Страховой рынок Российской Федерации: проблемы и перспективы развития

Автор: Татьяна М, 22 Ноября 2010 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы «Страховой рынок Российской Федерации: проблемы и перспективы развития». Проблема формирования страхового рынка России, на мой взгляд, разработана недостаточно. Расширение самостоятельности товаропроизводителей, формирование рыночной инфраструктуры, договорных отношений, резкое сужение сферы государственного воздействия на развитие процессов производства и распределения материальных благ требуют новых подходов к использованию финансово-кредитного механизма в управлении экономикой. Особое значение в этой связи приобретают вопросы страхования хозяйственной деятельности, учитывающей интересы суверенных субъектов государства и направленной на создание им равных стартовых условий для перехода к рыночным отношениям.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Общая характеристика страхового рынка……………………………6



1.1 Понятие, место, функции страхового рынка…………………..........6

1.2 Структура страхового рынка…………………………………..........11

Глава 2.Состояние страхового рынка Сибирского Федерального Округа...16

Глава 3. Проблемы и перспективы развития страхового рынка……………25

Заключение……………………………………………………………………35

Список использованной литературы ……………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Курсовая по Финансам.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

       Порочная идеология страхового дела в России находит свое выражение в том, что в основе предлагаемых шагов по развитию страхования лежат меры принудительного по отношению к страхователю характера и, прежде всего, стремление буквально навязать обществу широкомасштабное развитие страхования в обязательной форме.

       Особенность настоящего момента состоит в  том, что отечественные страховщики  всячески хотят буквально силой  «затащить» российских предпринимателей и население в страхование, лоббируя широкомасштабное развитие обязательных видов страхования в нашей стране. Мы думаем, что это бесперспективно. Связана такая оценка с тем, что в обществе просто нет и не будет денег для оплаты широкого перечня видов обязательного страхования. Это путь либо очень богатых стран, либо стран с высокой долей участия государства в экономике. Современная Россия ни к тем, ни к другим странам не относится.

       Надо  понять, наконец, что закон недостаточно принять, - необходимо обеспечить условия для того, чтобы он реально работал. В настоящее время, когда в России отсутствуют главные предпосылки для исполнения законов по обязательному страхованию, они неизбежно превратятся в орудия разрушения потенциального рынка.

       А пример этого «как всегда» уже  имеется: печальный опыт существования ОМС в нашей стране является лучшим подтверждением того, насколько обязательное страхование в условиях господства современной страховой идеологии враждебно страхователю. Есть основания опасаться, что обязательное страхование автогражданской ответственности станет в этой ситуации «достойным продолжением» ОМС: уж очень многие думают лишь о том, как собрать деньги со страхователей и мало кто реально обеспокоен собственной способностью отвечать по возникающим обязательствам.

       Еще более серьезная проблема состоит  в том, что падают производительные силы отечественного страхования. Эксперты приводят данные о том, что неуклонно сокращается число специалистов, занятых в сфере страхования. Ежегодно – на полтора процента.

       Применительно к страховой сфере отношение  государства по-прежнему выражается в такой формуле: мы вас будем контролировать, но не стимулировать. Такова фундаментальная установка нынешней исполнительной власти.

       Работа  по развитию клиентской базы рынка  должна вестись с учетом реального  состояния отечественного страхователя - платежеспособного спроса.

         Страховое сообщество должно  добиваться от государства не  принудительного отъема денег у населения в пользу страховщиков, а осуществления обоснованных мер по развитию рынка добровольного реального страхования. Веками существования страхового дела доказано, что потребление страховых услуг в добровольной форме обязательно предполагает активное участие профессиональных консультантов страхователя, роль которых выполняют страховые брокеры и агенты. Именно они являются главной движущей силой развития страхования.

       Основа  современного страхования - это профессионально  организованный персональный контакт с потребителем страховых услуг, и никакой Интернет в обозримом будущем этого контакта в России не заменит.

