирование в той или иной степени включает в себя какие-то координирующие действия людей. Например, государственное управление рынком предполагает учет влияния конкуренции и достаточно свободного ценообразования, а саморегулирование охватывает некоторое целенаправленное упорядочение и конкуренции, и системы цен. Наибольшая эффективность народного хозяйства достигается при оптимальном сочетании регулирования и саморегулирования товарно-денежного обмена. Такое сочетание призвано обеспечивать, прежде всего, государство.

        В регулировании  объективно нуждаются любые социальные явления, иначе их с неизбежностью охватит полная анархия, безграничный хаос. А в таких условиях ни одна из общественных систем не в состоянии существовать, тем более развиваться. Кроме того, каждый социальный строй в меру своих сил стремится уменьшить отрицательные стороны происходящих процессов, для чего также требуется определенная координация действий. К этому же настойчиво подталкивает все большее объединение, взаимозависимость всех социальных явлений, особенно экономических. Наконец, историческая практика показывает нам активную роль общественного и индивидуального сознания во всех сферах человеческой жизни. Конечно, вмешательство в социальное развитие не может обойтись без более или менее серьезных ошибок, но по мере общественного прогресса деятельность людей в данной сфере должна стать более осознанной. Все это в наиболее широком плане определяет необходимость регулирования товарно-денежного обмена.

      Помимо  названных факторов того же требуют  и некоторые более частные обстоятельства. Во-первых, рынок (особенно купля-продажа товаров массового спроса) теснейшим образом связан со сферой личного потребления и поэтому может непосредственно влиять на степень социальной стабильности. Во-вторых, у рынка издавна существуют весьма негативные для общества стороны: повышенная стихийность, широкие возможности для нетрудовых доходов, игнорирование моральных норм. Поэтому в сфере товарно-денежного обмена особенно часто возникают криминальные ситуации, в том числе появился так называемый «теневой» (незаконный, мафиозный) рынок. В-третьих, неупорядоченность рынка крайне отрицательно влияет на такую важную сферу общественной жизни, как производство материальных благ. Об этом убедительно свидетельствуют инфляция, кризис неплатежей, банковские махинации.

        Потребность в координации  рыночных отношений значительно  усиливается в современном мире, когда все экономические связи под влиянием глобализации намного усложнились, стали гораздо более разнообразными и масштабными.

        3.2.Основные формы  и методы регулирования рынка.   Прежде всего, следует сказать, что формы представляют собой разновидности координации рынка. Они показывают, в каком виде осуществляется эта координация. Методами служат способы, средства ее реализации, т.е. как именно (а не в каком виде) совершается названный процесс.

        Формы регулирования рынка могут складываться на разных основах. Рассмотрим вначале те из них, которые образуются в зависимости от субъектов упорядочения товарно-денежного обмена.

        Наиболее распространенной и наиболее очевидной из этих форм является государственное регулирование. Оно охватывает немало более частных, более конкретных мероприятий: лицензирование купли-продажи определенных товаров (в том числе различных услуг), упорядочение продовольственных рынков, координацию торговли лекарствами, регулирование банковской деятельности, влияние на внешнеторговый оборот и т.п. Особое значение приобретает государственная координация рынка рабочей силы, преимущественно посредством соответствующих юридических актов и специальных служб.

        Исключительно важную роль играет предпринимательское регулирование рынка, т.е. воздействие на товарно-денежный обмен со стороны собственников средств производства и обращения. Это в данном случае, хотя чаще всего неявная, скрытая, но фактически основная форма. Наибольший вес в ней принадлежит, конечно, крупным собственникам, тем более в национальных и международных масштабах. Однако средний, нередко и мелкий бизнес тоже может влиять на рынок (прежде всего на региональный и местный), особенно когда он объединяет свои силы. Как уже отмечалось, предпринимательские слои координируют сферу обмена чаше всего через деятельность государства и политических партий.

        Все большее распространение  получает коллективное регулирование рынка. Такую форму осуществляют общественные организации (прежде всего профсоюзы) и трудовые коллективы. Главная особенность здесь в том, что упорядочение процесса купли-продажи совершается обычно в интересах широких слоев населения.

      Следующая из рассматриваемых форм — международная координация рыночных отношений. Ее реализуют транснациональные корпорации, а также различные межгосударственные организации. При этом основными специфическими чертами являются преследование интересов международного капитала и максимальные масштабы регулирования.

