Виды социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть виды социального обеспечения.
Задачи исследования:
Определить понятие социального обслуживания;
Выявить цели, задачи и функции социального обеспечения;
Выделить виды социального обеспечения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Социальное обеспечение: понятие, цели и задач 5
1.1. Понятие социального обеспечения 5
1.2. Цели, задачи и функции социального обеспечения 14
Глава 2. Виды социального обеспечения 18
2.1 Трудовые пенсии: понятие и виды 18
2.2. Пособия 20
2.3 Компенсационные выплаты и льготы 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

виды социального обеспечения.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

В случае, если лицу установлены не все части  трудовой пенсии, то удержания из трудовой пенсии производятся из установленных  частей этой пенсии.

2.2. Пособия

В ст. 39 Конституции  социальные пособия рассматриваются  как составная часть системы  социального обеспечения нетрудоспособных граждан.

Правовые нормы, регулирующие обеспечение пособиями, представляют самостоятельный институт права социального обеспечения  с присущими только им правовыми  признаками и особенностями, которые  позволяют отграничить их от других видов социального обеспечения.

Пособия — это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально значимыми независимо от наличия каких-либо иных источников дохода.8

В отличие от пенсий, выступающих в качестве постоянного  и основного источника средств  к существованию, пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (заработку или пенсии).

В середине 1990-х  гг. был принят ряд нормативных  актов, предусматривающих предоставление различным категориям граждан компенсационных  выплат, которые по своей природе и сущности очень близки к тем или иным видам социальных пособий.

Ранее существовавшая система государственных пособий  претерпела существенные изменения, обусловленные  как трансформацией социально-экономических  основ общества, изменением пенсионного законодательства, так и несовершенством ранее действующей системы государственных пособий. Так, появление безработицы как массового явления потребовало разработки и принятия специальных мер по социальной поддержке этой категории граждан, в том числе введения пособия по безработице.

Существующая  в настоящее время система  социальных пособий достаточно многообразна и охватывает практически все  социально значимые случаи нуждаемости  граждан в материальной помощи. За последние годы в законодательстве устранена дифференциация в основаниях и размерах обеспечения пособиями по классовому признаку (рабочих, служащих, колхозников). Однако право на получение некоторых видов пособий законодатель связывает с участием лица в трудовой деятельности.

Расширение  оснований (социальных рисков) предоставления пособий является достаточно эффективным способом в реализации механизма социальной защиты наиболее нуждающихся социальных групп населения. Рациональное сочетание тех или иных видов пособий позволяет оказывать своевременную помощь и поддерживать необходимый уровень материального обеспечения нетрудоспособных граждан.9

Пособия имеют  существенные отличия. Их можно классифицировать по различным критериям. Так, действующим  законодательством предусмотрены  следующие виды пособий, отличающиеся по различным основаниям.

  1. Классификация пособий по целевому назначению:
  2. по временной нетрудоспособности;

по беременности и родам;

женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности;

при рождении ребенка;

лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

на детей;

на погребение;

по безработице; и др.

Пособия по целевому назначению представляют собой денежные выплаты, компенсирующие заработок  полностью или частично, и предоставляются государством как дополнительная материальная помощь.

2. Классификация  по продолжительности выплаты   пособия; 

единовременные (например, пособие на погребение, при  рождении ребенка и др.);

ежемесячные (например, пособие по безработице, на детей  и др.);

периодические (например, пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.).

3. Классификация  по родам социального обеспечения,  к которым относятся те или  иные пособия: 

по обязательному  социальному страхованию;

по государственной  социальной помощи.

4. Классификация  по источнику выплаты пособия:

из социальных внебюджетных фондов;

федерального  бюджета; и др.

    1. Компенсационные выплаты и льготы

Компенсационные выплаты и льготы предоставляются  гражданам. Которые признаны по заключению экспертной комиссии нуждающимися в соответствующих видах помощи, оплата которых является составной частью социального обеспечения лиц, пострадавших вследствие несчастного случая на производстве или профессиональных заболеваний.

Так, это может  быть оплата дополнительных расходов, которые необходимы для следующих видов помощи:

1)      лечение застрахованного лица, осуществленное на территории РФ непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;

2)      приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;

3)      посторонний уход за застрахованным лицом, в том числе осуществляемый членами его семьи;

4)      проезд застрахованного лица, а в необходимых случаях и проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации и т.п.

5)      медицинская реабилитация в организациях, оказывающих санитарно-курортные услуги, в том числе по путевке. Включая оплату лечения, проживания и питания страхованного лица. А в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно;

6)      изготовление и ремонт протезов. Протезно-ортопедических изделий и ортезов;

7)      обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт;

8)      обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствие противопоказаний к вождению, их текущей и капитальный ремонт и оплата расходов на горюче-смазочные материалы;

9)      профессиональное обучение (переобучение).