       Современная модель российского страхового рынка фактически игнорирует и брокеров, и агентов. А ведь они, и прежде всего брокеры, практически представляют на страховом рынке потребителя страховых услуг. Говоря научным языком, страхователь участвует в отношениях, складывающихся на страховом рынке, в экономической форме своего профессионального представителя. Это - объективная реальность страховых отношений. И именно последовательное игнорирование этой реальности является главной причиной того, что отечественный рынок подлинного страхования (не налогосберегающих схем) уже 11 лет находится в состоянии стагнации и положительных перспектив в таком виде не имеет.

       Потребление страховых услуг требует особого  профессионализма от потребителя, поэтому  стимулировать следует не только и не столько потенциального страхователя, сколько тех участников рынка, которые являются «профессиональными выразителями» страховых потребностей клиентов страховых компаний. Для реального развития отечественного страхования должна быть реализована система мер по стимулированию тех участников рынка, которые непосредственно превращают потенциального клиента в страхователя, т. е. брокеров, консультантов и агентов.

       При решении финансово-экономических  вопросов стимулирования развития главных  производительных сил отечественного страхования без активизации усилий страхового сообщества и активного участия государства не обойтись.

       В целях стимулирования деятельности тех участников страхового рынка, которые непосредственно развивают его клиентскую базу, необходимо освободить доходы страховых брокеров от НДС. Дело в том, что доходы, получаемые страховыми брокерами, представляют собой часть страховой (перестраховочной) премии, которая НДС не облагается. В то же время доходы страховых брокеров подвержены обложению НДС, что и методически неверно, и серьезно подрывает финансовые основы деятельности предпринимателей, непосредственно работающих со страхователями и развивающих воспроизводственную базу отечественного страхового рынка.

       В целях стимулирования инвестиций страховых  организаций в развитие механизмов расширенного воспроизводства своей клиентской базы (в создание и кадровое обеспечение агентств, развитие филиальных сетей, совершенствование материально-технической базы обслуживания клиентов и др.) необходимо добиться вывода из-под налогообложения тех средств страховых организаций, которые направляются на эти цели.

       Для повышения профессионального уровня страховой деятельности и роста  страховой культуры населения как  важных условий развития клиентской базы отечественного страхового рынка следует создать условия для освобождения от налогов тех средств страховых организаций, которые направляются на развитие страховой науки, а также системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации страховых кадров.

       Перспективы страхования должны рассматриваться во взаимосвязи с другими механизмами защиты социально-экономического развития страны при возрастании роли страхования. Страхование кроме возмещения ущерба должно способствовать его предупреждению и сокращению, должно обеспечить сохранность собственности, стимулировать повышение уровня противопожарной, технологической и экологической безопасности. Этому должен служить механизм экономической и правовой превенции.

       Необходимо  обеспечение при развитии страхования  сочетания взаимосвязанных интересов потенциальных и будущих страхователей, государства и страховых компаний. Именно рассмотрение в такой последовательности позволяет объективнее и успешнее решать большинство вопросов. При этом под государственными интересами понимается сочетание интересов федерального центра, регионов и муниципальных образований. Несомненно, страховая зашита интересов предприятий малого бизнеса будет отличаться от страхования гигантов индустрии. Отличия не только в правилах страхования, но и в его организации. Крупные отечественные естественные монополии и финансово-промышленные группы создали свои «кэптивные» страховые компании. Малым предприятиям, пожалуй, лучше подходит в нынешних условиях взаимное страхование. В соответствии с мировым опытом, взаимное страхование перспективно в самых разных сферах — страховании жизни и имущества граждан, страховании сельскохозяйственного производства и т.д.

       Особые  проблемы порождает необходимость  обеспечения страховой защитой  сельскохозяйственного производства; прежде всего урожая. Здесь без бюджетного субсидирования не обойтись. Но бюджетные средства следует направлять не на формирование фондов страховых компаний, а непосредственно хозяйствам на возмещение определенной доли ущерба.

       Пожалуй, самая важная задача развития страхования ближайшего будущего должна стать преимущественная ориентация не на корпоративного (как сейчас), а на индивидуального страхователя.

       Существует  необходимость учета в страховании  как позитивных, так и негативных факторов экономического развития. К сожалению, чаще пока сталкиваемся с негативными факторами.

