Тенденции и перспективы развития страхования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Финансовый кризис 1997-1998 гг. особенно остро поставил вопрос о создании в стране адекватной институциональной системы, способной обеспечить мобилизацию сбережений и направить их на инвестиционные цели. События 1998г. показали ограниченные возможности и крайне опасные последствия финансирования экономики преимущественно за счет внутренних и внешних заимствований. Экономический рост в России, учитывая низкую собираемость налогов, непрекращающееся «бегство» капитала, невозможен без существенного повышения нормы сбережений. Заметную роль в этом процессе призвана сыграть страховая система.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
СТРАХОВОГО РЫНКА 8
Сравнительная характеристика страхового рынка в России
и в других странах 8
1.2. Основные итоги деятельности страховых организаций 10
1.3. Реструктуризация страхового рынка 14
1.4. Региональные страховые рынки 16
1.5. Последствия финансового кризиса для страхового рынка 17
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1. Виды страхования 19
2.2. Соотношение обязательных и добровольных видов страхования 21
2.3. Приоритеты развития добровольного страхования 25
2.4. Перспективы развития перестраховочной деятельности 27
2.5. Общества взаимного страхования 28
2.6. Проблемы формирования страховой инфраструктуры 29
ПРАВОВАЯ БАЗА И РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 31
3.1. Основные принципы страхового регулирования 31
3.2. Страховое законодательство Российской Федерации и законодательные
инициативы в целях развития страхового рынка 32
3.3. Регулирование деятельности иностранных страховщиков
на российском рынке 46
3.4. Методика анализа финансового положения российских страховщиков 51
МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СТРАХОВОЙ СИСТЕМЫ
В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ 54

4.1. Европейское Сообщество 54
4.2. Канада 56
4.3. США 57
4.4. Другие рынки (Бразилия, Чили, Болгария, Чешская Республика,
Венгрия и Польша) 59






5. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ, СВЯЗАННЫЙ С ВСТУПЛЕНИЕМ
ВО ВСЕМИРУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ 63
Влияние требований ВТО (Генерального соглашения в сфере услуг)
на регулирование страхового рынка 63
5.2. Обязательства, принятые странами в рамках Соглашения ВТО
в сфере услуг. 64
5.3. Мировая практика регулирования страховой системы:
уроки для России 70

Работа содержит 1 файл

Тенденции и перспективы развития страхования в России.doc

— 762.50 Кб (Скачать)

    Страховые организации относятся к числу  потенциально важных институциональных инвесторов, способных обеспечить надежное инвестирование страховых взносов.  Однако это возможно только  при условии высокого доверия страхователей к подобному способу сбережения на долгосрочную перспективу (особенно по долгосрочному страхованию жизни) и  необходимости приобретения страховой услуги для защиты имущественных интересов. Помимо усиления финансовой устойчивости страховых организаций необходимо применение некоторых налоговых стимулов.  

    Изменение подхода к включению затрат на страхование в себестоимость продукции должно базироваться на двух важных условиях: 1) прибыль страховых организаций от расширения операций переводится в резервы, а не расходуется на непроизводительные цели; 2) резервы размещаются в надежные финансовые инструменты, позволяющие повысить устойчивость страховых организаций. Одним из таких инструментов могли бы стать выпускаемые государством специальные бонды, призванные заменить ГКО в качестве объекта вложений. Использование такого инструмента призвано сократить потенциальные потери госбюджета и учесть негативные последствия для страховых компаний вложений в ГКО. Поэтому специальные бонды должны быть низкодоходными ценными бумагами, инвестиции в них необходимо ограничить определенной долей от общих активов компании (не более 20-25%), и при выполнении этих условий на них могли бы распространяться государственные гарантии.  

    Изменение налогового законодательства, наряду с укреплением положения страховых  организаций, можно считать одним  из ключевых факторов развития страхового рынка в России. В рамках налогового законодательства вызывает сомнения налогообложение страховых выплат как по имущественному страхованию, так и по страхованию жизни. Подобная практика отсутствует в международном финансовом праве. Она ведет к двойному налогообложению, противоречит основным принципам страхования. Анализ законодательства стран ЕС показывает, что страховые организации являются плательщиками двух основных видов налогов: налога с продаж по определенным видам имущественного страхования и налога на прибыль. Дополнительные отчисления от страховой премии дифференцируются в зависимости от социального назначения вида страхования - отчисления на содержание пожарных бригад,  отчисления в фонды дорожной безопасности.  

    Малые размеры уставных капиталов российских страховщиков во многих случаях обусловливают необходимость участия в покрытии риска международных перестраховочных и страховых организаций. Многие российские эксперты считают, что перестраховочные премии являются формой вывоза капитала и наносят вред интересам экономики России. Однако такая точка зрения неверно оценивает природу договоров страхования. Страховщик, передавая риски в перестрахование, «покупает» своего рода гарантии участия перестраховщика в страховой выплате. Надо учитывать также, что в 1998 г. крупные убытки стоимостью 56,0 и 90,0 млн. долл. более чем на 95% были оплачены международными перестраховочными организациями.  

