Технология функционирования автоматизированной информационной системы страховой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование автоматизированной информационной системы в страховой деятельности. Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи: определить сущность страхования, его функции и задачи, исследовать техническое обеспечение автоматизированной информационной системы, рассмотреть технологию функционирования, категории объектов автоматизированной информационной системы и процесс их взаимодействия, охарактеризовать базы данных автоматизированной информационной системы, а также рассмотреть процесс обеспечения доступа потребителя к информации страховой компании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…...3
1. Страхование. Автоматизированная информационная система страховой деятельности
1.1 Понятие, функции, задачи страхования……………………………………….6
1.2 Техническое обеспечение автоматизированной информационной системы страховой деятельности………………………………………………………..10
2. Технология функционирования автоматизированной информационной системы страховой деятельности
2.1 Категории объектов автоматизированной информационной системы и процесс их взаимодействия…………………………………………………….17
2.2 Базы данных автоматизированной информационной системы………….…19
2.3 Обеспечение доступа потребителя к информации страховой компании….24
Заключение……………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………………2

Работа содержит 1 файл

Курсовая АИС в страховой деятельности.doc

— 168.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..…...3

1.      Страхование. Автоматизированная информационная система страховой деятельности

1.1   Понятие, функции, задачи страхования……………………………………….6

1.2   Техническое обеспечение автоматизированной информационной системы страховой деятельности………………………………………………………..10

2.      Технология функционирования автоматизированной информационной системы страховой деятельности

2.1   Категории объектов автоматизированной информационной системы и процесс их взаимодействия…………………………………………………….17

2.2   Базы данных автоматизированной информационной системы………….…19

2.3   Обеспечение доступа потребителя к информации страховой компании….24

Заключение……………………………………………………………………..27

Список использованной литературы…………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие массовых видов страхования заставляет страховщиков автоматизировать бизнес-процессы. Однако не все компании сегодня могут похвастаться тем, что обладают удовлетворяющей их единой информационной системой.

Создание, внедрение и применение информационных технологий, формирование и эффективное использование информационных ресурсов, организация эксплуатации и обслуживания программно-технических средств, входящих в состав информационной системы страховой компании, а также ее развитие, требуют тщательного планирования, управления процессами технической эксплуатации системы и обслуживания пользователей, координации и контроля информационной деятельности.                 

Острая необходимость автоматизировать работу возникла только с началом бурного развития массового страхования в России. Катализатором процесса стало введение обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) и, как следствие, развитие сети представительств в регионах, обслуживание возросшего потока клиентов и увеличение объемов отчетности. Когда был введен закон об ОСАГО, Всероссийский союз страховщиков (ВСС) обнародовал данные выборочного опроса, проведенного среди 90 региональных страховых компаний. 82% опрошенных заявили, что их кадры подготовлены к введению ОСАГО (обязательного страхования автогражданской ответственности) хорошо или удовлетворительно, а 75% считали свое техническое оснащение вполне достаточным. При этом 55% высказали серьезную озабоченность тем, как идет процесс создания единой информационной системы учета договоров страхования. О готовности ИТ-систем в самих страховых компаниях ВСС ничего не сообщил, но эксперты оценили ее как низкую.

Вслед за программой ОСАГО началось активное развитие и продвижение услуг сначала пенсионного страхования, затем добровольного медицинского страхования, страхования жизни и недвижимости.

Сегодня количество клиентов увеличивается крайне высокими темпами. Объемы информации о них, оформляемых ими полисах, выплатах и всех остальных сведений накапливаются очень быстро. При этом на данный момент у большинства представителей страховых институтов есть решения только по отдельным проблемам информатизации страхового бизнеса. В первую очередь это системы, связанные с бухгалтерским учетом. Именно поэтому тема данной курсовой актуальна, ведь эффективное управление предприятием в современных условиях невозможно без использования компьютерных технологий. К тому же, реалии современного бизнеса диктуют страховым компаниям необходимость уделять внимание решению вопросов, связанных с созданием отлаженной моделью маркетинга, обслуживанием клиентов, базой данных страховых компаний, системой коммуникаций сотрудников внутри компаний, управленческим учетом, бюджетированием и рядом других задач. А тенденция более широкого регионального присутствия и наращивания сети филиалов привела страховщиков к необходимости решения вопроса централизации информации, эффективного управления персоналом и другим задачам, которые также повлекут за собой изменения систем автоматизации.

Целью данной курсовой работы является исследование автоматизированной информационной системы в страховой деятельности. Для достижения этой цели  в работе решаются следующие задачи: определить сущность страхования, его функции и задачи, исследовать техническое обеспечение автоматизированной информационной системы, рассмотреть технологию функционирования, категории объектов автоматизированной информационной системы и процесс их взаимодействия, охарактеризовать базы данных автоматизированной информационной системы, а также рассмотреть процесс обеспечения доступа потребителя к информации страховой компании.

Решить поставленные задачи стало возможным благодаря журналу «Страховой случай», трудам ученых Титоренко Г.А., Басакова М.И., Лайкова А.Ю., Косаренко Н.И., Никитиной Т.В..

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СТРАХОВАНИЕ. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

         1.1 Понятие, функции, задачи страхования

Страхование – система  отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).[1]

Истории страхования уже несколько веков и как  доказывает опыт страхование – мощный положительный фактор воздействия на экономику. Страхование повышает инвестиционный потенциал, поддерживает стабильность и устойчивость экономического развития, формируя механизмы защиты всех субъектов   общественного производства.

