Африканская система защиты прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 03:59, контрольная работа

Описание работы

До Первой мировой войны в двусторонние и многосторонние международные договоры включались лишь отдельные вопросы прав человека (главным образом - прав религиозных меньшинств). Ряд договоров, посвященных отдельным вопросам прав человека, был принят при участии Лиги Наций (годы существования 1919-1946) -Договоры о меньшинствах, а также действующие до сих пор Конвенция о рабстве (1926 год принятия) и ряд конвенций Международной организации труда, основанной при Лиге.

Работа содержит 1 файл

Африканская система защиты прав человека (2).docx

— 32.55 Кб (Скачать)

Африканская система защиты прав человека

 

Международное право в области прав человека (перевод англоязычного термина «International Law of Human Rights”) - совокупность принципов и норм, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов, и представляющих собой международные стандарты в области прав человека для национального права.

До Первой мировой войны в двусторонние и многосторонние международные договоры включались лишь отдельные вопросы прав человека (главным образом - прав религиозных меньшинств). Ряд договоров, посвященных отдельным вопросам прав человека, был принят при участии Лиги Наций (годы существования 1919-1946)  -Договоры о меньшинствах, а также действующие до сих пор Конвенция о рабстве (1926 год принятия)  и ряд конвенций Международной организации труда, основанной при Лиге.

И только после Второй мировой войны появились международные акты, которые утвердили права человека в качестве одной из главных ценностей современного мира.

К важнейшим таким документам относятся:

- Устав ООН;

- Всеобщая декларация прав человека 1948 года (резолюция ГА ООН);

- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года;

- Международный пакт об экономических, социальных  культурных правах (оба пакта были приняты одновременно резолюцией  ГА ООН);

- Европейская конвенция о правах человека и основных свободах 1950 года;

- Заключительный акт СБСЕ 1975 года и др.

После принятия ГА ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека в рамках ООН начался процесс разработки обязательного международно-правового акта по правам человека, который завершился в 1966 г. принятием двух пактов — Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В 1950 г. в рамках Совета Европы была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, на основе которой стали функционировать Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека [1]. За этот период народы Африки и их лидеры полностью были сконцентрированы на проблемах освобождения континента от колониализма. Политические и гуманитарные вопросы, имеющие общеафриканское значение, обсуждались на многочисленных конференциях, семинарах и коллоквиумах, проведенных прежде всего по инициативе африканских стран и их политических лидеров. Однако следует отметить, что политические аспекты общеафриканского значения рассматривались в основном вне контекста гуманитарных вопросов, включая права человека в Африке. Отсутствие принципа защиты прав человека, а также конкретных положений о правах человека в Уставе Организации Африканского Единства (ОАЕ), который был принят 25 мая 1963 г., объясняется прежде всего тем, что политические лидеры африканских стран и народов рассматривали права человека в качестве одного из средств идеологического арсенала западных колониальных стран, поработивших Африку, следовательно, любое упоминание о правах человека в Уставе ОАЕ рассматривалось как угроза политическому единству Африки. Еще в конце 50-х - 60-х гг. прошлого века вопрос о том, какой тип правления будет установлен в государствах Африки и каким образом будет обеспечиваться в этих государствах защита прав человека, не рассматривался. В 1950-х гг. начался лавинообразный рост числа беженцев, спасающихся от войн и внутренних конфликтов в Африке, который привел к принятию регионального международного договора, касающегося беженцев. ОАЕ приняла решение о том, что необходимо заключение регионального договора в отношении беженцев, с тем, чтобы учесть особые условия их положения в Африке. Так, в дополнение к имеющимся универсальным международным документам (Конвенция 1951 г. о статусе беженцев и Протокол о статусе беженцев 1967 г.) была принята Конвенция ОАЕ о регулировании специфических аспектов проблем беженцев в Африке. Данная Конвенция расширила определение термина «беженец», включив в него тех лиц, которые вынуждены были покинуть свою страну не только вследствие преследования, но также «в силу внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок либо в одной из частей, либо во всей стране их происхождения, или гражданской принадлежности».

Другим вопросом, связанным с правами человека, который стоял на повестке дня ОАЕ с момента ее основания и еще на последующие годы, был вопрос о том, какую позицию следует занимать в отношении режима апартеида, существовавшего в ЮАР. Большая часть резолюций, принятых органами ОАЕ в 70–80-е гг. прошлого века, касалась вопросов апартеида. В резолюциях, посвященных ситуации в ЮАР, отмечалось, что апартеид является «несовместимым с политическими и моральными обязательствами, взятыми на себя этой страной в качестве члена Организации Объединенных Наций», а также представляет собой «серьезную угрозу делу стабильности и мира как в самой Африке, так и во всем мире» В этом контексте важно отметить вклад африканских государств в принятие на универсальном уровне двух конвенций о борьбе с апартеидом: Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. и Международной конвенции против апартеида в спорте 1985 г. Апартеид стал квалифицироваться как международное преступление [4].

