Страховой рынок Российской Федерации

Автор: Ольга Каняхина, 05 Декабря 2010 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

В моей работе рассмотрены проблемы страхования и страхового рынка Российской Федерации. Излагается теория сущности страхования, законодательного регулирования, функций, роли и сферы применения в современном обществе; освещается содержание основной отечественной терминологии, важнейшие условия отраслей страхования и другая информация.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................3
Глава 1. Общее понятие страхования и его социально - экономическая сущность................4
1.1 Социально - экономическая категория страхования....................................................4
1.2 Функции страхования......................................................................................................7
1.3 Основные термины и понятия, применяемые в страховании.....................................9
Глава 2. Виды страховой деятельности.....................................................................................13
2.1 Личное страхование.......................................................................................................13
2.2 Имущественное страхование........................................................................................15
2.3 Страхование ответственности......................................................................................17
2.4 Социальное страхование...............................................................................................19
2.5 Страхование предпринимательского риска.................................................................20
2.6 Правовые основы страховой деятельности РФ...........................................................21
Глава 3. Страховой рынок Российской Федерации..................................................................22
3.1 Этапы развития страхового рынка РФ.........................................................................22
3.2 Состояние страхового рынка РФ в современных условиях.......................................25
3.3 Проблемы страхового рынка России и пути их решения...........................................27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................................29
Список использованной литературы.........................................................................................31
Приложения:................................................................................................................................32

Работа содержит 1 файл

страховой рынок РФ.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

 

2.5. Страхование  предпринимательского риска.

       Под предпринимательскими рисками, которые подлежат страхованию, понимают реальный ущерб, упущенную выгоду, расходы и ответственность. От остальных видов рисков его отличает то, что он появляется в результате ведения заинтересованным лицом предпринимательского дела. В случае, когда гражданин ведет предпринимательскую деятельность, но при этом он не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в государственных органах, то соглашения страхования, заключенные с ним, являются недействительными.

       Страхование предпринимательского риска совершается на случай:  
1)
нарушения обязательств контрагентом предпринимателя;

2) модификации условий и ситуаций деятельности предпринимателя по независящим от  
него обстоятельствам.

       Нарушение обязательства контрагентом не всегда дает основания для признания этого факта страховым случаем. Такое возможно, только если предприниматель находился в добросовестном неведении. Например, не может быть застрахован предпринимательский риск продавца при продаже товара лицу, платежеспособность  
которого сомнительна, так как у продавца почти всегда есть действительная возможность приобрести информацию о платежеспособности покупателя либо при отсутствии такой информации не подписывать договор купли-продажи.

       Не  каждое изменение условий деятельности может стать основанием для возникновения страхового случая. Имеется также ряд ограничений:

  1. Модификация обстоятельств и изменение условий деятельности должны иметь систематический характер. Это означает, что по контракту страхования предпринимательского риска не может быть застрахована, например, упущенная выгода из-за случайной единовременной потери груза. Это можно сделать только из-за такого изменения условий и обстоятельств, при которых случаи потери груза стали чаще.
  2. Изменение условий деятельности для предпринимателя должно иметь случайный характер, т.е. он не должен знать о возможном изменении условий деятельности. Не может быть, например, застрахован предпринимательский риск, связанный с переездом предприятия в другую зону или на другую территорию.

      В объект страхования предпринимательского риска входят и интерес, страхуемый по договору страхования имущества, и интерес, страхуемый по договору страхования ответственности. Поэтому лица, организовавшие предпринимательское дело, могут выбрать, а какой форме им страховать свое имущество и ответственность, и в результате этого выбора нормативное регулирование будет различным.

 

2.6. Правовые  основы страховой деятельности  РФ.

       Система современного страхового законодательства представлена самостоятельным правовым институтом, регулирующим страховые операции и объединяющим отрасли гражданского, административного, государственного и финансового права.

       Итак, в области гражданского права страховые отношения регламентируют:

  1. гл. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации;
  2. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
  3. Кодекс торгового мореплавания;
  4. Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 1994 г.;
  5. Примерные правила добровольного медицинского страхования;
  6. Примерные правила добровольного индивидуального страхования от несчастных случаев;
  7. Примерные правила страхования жизни с условием выплаты страховой ренты.

