Траспортное страхование в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:44, реферат

Описание работы

Соответственно, транспортное страхование подразделяется на морское, воздушное, сухопутное и т.д., так как при различных способах транспортировки сказываются специфические риски.
В настоящее время объектами транспортного страхования являются: каско, (страхование корпусов судов и других транспортных средств); карго, (страхование грузов). Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность написания работы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Виды и состав транспортных средств, принимаемых на страхование 3
2. Особенности страхования грузов 7
3. Предметы, объекты и субъекты страхования грузов 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Работа содержит 1 файл

Транспортное страхование. Регулирование транспортного страхования в РФ.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

    Применяются и более простые схемы поставки грузов (товаров) от отправителя (продавца) до получателя (покупателя).

    Например, часто применяется схема самовывоза товаров покупателем собственным  или наемным транспортом.

    Широко  распространены и схемы прямых перевозок  груза одним видом транспорта (железнодорожным или водным, воздушным, автомобильным), специализированной транспортной организацией от станции, порта-отправления  до соответствующего пункта назначения и передачи груза получателю.

3. Предметы, объекты и субъекты страхования грузов

 

    Предметами  страхования грузов всегда являются конкретные материальные ценности (блага) из числа представленных выше в классификационных  группах грузов и иные ценности, предусмотренные правилами страхования того или иного страховщика. 
Объектами страхования являются имущественные интересы страхователя (выгод оприобретателя), связанные с сохранением, восстановлением того или иного предмета страхования при наступлении страхового случая и с потребностью в дополнительном источнике денежных средств для этих целей.

    В качестве субъектов страхования  грузов выступают страхователь, страховщик, выгодоприобретатель.

    Страхователь  — юридическое или дееспособное физическое лицо, являющееся отправителем (продавцом) или получателем (покупателем) груза, товара. В зависимости от схемы перевозки груза, момента перехода риска его гибели (уничтожения), повреждения или утраты от отправителя (продавца) к получателю (покупателю), согласованных между ними экономических взаимоотношений (расчетов) страховать перевозимый груз должен тот или другой из них. Если грузоотправитель и грузополучатель — одно и то же лицо, то вопрос страхования груза решается им. 
Страховщиком, как и при страховании транспортных средств, является страховая коммерческая организация — юридическое лицо, имеющее лицензию на страхование грузов, или Общество взаимного страхования. Например, Международная группа клубов (МГК) взаимного страхования, объединяющая 16 клубов, обеспечивает более 80% страхования мирового объема перевозок грузов морским транспортом.

    Выгодоприобретателем  может быть юридическое или физическое лицо, в пользу которого заключен договор страхования груза и которое вправе получить от страховщика страховое возмещение в пределах страховой суммы при страховом случае с грузом. Таким лицом является получатель, указанный в товарно-транспортных документах. Получателем может быть, как указано выше, и непосредственно сам покупатель товара (он же грузоотправитель) или уполномоченное им лицо. Например, коммерсант или его представитель (доверенное лицо) закупил в другом регионе продовольственные товары и отправил их морским транспортом, указав в товарно-транспортных документах в качестве получателя груза самого себя. 
Современное морское страхование включает не только страхование судов, ответственности судовладельцев, но и страхование грузов (товаров, перевозимых морскими судами). Особенности и условия морского страхования, регулирующие взаимоотношения сторон договора страхования, содержатся в Кодексе торгового мореплавания (КТМ)3, соответствующем международным правовым нормам в этой области.

    Страховая защита грузов, как и транспортных средств, осуществляется путем заключения договоров страхования. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 930 ГК РФ груз может быть застрахован в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого груза. При отсутствии такого интереса договор страхования груза является недействительным. 
Действующее страховое законодательство новой правовой нормой позволяет заключать договор страхования груза без указания имени или наименования выгодоприобретателя. Страхователю выдается в этом случае страховой полис «на предьявителя». При страховом случае с грузом предъявитель полиса вправе выставлять страховщику требование о выплате страхового возмещения (ч. 3 ст. 930 ГК РФ). Страховой полис «на предъявителя» позволяет значительно упростить решение вопроса переоформления договора страхования груза на нового его владельца при продаже, например, груза (товара) на той или иной стадии его перевозки.

    Согласно  ч. 2 ст. 940 ГК РФ договор страхования  груза может заключаться на основании устного или письменного заявления страхователя. В страховой практике договор страхования груза заключается обычно на основании письменного заявления страхователя о страховании груза. Страховые организации предлагают страхователям для заполнения типовые формы таких заявлений.