В таком формате ОАЕ как всеафриканская региональная межправительственная организация занималась существующими проблемами прав человека.

Краеугольным камнем африканской региональной системы защиты прав человека стала Африканская хартия прав человека и народов была принята 28 июня 1981 г. в Кении. Она вступила в силу 29 октября 1981 г. после истечения трех месяцев со дня ратификации абсолютно большего числа государств — членов ОАЕ. Сегодня ее участниками являются 53 государства — члена Африканского союза. Отцом-основателем Хартии считается г-н Кеба Мбей (Kéba Mbaye, 1924–2007), который в свое время был Вице-председателем Международного Суда ООН и председателем Верховного суда Сенегала, членом Международного Олимпийского Комитета [5].

Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. отражает политическую реальность континента, а также исторические традиции африканских народов и ценности африканской цивилизации, что предопределяет ее особенности, к которым относятся: признание, наряду с правами человека, прав народов («третье поколение» прав человека); признание неделимости политических, гражданских, экономических, социальных и культурных прав человека; нормативное закрепление права на развитие в качестве права человека; провозглашение ряда основополагающих обязанностей, налагаемых на человека в его отношениях с семьей, общиной, обществом, государством, а также другими законно признанными образованиями и международным сообществом; ярко выраженный коллективистский (семья, община, народ) подход к правам человека; проведение различия между сообщениями о единичных нарушениях прав индивидов и теми, которые «свидетельствуют о существовании многочисленных случаев массовых и грубых нарушений прав человека и прав народов» и др. Африканская хартия закрепляет права народов не только как права человека, но и как гарантию их реализации.

Африканская система защиты прав человека состоит из следующих элементов: 
           – Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. и два протокола к ней: Протокол об Африканском суде о правах человека и народов 1998 г. и Протокол Мапуту (Мозамбик) о правах женщин в Африке 2003 г. (согласно положениям протокола, женщинам предоставляются широкие права, среди которых устранение вредных обычаев, влияющих на положение женщины, обладание равными с мужчинами правами в супружеской жизни,обеспечение участия в общественной и государственной жизни, обеспечение защиты в случае возникновения вооруженных конфликтов, право на образование и профобучение, экономические права и права в области социального обеспечения, право на защиту и охрану здоровья, и др.);

– другие региональные международные договоры о правах человека, такие как: Конвенция ОАЕ о регулировании специфических аспектов проблем беженцев в Африке 1969 г.; Африканская культурная хартия 1976 г. и Хартия африканского культурного возрождения 2006 г; Африканская хартия прав и основ благосостояния ребенка 1990 г.; Африканская хартия молодежи 2006 г.; Кампальская конвенция о защите внутренне перемещенных лиц в Африке и оказании им помощи 2009 г. и др.;

Международные органы, созданные на основании региональных международных договоров о правах человека: Африканская комиссия по правам человека и народов, Африканский суд по правам человека и народов и Африканский комитет экспертов по правам и основам благосостояния ребенка призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов в сфере защиты прав человека на африканском континенте.

Африканская комиссия по правам человека и народов была создана содействовать и обеспечивать данные права, а также толковать все положения Хартии и выполнять любые другие задания Ассамблеи глав государств и правительств. Основные ее функции:

1) собирать документы, предпринимать изучение и исследование африканских проблем в области прав человека и народов, организовывать семинары, симпозиумы, конференции, распространять информацию, поддерживать национальные и локальные институты, имеющие отношение к правам человека и народов, и в случае надобности высказывать свою точку зрения и делать рекомендации правительствам;

2) формулировать и устанавливать принципы и нормы, имеющие целью решение правовых проблем, относящихся к правам человека и народов и основным свободам, на базе которых африканские правительства могут развивать свое законодательство;

3) сотрудничать с другими африканскими и международными институтами, связанными с содействием и защитой прав человека и народов.

В состав комиссии входит 11 человек, это "африканцы с безупречной репутацией, известных своими высокими моральными качествами, честностью и беспристрастностью, компетентностью в области прав человека и народов"

Процедура работы Комиссии регулируется двумя основными документами: самой Хартией и специальными Правилами процедуры Африканской комиссии по правам человека и народов.