Оплата дополнительных расходов, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного лица непосредственно после произошедшего  тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учрждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованное лицо нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи. Обеспечение  или ухода. Если застрахованный гражданин одновременно имеет право на бесплатное или льготное получение одних и тех же видов помощи,  обеспечения или ухода в соответствии с различными нормативно-правовыми актами РФ, то ему предоставляется право выбора соответствующего вида помощи, обеспечения или ухода по одному из оснований10

Закон № 122 –  ФЗ внес изменения в 154 федеральных  законах. В том числе в ряд  основных  социальных законов. Целью данных изменений было преобразование действующей системы льгот, установленных для различных категорий граждан. С 1 января 2005 г. основные положения Закона вступили в силу (ФЗ от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившим силу некоторых законодательных актов РФ … Закон получил  второе название – «Закон о монетизации льгот», поскольку в результате внесенных изменений с 2005 г. льготы принимаются как меры социальной поддержки, а большинство льгот занимаются ежемесячными денежными выплатами.

Кроме того, в  рамках Закона № 122-ФЗ предусмотрено  перераспределение финансирования мер социальной поддержки между РФ и её субъектами. Так, для ряда льгот категорий граждан меры социальной поддержки установлены на федеральном уровне (так называемые федеральные льготники), для иных категорий меры такой поддержки устанавливается субъектами РФ (региональные льготники).

Какие меры социальной поддержки установлены для федеральных  и региональных льготников с 2005 г.

Федеральные льготники  имеют право на следующие меры социальной поддержки:

- в натуральном  виде (оплата жилищно-коммунальных услуг, обеспечение бесплатной протезно-ортопедической помощи и техническими средствами реабилитации);- в виде ежемесячной денежной выплаты, размер которой зависит от категории льготника;

- в виде набора  социальных услуг. Который включает: дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставлении при наличии показаний путевки на санитарно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на международном транспорте к месту лечения и обратно.

Сведение о  федеральных льготниках заносятся  в Федеральный регистр Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты, набора социальных услуг, а также социальной поддержки. Предоставляемых в натуральном виде, устанавливается на федеральном уровне. В 2005г. ежемесячная денежная выплата производилась за вычетом стоимости набора социальных услуг, а с 2006г. от набора социальных услуг можно отказаться как полностью, так и  частично. В этом случае денежная (ежемесячная) выплата увеличивается на стоимость набора социальный услуг или социальной услуги.

Для региональных льготников меры социальной поддержки  устанавливают субъекты РФ исходя из возможностей своих бюджетов.

Кто относится  к федеральным льготникам, а кто  к региональным?

К федеральным  льготникам, имеющим право на получение  ежемесячной денежной выплаты и  набора социальных услуг, относятся:

- инвалиды ВОВ  и приравненные к ним лица (инвалиды  войны);

- участники ВОВ;

- ветераны боевых  действий;

- военнослужащие. Проходившие военную службу в  воинских частях, учреждениях, военно-учебных  заведениях, не входивших в состав  действующей армии;

- жители блокадного  Ленинграда;

- граждане, работавшие  в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах;

- члены семей  погибших (умерших) инвалидов. Участников  ВОВ и ветеранов боевых действий;

- инвалиды с  1, П, Ш степенью ограничения  способности к трудовой деятельности, без степени ограничения указанной способности. Дети-инвалиды;

- несовершеннолетние  узники концлагерей;

- граждане, подвергшиеся  воздействию радиации.

К региональным льготникам относятся:

- ветераны труда;

- труженики  труда;

- жертвы политических репрессий.

Следует отметить, что для некоторых категорий  граждан на федеральном уровне установлены  иные меры социальной поддержки. Например, для граждан, награжденных нагрудным  знаком «Почетный донор СССР»  или «Почетный донор России», предусмотрена ежегодная денежная выплата в размере : тыс.руб., а набор социальных услуг не предоставляется. Для Героев Советского Союза и РФ, конных кавалеров ордена Славы. Героев Социалистического труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы предоставленные ранее льготы оставлены без изменения.

 

Заключение

Под социальным обеспечением принято понимать совокупность социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матерях и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности <8>, или один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов при наступлении социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством для поддержания их полноценного социального статуса.

Как видим, традиционные представления о социальном обеспечении  основаны на признании внутригосударственного характера соответствующей организационно-финансовой системы. Такой подход не вызывает ни малейших возражений, поскольку в нем фиксируется общее правило формирования системы социального обеспечения, в рамках которой государство, действуя от имени общества в интересах каждого его члена, стремится создать механизм защиты от социальных рисков, свойственных конкретному этапу его развития. Чаще всего социальные риски связаны с материальной необеспеченностью вследствие невозможности самостоятельного получения дохода, которая может быть обусловлена различными причинами: биологическими (болезнь, инвалидность, беременность), экономическими (безработица, инфляция), демографическими (наличие в семье детей или пожилых, миграция).

Информация о работе Виды социального обеспечения