       Административное  право, регулирующее отношения между страховщиками, страховыми брокерами и государством, основывается на следующих основных источниках права (главным образом ведомственных нормативных актах, изданных Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью):  
1) Условиях лицензирование страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19мая 1994г.;

2) Правилах размещения страховых резервов от 14 марта 1995 г.;

3) Положении о государственной регистрации объединений страховщиков на территории Российской Федерации от 26 апреля 1993 г.

       Государственное право регламентирует правовую форму органа страхового наблюдения, его роль и функции в структуре федеральных органов государственной исполнительной власти базируется на Конституции Российской Федерации и Положении о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью от 19 марта 1993 г.

       Финансовое  право регламентирует отношения между страховыми компаниями, страхователями и государством по поводу установления состава затрат субъектов страховых отношений, выявления налогооблагаемой базы страховщиков, расчета и уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, других видов налогов и обязательных платежей.

 

Глава 3. Страховой рынок Российской Федерации.

3.1. Этапы развития страхового рынка  РФ.

       Страхование в дореволюционный  период.

       Страхование в России имеет глубокие корни. Так, первым во времени было морское страхование. Екатерина II, озабоченная развитием русской морской торговли, издала в 1781 г. Устав купеческого водоходства, заключавший в себе постановление о морском страховании. Страхование от огня началось в России также во времена Екатерины II (Россия считалась родиной страхования от огневых рисков). В 1768 г. был учрежден государственный заемный банк, причем новому банку разрешалось принимать в залог лишь те дома и недвижимость, которые у него же будут застрахованы.

       За  короткое время возникли новые страховые  общества (в 1867 г. — «Русское», в 1870 г. — «Коммерческое», «Варшавское», «Русский Ллойд», в 1872 г. — «Северное», «Якорь», «Волга»). В 18 веке в акционерных  страховых обществах было застраховано имущество от огня, по страхованию имущества производили также страхование жизни, от несчастных случаев и т.д.

       В 1862 г. в городах были организованы общества взаимного страхования от огня, в 1890 г. создан Пензенский союз обществ взаимного страхования от огня, преобразованный в 1905 г. в Российский союз с правлением в Петербурге. Деятельность большинства этих обществ ограничивалась одним городом. Во главе обществ были крупные домовладельцы. Существовали также общества взаимного страхования промышленников и землевладельцев.

       В 1864 г. было утверждено Положение о  взаимном земском страховании, в котором сказано, что каждое губернское земство должно было вести операции по страхованию только в своей губернии. Ведало этим Губернское земское собрание. Оно назначало тарифы страховых взносов (платежей, премий), нормы обеспечения; составляло инструкции по страхованию для земских управ, волостных правлений и агентов; распоряжалось страховыми средствами; рассматривало отчеты губернских земских управ.

       Крупнейшее  страховое общество «Россия» в 1881 г. производило страхование жизни, капиталов, коллективное и индивидуальное страхование и др. В 1888 г. страховое  общество «Помощь» производило страхование  от несчастных случаев, краж со взломом.

       В 1903 г. 141 крупнейшая фирма центрального промышленного района создала в Москве Российский взаимный страховой союз, осуществлявший страхование от огня движимого и недвижимого имущества. К 1913 г. его активы составили 5,2 млн. руб. Действовали также взаимные общества землевладельцев по страхованию посевов от градобития: «Московское» (с 1877 г.), «Церера» (с 1901 г.) и др. Однако в целом взаимное страхование по своим размерам значительно уступало акционерному.

       Личное  страхование в России в основном охватывало состоятельное население. Его осуществляли 20 организаций, среди которых были специальные по страхованию жизни («Жизнь», «Заботливость», «Генеральное»). Страхование на случай смерти и на дожитие охватывало только 400 тыс. чел., а от несчастных случаев — еще меньше. Страхование жизни проводили также сберегательные и пенсионные кассы служащих на железной дороге.