Многие страховые компании, аккумулируя большие средства, занимаются  кредитованием  отдельных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Страховые компании занимают ведущие (после коммерческих банков) позиции по величине активов и по возможностям их использования в качестве инвестиций. Сосредоточенные в них ресурсы имеют долгосрочный характер, что дает им преимущества по сравнению с коммерческими банками, привлекающими  краткосрочные  средства.

Страховой рынок – часть финансово-кредитной сферы регулируется государством. Регулирование и контроль государством страхового рынка необходимы для обеспечения его стабильности. Государственное регулирование страхового рынка осуществляется посредством специальной налоговой политики, разработкой законов регламентирующих деятельность сторон, участвующих в процессе страхования. Контрольные функции возложены на федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью.

Основное звено страхового рынка – страховая компания. Страховая компания -  определенная форма функционирования страхового фонда.[2] Страховая компания представляет собой организационно обособленную структуру, которая осуществляет заключение договоров страхования и их обслуживание, является юридическим лицом. Страховая компания - самостоятельно хозяйствующий субъект, действующий на основании устава.

Анализируя состояние страхового рынка и свои возможности, компании самостоятельно определяет сферу деятельности, выбирают виды  страхования.

На страховом рынке существует разнообразные  типы страховых компаний.[3]

        Акционерные страховые общества;

        Государственные страховые компании;

        Перестраховочные компании (перестрахование - система экономических отношений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним  передает на согласованных условиях другим страховщикам с целью создания сбалансированного страхового портфеля);

        Общества взаимного страхования (организационная форма страховой защиты, при которой каждый страхователь одновременно является членом страхового общества, т.е. это объединение страхователей в целях обеспечения взаимопомощи). Ему в меньшей степени присуща коммерческая направленность, чем акционерному страхованию;

        Негосударственный пенсионный фонд (форма организации личного страхования, гарантирующая  выплату дополнительной пенсии по достижению пенсионного возраста).

Страхование классифицируется по сферам деятельности, формам проведения, по форме организации, по видам страхования.

По сферам деятельности страховых организаций различают внутренний, внешний страховые рынки.

Формой проведения страхования может быть обязательная или добровольная.

Возможны следующие формы организации: государственное, акционерное, взаимное, кооперативное общества.

Основные виды страхования: страхование имущества, личное страхование, страхование ответственности, страхование экономических рисков.

Личное страхование трактуется как отрасль страхования, где в качестве объектов страхования выступают жизнь, здоровье и трудоспособность человека.

Имущественное страхование трактуется как отрасль страхования, в которой объектом страховых правоотношений выступает имущество в различных видах; его экономическое назначение — возмещение ущерба, возникшего вследствие страхового случая. Страхователями в таких случаях выступают не только собственники имущества, но и другие юридические и физические лица, несущие ответственность за его сохранность.

Страхование ответственности — отрасль страхования, где объектом выступает ответственность перед третьими (физическими и юридическими) лицами, которым может быть причинен ущерб (вред) вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. Через страхование ответственности реализуется страховая защита экономических интересов возможных причинителей вреда, которые в каждом данном страховом случае находят свое конкретное денежное выражение.

В страховании экономических рисков (предпринимательских рисков) выделяются два подвида: страхование риска прямых и косвенных потерь. К прямым потерям относятся, например, потери от недополучения прибыли, убытки от простоев оборудования вследствие непоставок сырья, материалов и комплектующих изделий, забастовок и других объективных причин. Косвенные потери связаны со страхованием упущенной выгоды, банкротством предприятия и прочие.

Функции страхования и его содержание органически связаны. К числу важнейших функций относятся:

                  формирование специализированного страхового фонда денежных средств;

                  возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан;

                  предупреждение страхового случая и минимизации ущерба.

Первая функция — это формирование специализированного страхового фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании. Этот фонд может формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Государство, исходя из экономической и социальной обстановки, регулирует развитие страхового дела в стране.

Вторая функция страхования — возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридические лица, которые являются участниками формирования страхового фонда. Возмещение ущерба через указанную функцию осуществляется физическими или юридическими лицами в рамках имеющихся договоров имущественного страхования.

Третья функция страхования — предупреждение страхового случая и минимизация ущерба — предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий и т.п.

Таким образом, страхование – неотъемлимая часть современного общества. Каждому физическому, юридическому лицу сегодня необходимо защищать себя и свое имущество от рисков.

          1.2 Техническое обеспечение автоматизированной информационной системы страховой деятельности

Страхование является одним из самых информационно насыщенных и информационно зависимых видов бизнеса.

Наличие большого количества организационных форм, типов страховых компаний, видов страховой деятельности,   а также различные финансовые возможности отдельных компаний, определяет требования к используемым и проектируемым автоматизированным системам страхования.  У компаний очень велики различия в уровнях притязаний, масштабах задач, подлежащих решению с помощью компьютерных средств и в самих используемых средствах. Соответственно, различаются и результаты использования компьютерной техники. На одном конце шкалы, у ее начала  использование локальных, не объединенных в сеть дешевых персональных компьютеров в сочетании с пиратскими копиями программных продуктов, ориентированных на индивидуальное применение  Word, Excel, ACCESS.

На другом конце шкалы располагаются системы, состоящие из мощных центральных компьютеров от IBM,  DEC, Hewlett-Packard или Sun, к которым подключены одна или несколько локальных вычислительных сетей из десятков персональных компьютеров. Система  включает удаленные офисы, для которых разработано (или разрабатывается, или приобретается) специализированное программное обеспечение, ориентированное на максимальное ублаготворение потребности данной страховой компании. Между этими крайними вариантами находится все многообразие промежуточных сочетаний стратегии, тактики и результатов автоматизации в страховании.

Информация о работе Технология функционирования автоматизированной информационной системы страховой деятельности