Транспортное страхование грузов и пассажиров

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Целью контрольно-курсовой работы является рассмотрение основных положений транспортного страхования грузов и пассажиров.
Объектом страхования является личный имущественный интерес физического или юридического лица, связанный с повреждением, гибелью или утратой грузов, произошедших в процессе транспортировки, промежуточного хранения, перегрузки, перевалки на маршруте перевозки.
Предметом исследования является механизм формирования страховой защиты, компенсирующей различного рода риски в целях обеспечения надёжности сохранения жизни и сохранности перевозимого груза.
Информационной базой для написания контрольно-курсовой работы послужили учебники, пособия, нормативно-правовые акты, статьи из журналов, ресурсы Интернет, правила страхования.

Работа содержит 1 файл

ККР Страхование.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет» 

Кафедра «Мировой экономики» 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА 

ПО  СТРАХОВАНИЮ 

НА  ТЕМУ: «ТРАНСПОРТНОЕ СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ» 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнил____________________                     гр. 730172 Подкопаева О.И.

                                   (подпись) 
       

      Проверил____________________                       Филатова Ю.М.

                                   (подпись) 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Тула 2011 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

    Страхование – отношения по защите интересов  физических лиц и юридических  лиц Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований при наступлении  определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщика.

    С развитием международной торговли, страхование стало неотъемлемой частью любой внешнеторговой сделки.

    Под транспортным страхованием понимается совокупность видов страхования от опасностей, возникающих на различных путях сообщения – морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных. Объектами страхования могут быть как сами транспортные средства, так и перевозимые ими грузы и пассажиры. Страхование средств транспорта без страхования перевозимых грузов называется каско, страхование только перевозимого груза-карго.

    Актуальность  темы контрольно-курсовой работы обусловлена тем, что транспортное страхование грузов и пассажиров – один из наиболее распространенных видов страховых операций, где страхователями могут выступать любые юридические и физические лица, являющиеся грузоотправителями, грузополучателями и пассажирами.

    Страхование пассажиров от несчастных случаев –  важная составляющая формирования финансового рынка, позволяющая, с одной стороны, повысить социальную защищенность граждан, а с другой – создавать крупные инвестиционные ресурсы, финансировать серьезные государственные и коммерческие проекты в различных отраслях экономики. Отсутствие страховой культуры, психология потенциальных страхователей, возрастающее различие в уровне доходов населения не позволяют привлекать денежные средства широких слоев населения в страховые фонды, что также говорит об актуальности данной темы.

         Целью контрольно-курсовой работы является рассмотрение основных положений транспортного страхования грузов и пассажиров.

    Объектом  страхования является личный имущественный интерес физического или юридического лица, связанный с повреждением, гибелью или утратой грузов, произошедших в процессе транспортировки, промежуточного хранения, перегрузки, перевалки на маршруте перевозки.

    Предметом исследования является механизм формирования страховой защиты, компенсирующей различного рода риски в целях обеспечения надёжности сохранения жизни и сохранности перевозимого груза.

    Информационной  базой для написания контрольно-курсовой работы послужили учебники, пособия, нормативно-правовые акты, статьи из журналов, ресурсы Интернет, правила страхования.     
 
 
 

 

     1. Транспортное страхование  грузов

    1. Понятие и классификация страхования.

   Транспортное  страхование грузов – общий термин, используемый для обозначения полиса морского страхования, который обеспечивает защиту от убытков по грузам, находящимся  в процессе перевозки водным, воздушным, автомобильным или железнодорожным транспортом. Обеспечивает страховую защиту от большинства опасностей, которым может подвергаться такого рода имущество [18, с.98].

   Транспортное  страхование грузов подразделяется на:

    • морскую перевозку;
    • воздушную перевозку;
    • железнодорожную перевозку;
    • автоперевозку;
    • страхование контейнеров.

    Вековая международная практика, отечественный  опыт определили четкую классификацию  страхования грузов как одного из распространенных видов имущественного страхования во внешнеторговой деятельности. 

    1.2 Морская перевозка

    Практика  внешнеэкономической деятельности по экспорту-импорту товаров и  услуг опирается на систему договоров  страхования, которые предоставляют  определенные гарантии экспортерам  и импортерам при возникновении различных непредвиденных обстоятельств и случайностей. В подавляющем большинстве внешняя торговля обслуживается морским транспортом. Поэтому вопросы страхования внешнеэкономической деятельности рассматриваются через систему договоров морского страхования. В круг вопросов морского страхования входят страхование морских судов (корпуса и оснастки перевозочных и других плавсредств), страхование карго (перевозимых грузов) и страхование ответственности судовладельцев. Страхование карго носит также название транспортного страхования грузов. Широкое развитие в последние годы контейнерных перевозок привело к выделению в самостоятельный вид страхования контейнеров.

    Договор морской перевозки заключается  в двух основных формах: в форме  чартера и в форме коносамента. Чартеры регулируют взаимоотношения между фрахтователем и фрахтовщиком по поводу порядка использования судна: на время, на рейс, на срок аренды. Коносаменты различают по характеру груза, в отношении перевозки которого заключается договор. Например, коносаменты зерновые, лесные, нефтеналивные.

    Коносамент  – двусторонний договор перевозки, заключаемый в пользу третьего лица, как правило, получателя. Коносамент выполняет три функции:

    – договор морской перевозки;

    – доказательство приема груза;

    – товарораспорядительный документ.