         К 1913 г. русские страховые общества  владели уже значительными капиталами (активы составили 374 млн. руб.) и играли большую роль в  экономической жизни страны.

       В приложении 3 приведены дореволюционный  и послереволюционный этапы развития страхования.

       Страхование в послереволюционный период.

       Страховое дело после Октябрьской революции  прошло три этапа:

  1. Декретом СНК РСФСР от 23 марта 1918 г. учрежден государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального, который возглавлялся Комиссариатом по делам страхования.

    2. Декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике» страховое дело было объявлено государственной монополией во всех его видах.

  3. Постановлением ЦИК и СНК от 18 сентября 1925 г. утверждено «Положение о государственном страховании в СССР», где было записано, что страхование во всех его видах является государственной монополией СССР.

       Главным управлением государственного страхования в СССР был Госстрах. До 1958 г. система Госстраха была жестко централизованной в масштабе СССР. С 1958 г. часть системы Госстраха передается в ведение министерств финансов союзных республик.

       С 1967 по 1991 г. система Госстраха была уже союзно-республиканской. Она возглавлялась Правлением Госстраха СССР, которое подчинялось Минфину СССР.

       Страхование имело во многом формальный характер. В сознании советских людей страхование  не фигурировало как обязательный компонент  организации жизни. Сам жизненный уклад был таков, что гражданам даже не приходило в голову страховать имущество или жизнь, страховаться от несчастных случаев или стихийных бедствий. Многие просто ничего не знали об этом виде деятельности. Профессию страховых агентов нельзя было назвать прибыльной, они не были солидными партнерами на финансовом рынке. Кооперативное страхование в основном проводилось по тарифам Госстраха.

       В 1947 г. из состава Госстраха СССР выделялось Управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах) как самостоятельная хозрасчетная организация. Ингосстрах и сейчас занимает ведущую позицию в иерархии страховых компаний.

    Значительную  роль в развитии страхового дела сыграло  постановление Совета Министров  СССР от ЗО августа 1984 г. «О мерах по дальнейшему развитию Государственного страхования и повышению качества работы страховых органов». Ситуация резко изменилась в связи с легализацией предпринимательства в России, когда коммерческие, финансовые и хозяйственные риски сделались повседневной реальностью для десятков тысяч бизнесменов. Реальностью стала и практика страхования таких рисков.

    Начало  реальной демонополизации страхового дела в нашей стране положил  Закон «о кооперации», принятый Верховным Советом СССР 26 мая 1988 г. Этим законом предусматривалось, что кооперативы могут страховать свое имущество и другие имущественные интересы в органах государственного страхования, а также создавать кооперативные страховые учреждения, определять условия, порядок и виды страхования. В условиях демонополизации страхования на территории Российской Федерации создаются страховые организации с участием иностранного капитала, а также аккредитуются представительства зарубежных страховых, перестраховочных и брокерских фирм.

    Первую  страницу в новой истории российского страхования открыли страховые кооперативы, которые были страховыми организациями, альтернативные бывшей системе Госстраха. В феврале 1989 г. было создано первое их объединение – Ассоциация советских страховых организаций (АССО), объединявшая страховые организации России, Украины, Молдавии, Прибалтики.

    В 1992 г. после распада СССР согласно Указу Президента РФ от 29 января 1992 г. государственные и муниципальные  страховые предприятия могли  преобразовываться в акционерные  страховые общества (АСО) закрытого и открытого типов и в страховые товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО), а на базе правления Госстраха был создан Росгосстрах.

    На  протяжении всего развития страхового рынка РФ количество страховых организаций  менялось (изменение количества страховых организаций в России можно проследить в Приложении 4). Проанализировав имеющиеся данные можно сделать вывод, что в 1999 г. было наибольшее количество страховых организаций, через год произошел резкий спад – стало меньше на 265 страховых организаций; еще один спад наблюдался в 2005 году – на 261 страховую организацию. Судя по данным 2006 года можно предположить,что количество страховых компаний в России и дальше будет уменьшаться.

Информация о работе Страховой рынок Российской Федерации