       В среднесрочной и долгосрочной перспективе  должно осуществляться возрастающими  темпами модернизация производства. Обновление состава основных фондов приведет к снижению воздействия страховых рисков и к уменьшению цены страхования. Но так же бесспорно, что объективное понижение единичных ставок страховых платежей будет компенсировано массой и стоимостью застрахованных объектов.

       Динамика  демографических процессов в  сторону неблагоприятной возрастной структуры общества, выражающейся в росте доли лиц пожилого возраста, обусловливает постепенное становление и развитие пенсионного обеспечения на накопительной основе. Одновременно возрастает возможность (а в дальнейшем необходимость) страхования пенсии, ренты и других видов жизнеобеспечения в случае нетрудоспособности.

       Есть  все основания связывать развитие страхования с совершенствованием трудовых отношений на производстве. Страхование за счет работодателя должно рано или поздно стать одним из непременных условий коллективных или индивидуальных договоров найма. Как минимум тут необходимо страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, но правомерно медицинское страхование, страхование определенной пенсии и т.д.

       Необходимо  обеспечение такого сочетания обязательного и добровольного страхования, которое соответствует характеру рыночной экономики. Безусловна перспективность преимущественного развития добровольного страхования. Но приверженность к обязательной форме у многих ведомств и регионов, имеющая истоки в плановом хозяйстве, еще велика. А это вредит и добровольному страхованию.

       Совершенно  необходимо формирование эффективных правовых механизмов по мониторингу финансового состояния страховых организаций, по их финансовому оздоровлению, реструктуризации и передаче страховых портфелей, а также по процедуре банкротства страховых организаций. Страхование принадлежит к такой сфере деятельности, где нельзя однозначно ориентироваться на ослабление государственного регулирования, а тем более дерегулирование (по крайней мере, в ближайшие годы). Несомненно, некоторые аспекты страхования будут выходить из-под надзора. Но вместе с тем по другим регулирующую роль государственных органов надо усиливать. 
 
 
 

                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Заключение

      Изученные в процессе  подготовки  данной  работы  материалы   позволяют   сделать вывод,  что на сегодняшний день  назрела  необходимость планомерного развития страхового рынка и превращения его  в цивилизованный. Для этого, на мой взгляд, в первую очередь его необходимо регламентировать. С  этой  целью государство  должно  оперативно  решить  вопросы  с  законодательной  базой, налогообложением,  обеспечением  защиты  интересов  страхователя,  и,  самое главное, обеспечить выгодность страхования для граждан.

      Очень важным, по моему мнению, является вдумчивый подход к   финансовым возможностям  деятельности   страховых   компаний,   особенно   в   вопросах сохранения их платёжеспособности. Принятые изменения   порядка  формирования страховых  резервов,  к  сожалению,  не  позволяет   их   накапливать,   что существенно подрывает платежеспособность  страховых  организаций.  По  этому практически   единственной   возможностью   сохранения    платежеспособности страховых организаций  является  наращивание  собственных  средств,  что  не всегда  соответствует  интересам  учредителей,  так  как  зачастую  возможно только в ущерб последним.

      Как следует из последних публикаций в средствах  массовой  информации, страховой рынок России в ближайшем будущем ожидают серьезные перемены. Минфин  планирует  начать  массовый  отзыв  лицензий  у страховщиков.  Причина  –  невыполнение   требований   законодательства   об  увеличении уставных капиталов.  По  информации  Минфина в общей сложности лицензии  будут отозваны  у одной тысячи  из  1700  работающих  страховых организаций. Очевидно, что данное сокращение произойдет  за  счет  небольших региональных  страховых  компаний.  Их  место  займут  более  крупные,   как правило, московские страховые компании,  что  неизбежно  приведет  к  оттоку

капиталов  из  регионов,  потерям  инвестиционных  средств  и   определенным проявлениям  монополизма.

      Многообразные проблемы на пути развития  страхования  в  России  могут быть успешно разрешены при наличии  соответствующего  уровня  экономического мышления и наличия высококвалифицированных кадров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Страховой рынок Российской Федерации: проблемы и перспективы развития