    В заявлении страхователем должны указываться, как правило, следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименование страхователя, адрес и телефон;
  • точное наименование груза (каждого из подлежащих перевозке предметов), род упаковки, число мест, вес;
  • номера перевозочных документов (транспортные накладные, квитанции или коносаменты);
  • вид транспортного средства: наименование, марка, тип, номер государственной регистрации (для водного судна — наименование, год постройки, тоннаж, принадлежность);
  • способ отправки груза (в трюме, на палубе, навалом, насыпью, наливом);
  • пункты отправления, назначения и перегрузки груза;
  • дата отправки груза и доставки в пункт назначения;
  • действительная стоимость груза;
  • страховая сумма;
  • вид страховой ответственности страховщика, выбираемый страхователем.

    Страховщик  в соответствии с ч. 1 ст. 945 ГК РФ вправе произвести осмотр подлежащего страхованию груза, а при необходимости — назначить экспертизу для оценки его действительной стоимости. По решению страховой организации при совместном осмотре страхуемого груза страховщик и страхователь составляют его опись. В описи указываются данные, характеризующие каждый вид груза: точное наименование, тип, марка, номер (государственной регистрации, заводской и/или инвентарный), количество, цена единицы и общая стоимость, год выпуска, номер техпаспорта — для технических средств, род и качество упаковки, вес, объем, страховая сумма и др4.

    Для оценки вероятности наступления  страхового случая с грузом и возможных убытков страховщику необходима и иная информация. В частности, многие виды грузов требуют особых условий перевозки для их сохранности в силу специфических свойств груза (овощи, фрукты, скоропортящиеся продукты питания, хрупкие, ломкие изделия, а также грузы, подверженные естественной убыли). Страхователь обязан сообщить страховщику все известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения степени риска гибели (уничтожения) или повреждения, утраты груза (ч. 1 ст. 944 ГК РФ).

    Если  после заключения договора страхования  груза будет установлено, что страхователем даны страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, определяющих вероятность наступления страхового случая с грузом и возможные убытки, то страховщик вправе потребовать признания договора страхования недействительным и применения последствий, предусмотренных ч. 2 ст. 179 ГК РФ (ч. 3 ст. 944 ГК РФ). 
Для оценки рисков при перевозке некоторых грузов страховщик может привлекать специалистов-консультантов, экспертов по соответствующим грузам.

    Страховщик  при заключении договора страхования груза должен располагать объективной и достаточной информацией о страхователе груза и в соответствии с нормой абзаца 2 ч. 1 ст. 944 ГК РФ вправе ее запросить у него, если необходимые сведения не отражаются в стандартной форме договора (письменной форме заявления страхователя на страхование груза). В частности, может быть запрошена следующая информация: фамилии и инициалы руководителя и главного бухгалтера, ответственного за страхование лица организации — страхователя, их телефоны; год (срок) создания; предмет деятельности; средний годовой оборот в динамике и рентабельность; опыт страхования грузов (с указанием видов грузов и страховщиков): количество страховых случаев с соответствующими грузами по ранее действовавшим договорам страхования; страховые суммы, фактические убытки и полученные суммы страхового возмещения 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Таким образом, в результате проведенного исследования, можно сделать следующие  выводы.

    объектами транспортного страхования выступают:

    - каско, (страхование корпусов судов и других транспортных средств);

    - карго, (страхование грузов);

    Субъектами  страхования транспортных средств  являются страхователь, страховщик и  выгодоприобретатель. Страхователь — юридическое или дееспособное физическое лицо, которое владеет транспортным средством на правах собственности, по договору аренды, финансового лизинга, имущественного найма, по соглашению о совместной деятельности или эксплуатирует его по доверенности. Предметом страхования всегда является конкретное транспортное средство.

    Страхование грузов относится к отрасли «страхование имущества», и поэтому правовые нормы  страхового законодательства, определяющие права, обязанности и ответственность  субъектов страхования имущества, транспортных средств, распространяются и на страхование грузов

    Страхование  грузов  часто называется карго, а страхование средств транспорта — каско. Страхование грузов — один из наиболее  распространенных  видов  страховых операций. Страхователями могут  выступать  любые  юридические  и  физические лица, являющиеся грузоотправителями  или  грузополучателями.  Кто  конкретно 
заключает договор страхования грузов, покупатель или  продавец,  зависит  от условий поставки продукции, обусловленных ими  юридических  и  экономических взаимоотношений сторон.
 

   
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть  третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008)
  2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 22.11.2010)
  3. Волгин В.В. Логистика приемки и отгрузки товаров. Практическое пособие – М.: Издательский дом "Дашков и К", 2009
  4. Гаджинский А.М. Логистика. 17-е изд., перераб., и доп  – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2009
  5. Курганов А.В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товара – М.: Книжный мир, 2009

Информация о работе Траспортное страхование в РФ