 

В практике Африканской комиссии можно выделить несколько знаковых дел для международного права защиты прав человека: единственное в международной практике функционирования региональных систем защиты прав человека дело, связанное с защитой коллективных прав на развитие;  иск бывшего Президента Гамбии, который был отстранен от власти в результате военного переворота, к военному правительству Гамбии;  дело о привлечении к ответственности Нигерии за деятельность ТНК «Шелл» в дельте реки Нигер при добыче нефти, которая привела к экологической катастрофе.  Рассмотрение межгосударственных споров в рамках региональных систем по защите прав человека – явление крайне редкое. Так, Африканской комиссией был рассмотрен пока единственный межгосударственный спор (дело «ДРК против Бурунди, Руанды и Уганды», 2004 г.).  В своем решении Комиссия по данному делу поддержала истца, который утверждал, что Бурунди, Руанда и Уганда, поддерживая деятельность повстанцев в конголезской провинции, совершили серьезные нарушения прав человека и прав народов.

Африканский суд по правам человека и народов, решение о создании которого было принято еще в 1997 году, располагается в Танзании, г. Аруша. Судьи первого состава были избраны в 2006 г. Первый свой приговор Африканский суд по правам человека и народов вынес 15 декабря 2009 года, отказав в рассмотрении по существу жалобы против Сенегала, так как тот, хотя и является участником протокола о создании суда, не делал декларации о допустимости индивидуальных жалоб.

За время, прошедшее с момента принятия Африканской хартии прав человека и народов, в Африке продолжали существовать такие острые социальные, политические и экономические явления, как крайняя нищета, пандемия СПИДа, геноцид в Руанде, кризис в Дарфуре, гражданские войны в Сомали, Сьерра-Леоне, Кот-д'Ивуаре и Либерии. Можно уверенно утверждать, что Африканская хартия помогла направить развитие Африки по верному руслу – в новую эру прав человека. Этот документ открыл возможность для миллиарда людей, проживающих в Африке, призвать государства к ответственности. плюсы и минусы в работе африканской системы защиты прав человека. В качестве минусов следует отметить следующие факты: слишком много времени проходит от подачи жалоб в Комиссию до их рассмотрения; Комиссия практически не использует свои полномочия по передаче дел в Африканский суд; Комиссия несвоевременно принимает и рассматривает доклады специальных докладчиков; Комиссия не имеет механизма по контролю за соблюдением ее рекомендаций; многие страны не выполняют обязательств по представлению докладов в соответствии с Хартией, тем самым лишая Комиссию возможности рассмотрения ситуаций о правах человека в африканских государствах; государствам часто не хватает политической воли для выполнения рекомендаций Комиссии; также плохо реализуются взаимодействия между Африканским союзом и Африканской комиссией.

Вместе с тем, нельзя не отметить положительные итоги деятельности африканской системы защиты прав человека. За 25 лет своего существования Африканская комиссия прочно утвердилась в качестве основного органа по правам человека на Африканском континенте, а Хартия стала неотъемлемой частью национального законодательства государств Африки. Благодаря деятельности Комиссии по рассмотрению жалоб и принятию тематических резолюций было уточнено содержание целого ряд прав, закрепленных в Хартии. Комиссия систематически настоятельно призывает государства принять мораторий на смертную казнь, поддерживая таким образом общемировую тенденцию к отмене смертной казни. Комиссия внесла большой вклад в утверждение прав коренных народов (консультативное заключение по Декларации ООН о правах коренных народов 2007 г.),  прав женщин (инициировала принятие Протокола Мапуту), права на доступ к информации (разработан проект Типового закона о доступе к информации в Африке). Определенный вклад в прогрессивное развитие международного права защиты прав человека внесет принятие в ближайшем будущем третьего Протокола по правам пожилых людей к Африканской хартии. Национальные суды различных стран Африки учитывают положения Хартии и правовые позиции Комиссии при толковании национального права. Яркими примерами этого являются Конституционный суд Бенина, который в ряде решений ссылался на Африканскую хартию, а в некоторых случаях прямо применял ее положения, и Верховный суд Лесото. Правовые позиции Комиссии также нашли отражение в решениях национальных судов неафриканских государств и решениях международных судов, среди которых особо можно отметить решение Трибунала САДК «Campbell v Zimbabwe» и решение Международного Суда ООН по делу «Амаду Садио Диалло» (Гвинейская Республика против Демократической Республики Конго, 2010).

Список литературы

 

  1.  Абашидзе А.Х., Алисиевич Е.С. Право Совета Европы. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: Учеб. пособие. — М.: Межд. отношен., 2007.
  2. Куркин Б.А. Международное право: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2008. – 192 с.
  3. Международное право. Особенная часть_отв. ред. Валеев, Курдюков_Учебник_2010 -624с
  4. Организация Объединенных Наций и защита прав человека / Отв. ред. А.Х. Абашидзе. - М.: РУДН, 2009.
  5. Сираба Диалло Основные факторы и обстоятельства, способствовавшие принятию африканской хартии прав человека и народов
  6. Чепурнова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 295 с.

Информация о работе Африканская система защиты прав человека