Виды социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть виды социального обеспечения.
Задачи исследования:
Определить понятие социального обслуживания;
Выявить цели, задачи и функции социального обеспечения;
Выделить виды социального обеспечения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социальное обеспечение: понятие, цели и задач 5
1.1. Понятие социального обеспечения 5
1.2. Цели, задачи и функции социального обеспечения 14
Глава 2. Виды социального обеспечения 18
2.1 Трудовые пенсии: понятие и виды 18
2.2. Пособия 20
2.3 Компенсационные выплаты и льготы 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

виды социального обеспечения.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

В силу указанной  специфики и особой значимости страховых  взносов (платежей) не только как своеобразного  средства самообеспечения, но одновременно и как важнейшего способа снижения финансовых затрат бюджета на цели социального обеспечения они формально обособляются от иных финансовых поступлений и консолидируются в специально создаваемых государством структурах – страховых фондах.

Формальное  обособление и особая значимость страхования свидетельствуют о  специальном статусе соответствующих средств, составляющих финансовую основу социального обеспечения, что в свою очередь требует понятийной характеристики их природы.

В специальной  литературе и, прежде всего, в учебной  такой характеристики не дается, а  в понятии «социальное обеспечение» лишь подчеркивается, что оно осуществляется за счет средств государственной казны и специальных страховых фондов. Подобная и аналогичная ей констатация верна, но она не отражает сущности страховых взносов и платежей как общественного (социального) явления и одновременно, будучи одним из принципиальных элементов отправной, наиболее значимой понятийной категории теории права социального обеспечения, не вскрывает их юридической природы и целевой направленности – это лишь констатация факта и не более того.4

На наш взгляд, наиболее точным отражением и проявлением  социальной сущности страховых взносов  и платежей является их номинация  в качестве обобществленных средств. Данный вывод объясняется следующим. Страховые взносы – сугубо индивидуализированные  платежи, поскольку они исчисляются в определенном проценте от начисленной заработной платы каждого работника; их размер, стало быть, напрямую связан с размером вознаграждения за труд персонально определенного работника (для индивидуальных предпринимателей и других лиц, добровольно вступивших в отношения по социальному страхованию, предусмотрен иной способ персонифицированного учета этих средств). Однако, несмотря на такую индивидуализацию, в дальнейшем происходит их метаморфоза. Эти средства передаются не непосредственно застрахованным лицам, а вносятся на счета государственных внебюджетных фондов, на которых они обезличиваются, превращаясь в общую массу денежных средств, образующих консолидированные бюджеты последних.

Не меняет сути факта обезличивания и то обстоятельство, что страховые взносы на пенсионное обеспечение учитываются на индивидуальных (персонифицированных) счетах каждого из числа застрахованных лиц, так как на этих счетах денежные средства, в отличие от кредитных учреждений, не хранятся; на них отражаются лишь факт уплаты суммы страховых взносов и даты их внесения. 

В свою очередь, фонды распределяют указанные денежные средства при наступлении страховых  случаев на нужды любого лица из числа застрахованных с учетом, но далеко не пропорционально сумме внесенных взносов, а в соответствии с продолжительностью страхового стажа, индивидуальных особенностей организма человека, его семейного положения и других юридически значимых обстоятельств.

В результате такого обобществления и последующего перераспределения страховые взносы утрачивают статус индивидуальной собственности и трансформируются в собственность, используя гражданско-правовую терминологию, совместно-долевую, т.е. превращаются в собственность любого и каждого застрахованного лица. Считать, поэтому, данные средства достоянием всего общества и подлежащими распределению всем его членам – значит входить в противоречие с основной идеей социального страхования и более чем векового ее существования в праве России.

Таким образом, средства, направляемые на цели социального обеспечения из государственного бюджета, – это достояние всего общества (общественные), а страховые взносы – это лишь обобществленные платежи, вносимые для оказания помощи и содержания исключительно застрахованных субъектов, т.е. части социума, образующего народонаселение нашей страны.

Не менее, а, пожалуй, даже более важным и в  первую очередь для того, кто нуждается  в материальной поддержке государства  за счет общественных и (или) обобществленных  средств, является выяснение сущности второй составляющей понятийной категории «социальное обеспечение». Тот, кто рассчитывает на нормальное, естественное жизнесуществование после «выхода» на пенсию, кто утратил источник средств к существованию в результате негативных последствий от стихийных бедствий и техногенных, в том числе радиационных катастроф, лишился работы и заработка в связи с финансово-экономическим кризисом, кто недополучил части оплаты за труд в связи с отчислением страховых взносов и т.д., вправе претендовать на адекватную, а в ряде ситуаций – на эквивалентную негативным последствиям отдачу от общества в лице государственных структур. Поэтому термин «обеспечение» в сознании большинства людей ассоциируется с таким понятием, как содержание за счет общественных или обобществленных средств. В свою очередь, такое понимание практически полностью соответствует этимологии этого слова; обеспечить – значит представить субъекту все необходимое и достаточное для существования.

Однако история  становления и развития права  социального обеспечения является достаточно наглядным свидетельством того, что общесмысловое (семантическое) понимание термина «обеспечение» и его сугубо юридическая трактовка существенно разнятся5. Государство в своей социально-обеспечительной политике никогда не ставило цели предоставления нуждающимся лицам (за незначительными исключениями) всех необходимых и достаточных средств для удовлетворения потребностей даже по той причине, что потребности каждого члена общества сугубо индивидуальны и удовлетворить их посредством права как единого масштаба мер объективно невозможно. Невозможно это также и потому, что бюджет ни одного государства в мире, в том числе и российский, объективно не в состоянии «потянуть», выдержать такую нагрузку.