    Российское  законодательство предусматривает  уплату налога с перестраховочной премии в пользу иностранного перестраховщика в размере 2,5%, опираясь на крайне бюрократическую и неэффективную процедуру применения международных соглашений об избежании двойного налогообложения. Перестраховочную премию нельзя рассматривать как доход в полном объеме, поскольку  в соответствии с процедурой определения финансовых результатов ее размер должен быть уменьшен на осуществленные расходы, в том числе, связанные с формированием страховых резервов. Представляется, что процедура применения законодательства об избежании двойного налогообложения может быть упрощена.

3.3. Регулирование деятельности иностранных страховщиков на российском рынке

    На 1 января 1998 г. было зарегистрировано 74 страховых организаций с иностранным  участием. Объем зарегистрированного  капитала иностранных участников в страховых организациях равнялась 73 млн. долл. или 4,5% совокупного капитала страховых компаний в России. Доля иностранцев в общем объеме страховой премии составила 177 млн. долл. или 3%. Наибольшее число смешанных страховых компаний учреждено с участием фирм Кипра (53% компаний), далее следуют страны СНГ (6%), Великобритания (6%), Германия и Испания (по 5%), США (4%). 

    В целом деятельность иностранных  страховых компаний в странах  с переходной экономикой, включая  Россию, может рассматриваться как  составная часть процесса формирования частного рынка страхования. По имеющимся оценкам, доля иностранных страховщиков на рынке ряда стран Центральной Европы достаточно весома. В Венгрии на них приходится около 94% вложенных средств в страховом секторе, в Латвии – 50%, в Чехии – 35%, в Словакии и Эстонии – около 30%, в Польше – 17%. Однако роль иностранных компаний и их влияние на развитие страхового дела в стране не поддается однозначной оценке. 

    Исходя  из мирового опыта, в пользу иностранного участия на российском страховом рынке свидетельствуют следующие факты. 

    Улучшение обслуживания в сфере  страхования. Иностранные страховщики способствуют усилению конкуренции, что приводит к удешевлению страховых услуг и повышению их эффективности. 

    Передача  новых технологий и ноу-хау. Иностранные страховщики организуют свою деятельность в соответствии с национальным законодательством, создавая совместные предприятия или филиалы и отделения. Привлекаемый местный персонал должен иметь хорошее образование и приобретя опыт работы в организации с иностранным участием при смене места работы будет распространять более совершенные навыки среди национальных страховых компаний. 

    Аккумуляция национальных сбережений. Присутствие на рынке более эффективных страховщиков должно повысить норму сбережений и обеспечить новые каналы, через которые эти сбережения могут инвестироваться.  

    Приток  нового  капитала. Иностранный страховщик, покупая существующую компанию или основывая новую, должен будет ввозить капитал не только в целях приобретения офисных помещений и оборудования, но и для того, чтобы обеспечить требуемый законодательством размер уставного капитала. Иностранные страховщики могут также обеспечивать большую безопасность страхователям благодаря значительным размерам капитала и страховых резервов.  

    Распределение рисков. Иностранные страховщики при наличии разрешения, как правило, перестраховывают риски за границей. В итоге если происходит страховой случай, например, с судном или самолетом, а риск был перестрахован, потерю будет оплачивать иностранный перестраховщик, а результатом урегулирования претензии станет приток капитала.  

    Совершенствование регулирования страховой  сферы. Эффективность функционирования рынка в интересах страховщиков и страхователей непосредственно связана с ясной и транспарентной системой регулирования. Присутствие на рынке иностранных страховщиков увеличивает потребность в эффективном регулировании, и способствует распространению международного опыта регулирования. 

    В то же время, целый ряд аспектов деятельности иностранных страховщиков и их влияния на развитие страхового рынка вызывает обоснованное беспокойство. 

    Доминирование иностранных страховщиков на внутреннем рынке. Иностранные компании как более крупные и мощные организации, могут препятствовать укреплению российских страховщиков или пытаться вытеснить их с рынка. В значительной степени это зависит от принятого в стране  режима для иностранных страховщиков.

     

    Возможность развития страхового сектора с помощью  национальных страховщиков. Этот аргумент имел бы существенное значение в том случае, когда национальная система регулирования страхового дела гарантировала бы наиболее эффективное функционирование внутреннего рынка и обеспечивала необходимый набор страховых услуг. Такая ситуация явно не характерна для российского страхового рынка. Однако даже при этом условии запрет или серьезные ограничения на деятельность иностранных страховщиков вряд ли оправданы. Если внутренний рынок работает эффективно, конкуренция не будет служить угрозой национальным страховщикам. Если рынок не обеспечивает необходимого набора услуг, участие иностранных страховщиков может только ускорить формирование развитого страхового сектора в стране. 