        Нельзя не отметить такую форму, как индивидуальное упорядочение рынка. Его субъектами служат конкретные личности. Подобная деятельность в той или иной степени присутствует во всех предыдущих формах. Однако в разных формах рыночного регулирования участвуют социально различные индивиды: в государственном регулировании рынка задействованы представители власти, в предпринимательском — конкретные бизнесмены, в коллективном — представители широких слоев трудящихся.

        В хозяйственной  практике все названные формы не существуют в чистом виде; все они в какой-то мере носят смешанный характер. Так, государственное регулирование рынка может быть одновременно и международным, и индивидуальным. В таком же сочетании нередко выступает предпринимательская деятельность в данном процессе.

        Еще более многочисленные формы складываются в связи с объектами рыночного регулирования.        Отметим в первую очередь координацию рынков средств производства и обращения, рабочей силы, предметов потребления, финансов, ценных бумаг. Далее, особыми формами является регулирование купли-продажи капитала, инвестиций, кредитов, страховых услуг. Нужно выделить также упорядочение оптового и розничного обмена, международных, национальных, региональных, местных рынков. Все перечисленные формы целесообразно объединить в укрупненные группы — хозяйственное регулирование рынка и его потребительское регулирование. Первое имеет целью экономическое развитие (стран и их регионов, предприятий), второе — удовлетворение личных потребностей населения. Тем самым хозяйственное и потребительское регулирование охватывает координацию разных структурных сфер рынка или разных их аспектов. Так, хозяйственное регулирование включает упорядочение обмена теми благами, которые непосредственно участвуют в производстве и обращении товаров: средств производства и обращения, рабочей силы, капитала, инвестиций и т.п. Напротив, потребительское регулирование рынка предполагает упорядочение тех его сфер, где обмениваются лишь предметы личного потребления (продовольствие, одежда, обувь, разнообразные потребительские услуги и др.).

        Координирующие формы  купли-продажи складываются в зависимости от обращения товаров и обращения денег. Из этих двух форм превалирующей следует считать согласование товарного обмена, поскольку деньги выступают лишь в качестве средства, посредника для такого обмена.

        Методы  регулирования рынка.

        Административно-правовые методы. Это прямое, властное, в значительной степени принудительное упорядочение рыночных отношений. Практически оно выступает в форме законодательных актов, указаний, распоряжений, инструкций, правил, контролирующих мер и т.д. Подобные методы отличаются сравнительной простотой. Они применяются не только государственными органами, но и менеджерами самых разных предприятий и организаций, а также самими их собственниками.

        В нормальном обществе административно-правовые средства должны основываться на прочной законодательной базе. Однако в процессе обмена всегда применялись те или иные административные меры, не соответствующие, а то и прямо противоречащие существующему законодательству, обуславливая, таким образом, появление теневого (криминального) рынка в народном хозяйстве. Его функционирование чаще всего не способствует какому-либо упорядочению товарно-денежного обмена.

        Административно-правовые методы неправомерно считать чем-то отжившим, негативным для современных условий. В разумных пределах и формах, в сочетании с другими средствами регулирования они не только допустимы, но и необходимы. Многие из них успешно применяются даже в наиболее развитых странах.

      Вот как, например, английские власти регулируют рыночную деятельность публичных (государственных) предприятий и объединений. Над ними установлен систематический парламентский и министерский контроль. По решению правительства в них периодически проводится так называемая перестройка капитала — изменение величины кредитных заимствований, списание в случае острой необходимости прошлых долгов, воздействие на размер дивидендов и т.п. Расходование бюджетных средств время от времени проверяется специальным правительственным комитетом. Во Франции деятельность госсектора тоже в значительной мере контролируется правительственными учреждениями, главным образом путем их участия в управлении компаниями. Контроль ведется по линии ряда министерств, особенно экономики и финансов.

        Естественно, подобное воздействие сверху вызывает такие  же методы управления и внутри предприятий и учреждений.

        Экономические методы. В целом экономическим методам свойственна большая сложность. Они предполагают использование материальных интересов в процессе регулирования рыночных отношений, т.е. материального поощрения людей или их материального наказания. В современных условиях сюда входят разнообразные системы оплаты труда, воздействие на товарные цены, участие работников в доходах предприятий и учреждений, различные материальные льготы (налоговые, пенсионные, транспортные, жилищно-коммунальные и др.), платность или бесплатность социальных услуг (в том числе медицинских, образовательных, юридических), штрафные санкции и т.д. Особо надо отметить различные виды торговли в кредит, в том числе лизинг. Все это сейчас широко применяется во многих странах для укрепления главным образом частного рынка.

Глава1.doc

— 97.00 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

Оглавление.doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Страховой рынок России