    Право по коносаменту можно передавать другим лицам или неопределенному  кругу лиц путем переуступочной надписи. Оборотная сторона коносамента  содержит условия договора морской  перевозки.

    Существенное  значение для оценки степени несохранности груза имеет документ, составленный в порту прибытия. В порту назначения могут выдаваться два документа, свидетельствующие о состоянии доставленного груза. Первый составляют портовые власти, таможенные службы, агенты судовладельца и грузополучателя. Второй документ – это аварийный сертификат, который составляется аварийно-комиссарскими компаниями лишь по просьбе и за счет лица, обратившегося за осмотром. Смысл его состоит в независимой оценке причин, размера и места наступления ущерба. Чаще всего он составляется в страховых целях.

    Существенным  фактором при предъявлении претензий  и исков в морском страховании  является установленное законом  ограничение ответственности при  любой форме его вины. Цель такого ограничения – обеспечение нормального  функционирования транспортной инфраструктуры. Гаагскими правилами предел ответственности за одно место установлен  в размере, равном примерно 100 английским фунтам стерлингов (в России – 250 рублей за единицу груза) [15,с.6-11].

    Международная конвенция обязывает капитанов судов оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, и при получении сигнала помощи с возможной скоростью следовать на помощь терпящим бедствие (Аналогичная норма отражена в ст.53 Кодекса торгового мореплавания [3,с.31]).

    Обо всех ставших известными страхователю случаях изменения в страховом  риске, как-то задержка рейса, отклонение от пути следования, выход из оговоренного района плавания, плавания во льдах, зимовка  судна, не предусмотренная в договоре страхования, буксировка (активная и пассивная), страхователь обязан уведомить страховщика. 

    Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая предусматриваются в правилах страхования и соответствующих  морских кодексах (в России –  ст. 218 Кодекса торгового мореплавания [3, с. 104]) и являются обязательными для исполнения сторонами. Невыполнение этих обязательств со стороны страхователя или его представителя может привести к освобождению страховщика от ответственности по договору страхования.

    Страхователь  или его представитель при наступлении страхового случая обязаны принять все зависящие от них меры к предотвращению убытков, спасению и сохранению поврежденного судна, также обеспечить права регресса страховщика к виновной стороне.

    Все обязательства аварии на море капитан или вахтенный помощник должен занести в судовой журнал, а по прибытии в порт сделать заявление об аварии.

    Если  причиной аварии явились непреодолимые  стихийные силы, капитан для снятия с судовладельца (с судна) ответственности  за убытки должен сделать заявление о морском протесте.

    Морской протест заявляется нотариусу или  иному должностному лицу в порту  прибытия и должен содержать описание обстоятельств происшествия и мер, которые капитан принял для обеспечения  сохранности вверенного ему имущества.

    Страховщик  может принимать участие в  мерах по спасанию и сохранению застрахованного  судна, давать советы, согласовывать  условия спасательных контрактов, однако все его действия не считаются  основанием для признания права  страхователя на получение страхового возмещения. Такое право определяется на основании условий договора страхования.

    При требовании страхового возмещения страхователь обязан документально доказать наличие  страхового случая.

    Если  в договоре страхования не установлено  иное, убытки от повреждения судна надлежит возмещению в сумме, которая не должна превышать стоимость  восстановления поврежденной или погибшей части судна, за вычетом естественного износа этой части к моменту аварии, то есть в данном  случае применяется принцип зачета «старого за новое».

    После уплаты страхового возмещения к страховщику  в пределах уплаченной суммы переходят  все претензии и права, которые  страхователь или выгодоприобретатель  имеет к третьим лицам, виновным или ответственным за причинение вреда. Страхователь или выгодоприобретатель при получении страхового возмещения обязан передать страховщику все имеющиеся у него документы и доказательства, связанные с убытком, и выполнить все формальности, необходимые для осуществления права регресса к виновной стороне.   

    1. 3 Воздушная перевозка

    По  сравнению с морскими перевозками  установление ответственности воздушного перевозчика гораздо проще, равно  как и проще предъявление претензий  и исков.

    Во-первых, по характеру груза легче установить недостачу или повреждение, ведь здесь нет навальных, наливных или насыпных грузов.

    Во-вторых, сроки доставки грузов весьма короткие, и установить место и причину  убытка легче.

    В-третьих, ответственным лицом за убытки с  момента принятия груза к перевозке  является авиаперевозчик, и его ответственностью поглощается ответственность его агентов (служб аэропортов отправления и назначения).

    Заключение  договора воздушной перевозки груза  удостоверяется выдачей перевозчиком грузоотправителю грузовой накладной. По своей юридической значимости она тождественна коносаменту. Самым важным для страховщика в этой накладной является оборотная сторона, где указаны условия перевозки. Страховщику необходимо уделить самое пристальное внимание положению о сроках претензионного и искового порядка урегулирования спора по поводу несохранной перевозки. Согласно Варшавской конвенции, при повреждении груза претензия должна  быть заявлена в течение 14 дней со дня его выдачи, а при утрате – в течение двух лет. Срок исковой давности установлен продолжительностью в два года. Однако некоторые зарубежные компании установили сроки предъявления претензий по недостаткам от 120 до 160 дней, что противоречит Варшавской конвенции [21, с.231].

Информация о работе Транспортное страхование грузов и пассажиров