    Важность  сохранения национального  контроля за страховой  системой. По соображениям национальной безопасности некоторые важные объекты должны быть застрахованы только российскими страховщиками. Причина этого связана с возможной дестабилизацией рынка страхования в результате изъятия иностранного капитала в случае конфликта, или необходимостью предотвратить концентрацию страхования важных национальных объектов в руках нескольких иностранных страховых компаний. Подобные  беспокойства имеют под собой реальную основу. Однако это недостаточный аргумент в пользу общего ограничения операций иностранных страховщиков. В конечном счете, правительство принимает решение о создании адекватной системы регулирования, которая воздействует на все виды страховщиков и обеспечивает соблюдение национальных приоритетов. Это возможно для некоторых видов стратегически уязвимых видов страхования, которые будут сохранены за национальными страховщиками. 

    Возможность оттока капитала в  результате деятельности иностранных страховщиков. Процесс развития бизнеса иностранных компаний приведет к притоку капитала. Действия инвестора на рынке неизбежно будут связаны со сложной структурой платежей. В пределах внутреннего рынка будет осуществляться сбор премий, страховые выплаты, арендная плата, заработная плата и плата другим поставщикам услуг. Вне России будут осуществляться платежи западным перестраховщикам (где это разрешено), переводы прибыли и дивидендов в родительские компании. В случае ущерба, риск возникновения которого был перестрахован за границей, страховая выплата станет притоком капитала. В совокупности все эти платежи, осуществляемые в разное время, могут дать в результате чистый приток или отток капитала в течение года, но это не означает выкачивания ресурсов из национальной экономики в долгосрочном плане.  

    Анализ  приведенных аргументов свидетельствует  в пользу создания равных условий для деятельности национальных и иностранных страховщиков. В переходной экономике присутствие авторитетных иностранных фирм – важный способ повышения эффективности функционирования рынка, поскольку он обеспечивает новые процедуры и технологию, расширяет диапазон услуг и способствует снижению цен на них. Значительная часть проблем, возникающих в связи с приходом иностранных страховщиков, может быть устранена посредством соответствующих методов регулирования. 

    Международное право не оказало пока существенного влияния на развитие российского страхового рынка. В соответствии с Постановлением Верховного совета Российской Федерации «О введении в действие Закона Российской Федерации «О страховании» от 27 ноября 1992 г., доля иностранных инвесторов в уставном капитале российских страховщиков не может превышать 49%. Законом «О страховании» (ст. 8.4) на территории РФ запрещена посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций. Законодательство содержит также запрет на заключение договоров  имущественного страхования в страховых компаниях-нерезидентах. Согласно принятому в 1997 г. закону «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О страховании» российским страховым организациям дано право продавать на территории РФ «Зеленые карты» (полисы страхования гражданской ответственности владельцев автотранспорта) иностранных страховщиков. 

    Несомненно, юридическое определение условий  деятельности иностранных инвесторов должно стать важной частью общей системы регулирования в такой социально значимой отрасли, как страхование. Подход к выработке соответствующих мер должен учитывать несколько основных целей – формирование развитого страхового рынка в России, создание ясного и понятного административно-правового режима, всемерное использование международного опыта в области страховых услуг. Приведенный выше анализ возможных последствий присутствия на рынке иностранных страховщиков доказывает, что в основе законодательных решений должен лежать трезвый взвешенный подход, учитывающий как внутренние потребности России в страховых услугах, так и задачи ее интеграции в мирохозяйственную систему. В этой связи обращает на себя внимание разработанный группой депутатов и принятый Госдумой в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ», который направлен на расширение и систематизацию законодательного регулирования участия иностранного капитала в страховой деятельности на территории РФ.  

    Основной  смысл дополнений, предлагаемых депутатами, состоит в заметном ограничении  деятельности иностранных страховщиков на российской территории. Согласно законопроекту, общий размер (квота) участия иностранного капитала в российских страховых  организациях не может превышать 12%. Это общее ограничение авторы законопроекта стремятся укрепить путем внесения непосредственно в закон нормы в 49% как максимальной доли иностранцев в уставном капитале страховых компаний. Для компаний с более высокой долей иностранного участия вводится ряд дополнительных ограничений. Они не могут, в частности, осуществлять в России страхование жизни, обязательное и обязательное государственное страхование. Минимальный размер оплаченного уставного капитала страховой организации с иностранным участием должен быть не меньше 1 млн. минимальных размеров оплаты труда.  

    Авторы  законопроекта предлагают ряд мер, упорядочивающих, по их мнению, деятельность иностранных страховщиков. Предприятия  с иностранными инвестициями могут  осуществлять страховую деятельность только в форме акционерных обществ и при наличии российской лицензии. Такие предприятия обязаны депонировать в Центральном Банке РФ сумму в размере 1 млн. МРОТ в качестве обеспечения выполнения обязательств по договорам страхования. Дочерние предприятия нерезидентов могут вести страховую деятельность в России, если сам нерезидент не менее 25 лет является страховой организацией в своей стране и не менее 2 лет участвует в страховых компаниях, зарегистрированных в России.  

Информация о работе Тенденции и перспективы развития страхования в России