Устав ООН и защита прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:12, реферат

Описание работы

Цель данной работы изучить Устав ООН и определить место в нем защиты прав человека и для решения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю создания ООН
2. Исследовать Устав ООН
3. Определить международно-правовые нормы по защите прав человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ООН 5
ГЛАВА 2. УСТАВ ООН 13
ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

Межд_право.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

                                               ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Международная защита прав человека - это совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих в договорном порядке права и свободы человека, обязательства государств по практическому претворению в жизнь этих прав и свобод, а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств в этой отрасли права и непосредственной защиты попранных прав отдельного человека.

      Устав ООН явился первым в истории международных  отношениях договором, который закрепил обязанность государств соблюдать  и уважать основные права и  свободы человека. Никогда прежде в истории международных отношений не было международного договора, который бы фиксировал обязательства государств соблюдать и уважать основные права и свободы человека.

      С самого начала развития международного права, как теории, так и практики международных отношений, государства исходили из того, что права человека являются внутренним делом каждого государства-участника международных отношений. И это не случайно. Каким образом создаются нормы и принципы международного права? Нормы и принципы международного права создаются договорным или обычным путем.

      Договорной  путь - это путь заключения договоров, в результате которых государства берут на себя определенные обязательства. Подписывая и ратифицируя международный договор, а международный договор становится обязательным только после ратификации, государство принимает на себя обязательства соблюдать его правила, закреплённые данным международным договором. В истории международных отношений не было договоров, которые регулировали права и свободы человека до принятия Устава ООН и создания Организации Объединенных наций.

      Права человека как отрасль международного права представляют собой совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод.

      Всеобщее  уважение и соблюдение прав человека на сегодняшний день входит в число наиболее важных задач, необходимость решения которых стоит перед мировым сообществом. Вплоть до начала нынешнего века вопросы регулирования прав человека относились к внутренней компетенции государств. Положение принципиальным образом изменилось лишь после принятия Устава ООН, Пактов о правах человека и других соглашений в рассматриваемой области, ибо они не только налагают на государства-члены юридические обязательства в области прав человека, но и предусматривают создание целой системы международных механизмов контроль за соблюдением государствами своих обязательств. Данная система в настоящее время развивается на двух уровнях: универсальном и региональном.

      Цель  данной работы изучить Устав ООН  и определить место в нем защиты прав человека и для решения данной цели поставлены следующие задачи:

      1. Изучить историю создания ООН

      2. Исследовать Устав ООН

      3. Определить международно-правовые нормы по защите прав человека.

      Актуальность  темы обусловлена практикой грубых и массовых нарушений прав человека и неспособностью или нежеланием отдельных государств бороться с нарушением прав индивида. Это, в свою очередь, вызвало к жизни появление международных механизмов по контролю за соблюдением прав человека и их защите. Особенно актуален вопрос защиты прав граждан и лиц, находящихся под юрисдикцией государства в наше время, т.к. в последние десятилетия наблюдается значительное оживление миграционных процессов. Следствием этого становится рост обширного пространства для нарушения прав человека.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ООН

      Система Организации Объединенных Наций (далее  ООН) в ее современном виде складывалась на протяжении длительного времени, и правильное понимание причины  появления всех ее элементов.

      Система ООН зародилась более 100 лет назад  как механизм управления мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные межправительственные организации. Появление этих организаций было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальной независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

      Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий производства.

      Научно-технический  прогресс, в свою очередь, привел к  тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации.

      Вопрос  о возникновении первой международной  организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную  комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в 19 веке создавались так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный Иран, который просуществовал недолго, а также административные союзы.

      Именно  административные союзы оказались  наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций.

      По  образу и подобию административных союзов, главной задачей которых  было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные организации развивались в течение целого века.

      Начало  двадцатого столетия ознаменовало конец  спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.

      Идея  создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор. Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом  политического и международного сотрудничества.

      В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем  организации международного мира и  безопасности двигалась весьма медленно.

      Вторая  мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими  армиями, дала мощный толчок правительственной  и общественной инициативе по организации  мира и безопасности.

      На  правительственном уровне вопрос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.

      В научной литературе существуют разногласия  о том, кто из союзников и в  каком документе первым предложил  создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.

      Важным  этапом на пути создания ООН стала  конференция союзных держав в  Москве в 1943 году.

      В декларации от 30 октября 1943 года подписанной  представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость  учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации  для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые»1.

      Особенностями этой организации следует назвать  ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям.

      Дальнейший  ход  подготовки новой международной межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшим этапом в создания ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.

      Это решение реализовалось на конференции  в Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся  принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу.

      Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.

      Следует отметить, что первоначально представления  об объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. В то же  время советский проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны быть созданы специальные, особые организации».

      Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН как организацию  широкой компетенцией, содействующую  сотрудничеству государств в области  экономики, социального обеспечения, науки, культуры  и т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна совместить контроль за интеграцией государств-членов, как в политических, так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.

      Данное  предложение встретило отпор  ряда государств. Мотивация отказа от наделения ООН широкими функциями  в сфере экономики была различной  и наиболее полно выразилась в  позициях СССР и Великобритании.

      Советские  представители высказывали мнение, что регулирование экономических отношений является вопросом сугубо внутригосударственной компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании экономических отношений входят в противоречие с принципами уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

      Великобритания  выразила позицию тех государств, которые считали, что создание межправительственной организации в сфере экономики  несовместимо с принципами рыночного  либерализма. В первую очередь неприкосновенности частной собственности и ограничения вмешательства во внутренние экономические связи государств.

      В силу того, что структурные параметры  самой ООН для этих процессов  оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту систему вошли существующие  и вновь созданные специализированные межправительственные организации.

      Опыт  Лиги Наций в этом вопросе был  учтен в Уставе ООН, который в  ст.57 и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с ЭКОСОС ООН.

      Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с ООН носила  характер сотрудничества и координации действий.

      В 1946 году под эгиду ООН вошла  Международная организация труда (Женева 1919) -  МОТ, в 1947 году - старейшая  международная организация - Международный союз электросвязи (МСЭ, 1865, Женева), в 1948 году - Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в 1961 году - Всемирная метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).

Информация о работе Устав ООН и защита прав человека