1.2. Цели, задачи и функции социального  обеспечения

Ни цели, ни задачи, ни функции права социального  обеспечения формально в действующем  законодательстве не номинируются, но они достаточно четко проявляются  при анализе содержания этого  законодательства. И ранее действующее, и современное право социального обеспечения преследовало и преследует в наше время две главные цели (к примеру, М.О. Буянова выделяет ближайшие, промежуточные, конечные цели социального обеспечения и его основную цель – выравнивание положения граждан особой категории):

а) оказание помощи нуждающимся лицам;

б) проведение мероприятий  по их содержанию, включая предоставление для этого денежных средств.

Соответственно этим двум целям социально-обеспечительные  предоставления также делятся на социально-обеспечительную помощь и социально-обеспечительное содержание, причем предпочтение законодателем отдается помощи, которая занимает в общей системе доминирующее положение. Об этом свидетельствует более широкий круг лиц, имеющих право на ее получение, большее число оснований, порождающих это право, возможности помощи более оперативно реагировать на ситуации, порождающие состояния нуждаемости, больший видовой ее состав и даже то, что во многих жизненных ситуациях размер оказываемой помощи превышает уровень, в частности, денежного содержания, каковым является пенсионное обеспечение (размер пособий по временной нетрудоспособности для многих работников и служащих составляет 100% их денежного довольствия (заработка), тогда как ни один из видов пенсионирования такого уровня не достигает). Сказанное дает основание сделать предположение о том, что по своей сути право социального обеспечения РФ является правом социального вспомоществования и по этой причине нуждается в переименовании.

Возможно, что именно по этой причине термин «обеспечение» исчезает не только из политического, но и специально-правового обихода. Итак, термин «обеспечение» означает, по нашему мнению, предоставление алиментарной помощи или содержания нуждающемуся субъекту за счет общественных или обобществленных средств. К категории помощи относятся такие виды предоставлений, как разнообразные пособия, компенсации, льготы, обеспечение предметами первой необходимости, ряд медицинских и социальных услуг, а содержание ограничивается пенсионным обеспечением (при этом следует иметь в виду, что так называемые социальные пенсии лишь по форме являются социально-обеспечительным содержанием, а по своей сути они представляют собой одну из разновидностей пособий, т.е. относятся к категории социально-обеспечительной помощи), стационарными социальными услугами, включая содержание детей, лишенных родительской опеки, в детских дошкольных учреждениях.6

И последний  признак, который следует с необходимостью включать в понятийную характеристику категории «социальное обеспечение», – это указание на ее исключительно юридическую природу. Вне правовой среды, вне правового пространства социального обеспечения не существует. Социальное обеспечение всегда нормируется и, так сказать, дозируется, т.е. оно предоставляется исключительно в размерах и объемах, закрепленных действующим законодательством, кроме того, законодательно определяются основания права на определенный его вид, условия, а также порядок (процедура) установления факта на правопритязание и реализацию этого права.

Субъекты обязанные (государственные структуры) и управомоченные (нуждающиеся) приобретают такой  статус только в том случае, если этот статус будет формально соответствовать  названным выше требованиям, поэтому  выйти за рамки этих требований они не вправе: нельзя требовать пенсии по возрасту, если гражданин не достиг установленного в законе возраста,  создания инфраструктуры для лица с ограниченными физиологическими возможностями до момента формального его признания бюро медико-социальной экспертизы инвалидом, выплаты пособия на ребенка в размере, превышающим установленную планку и т.д.

Поэтому существующее в специальной литературе мнение о том, что в предмет права  социального обеспечения должны включаться и добровольно возмездные отношения, противоречит сущности этого правового феномена.

На основании  изложенного мы предлагаем следующее, возможно, что еще пока соответствующее  сложившимся традициям в сознании людей и правоведении понятие  социального обеспечения в Российской Федерации – это система (совокупность) мер и мероприятий, осуществляемых государством за счет общественных и (или) обобществленных средств алиментарного характера, предназначенных для оказания помощи и содержания нуждающихся граждан на основаниях, условиях, в размерах и порядке, закрепленных действующим законодательством.

 

Глава 2. Виды социального  обеспечения

2.1 Трудовые пенсии: понятие и  виды

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на получение пенсии определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом.

Право на трудовую пенсию имеют:

– граждане РФ, застрахованные в соответствии с  Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;

– нетрудоспособные члены семей застрахованных граждан  РФ имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, если они состояли на его иждивении. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке;

– иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В РФ устанавливаются  следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия  по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия  по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой  части;

3) накопительной  части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

1) базовой части;

2) страховой  части.

Гражданам, не имеющим  по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.

Гражданам, имеющим  право на одновременное получение  трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Обращение за назначением  трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое  время после возникновения права  на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии)без ограничения каким-либо сроком.7

Удержания из трудовой пенсии производятся на основании:

1) исполнительных  документов;

2) решений органов,  осуществляющих пенсионное обеспечение,  о взыскании сумм трудовых  пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением п. 4 ст. 23 настоящего Федерального закона;

3) решений судов  о взыскании сумм трудовых  пенсий вследствие злоупотреблений  со стороны пенсионера, установленных  в судебном порядке. Удержания  производятся в размере, исчисляемом  из размера установленной трудовой  пенсии.

Удержано может быть не более 50 %, а в установленных законодательством РФ случаях не более 70 % трудовой пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 % трудовой пенсии.

В случае прекращения выплаты трудовой пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам указанной пенсии, удерживаемым на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Информация о работе Виды социального обеспечения