Устав ООН и защита прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:12, реферат

Описание работы

Цель данной работы изучить Устав ООН и определить место в нем защиты прав человека и для решения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю создания ООН
2. Исследовать Устав ООН
3. Определить международно-правовые нормы по защите прав человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ООН 5
ГЛАВА 2. УСТАВ ООН 13
ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа содержит 1 файл

Межд_право.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

      В эти же годы образуются новые межправительственные структуры. В 1944 году началось создание финансово-экономической группы системы ООН. Начали действовать Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной  области, преодоление конкурентного обесценения валют, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), призванный оказать  помощь восстановлению и развитию государств-членов. Впоследствии МБРР послужил основой создания группы организаций, составивших Мировой банк (МБ). В МБ вошли три структуры, обладающие идентичными механизмами и сходными функциями: сам ММРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью оказание помощи в финансировании частных предприятий, Международная ассоциация развития (МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в ООН.

      В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации - Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), и Международная организация по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое существование в 1952 году). В этом же году были установлены контакты ООН с Организацией Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО, Рим. 1945). В 1947 году статус специализированного учреждения получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО, Монреаль, 1944). В последующие годы в процессе создания специализированных учреждений шел не столь интенсивно, в 1958 году появилась Международная морская организация (ИМО, Лондон), в 1967 году - всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева), в 19777 году - Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД). Самое «молодое»  специализированное учреждение  ООН - Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная в 1967 году как вспомогательный орган ООН. В рамках ЮНИДО еще в 1975 году было принято решение об ее преобразовании в специализированное учреждение ООН, проделана большая работа по выработке учредительного документа - Устава, и после его ратификации 80 государствами-членами ЮНИДО в 1985 году получила этот статус.

      В системе ООН известным своеобразием отличается положение двух международных организаций - МАГАТЭ и ГААТТ. Международное Агентство по атомной энергии (Вена, 1956) действует под эгидой ООН, так как связано с последней не через ЭКОСОС, а через Генеральную Ассамблею. Сложнее связь ООН у Генерального соглашения по тарифам и торговле, которое формально не является специализированным учреждением, но связано с системой ООН через соглашения с Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966) и группой МБ. Развитие ГАТТ предполагает создание новой международной организации в области торговли.

      В ходе функционирования системы ООН, включавшей уже названные элементы ООН, специализированные учреждения, МАГАТЭ и ГАТТ, появляется необходимость  в создании межправительственных институтов особого рода. Создание их было вызвано меняющимися потребностями международного экономического и социального сотрудничества, имеющего тенденцию к углублению и расширению. Кроме того, во второй половине двадцатого столетия на межгосударственное сотрудничество мощное влияние оказали, во-первых, национально-освободительное движение колониальных народов, во-вторых, появление проблем, отнесенных к разряду глобальных, - предотвращение ядерной войны, демографическая, продовольственная, энергетическая, экологическая проблемы.

      Необходимость решения этих проблем вызвала характерные структурные изменения в системе ООН. Прежде всего, это выразилось в том, что в рамках самой ООН появились вспомогательные органы со структурой и функциями межправительственных организаций, обладающие самостоятельными источниками финансирования. К вспомогательным органам ООН, созданным по резолюции Генеральной Ассамблеи, относятся: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ, 1946), созданный в целях оказания помощи детям послевоенной Европы, а впоследствии колониальных и пост колониальных стран, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД, 1966), призванная содействовать торговле между странами находящихся на различном уровне экономического развития. Программа развития ООН (ПРООН, 1965) преследует цели оказания технической и прединвестиционной помощи развивающимся странам.

      Итак, к настоящему моменту сформировалась устойчивая система ООН, которая  включает в себя главные органы:

    • ·Генеральную Ассамблею ООН,
    • ·Совет безопасности ООН,
    • ·Экономический и Социальный Совет ООН,
    • ·Совет по Опеке ООН,
    • ·Международный Суд ООН, Секретариат ООН.

 

ГЛАВА 2. УСТАВ  ООН

      Основное  предназначение Организации состоит  в том, чтобы быть действенным  механизмом, который в состоянии  ответственно на правительственном  уровне обсуждать коренные проблемы мировой политики и содействовать их решению, быть местом совместного поиска баланса разных противоречивых, но реальных интересов мирового сообщества государств.

      Проблема, роли ООН и её Устава перестаёт  быть предметов только теоретических  исследований учёных, а становится, по существу, центральной проблемой мировой политики и важной интегральной частью формирования нового миропорядка.

      Значение  Устава ООН состоит не только в  том, что он - конституционный документ, регулирующий жизнедеятельность международной  организации безопасности, но и в том, что он призван играть исключительную роль в формировании системы коллективной безопасности и в выработке своеобразного кодекса поведения государств в военной, политической, экономической, экологической и гуманитарной областях.

      Устав ООН является первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы мирового сотрудничества между государствами в поощрении и развитии уважения к правам и свободам человека. Создание Организации Объединённых Наций и принятие её Устава положило начало качественно новому этапу межгосударственных отношений в этой области.

      На  конференции в Сан-Франциско в 1945 году делегация из СССР от имени  четырёх держав (СССР, США, Великобритании, Китая) предложила поправку к п. 3 ст. 1 Устава, согласно которой перед Организацией ставится цель «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии»2. В такой формулировке этот пункт был принят конференцией и стал неотъемлемой частью Устава.

      Устав ООН не ограничивается лишь ссылкой  на поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам. Он также обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии»3, тем самым возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская при этом какой-либо дискриминации.

      В рамках ООН был принят целый ряд  документов и решений, в которых  подчёркивается юридический характер обязательств государств соблюдать основные права и свободы человека в соответствии с Уставом. Статья 6 проекта декларации прав и обязанностей государств, принятого на первой сессии Комиссии международного права ООН в 1949 году, гласит: «Каждое государство обязано относиться ко всем находящимся под его юрисдикцией лицам с уважением к правам человека и основным свободам, без различия в отношении расы, пола, языка или религии»4.

      В Декларации Генеральной Ассамблеи  ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 года, толкующей и развивающей Устав ООН, подчеркивается, что «каждое государство обязано содействовать путём совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдении прав человека и основных свобод…»5.

      Государства-участники  Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписав Заключительный акт, также взяли на себя обязательства  «постоянно уважать права и свободы  человека в своих взаимных отношениях и прилагать усилия, совместно и самостоятельно, включая в сотрудничество с ООН в целях содействия всеобщему и эффективному их уважению»6.

      Действия  государств в целях развития уважения к правам человека и их соблюдения, должны основываться на строгом соблюдении принципов ООН, перечисленных в ст. 2 Устава ООН. Все принципы, и прежде всего принципы суверенного равенства государств, добросовестного выполнения взятых обязательств, мирного разрешения международных споров, воздержания о угрозы применения силы, невмешательств во внутренние дела, имеют первостепенное значение для плодотворного сотрудничества в области прав человека.

      ООН осуществляет сегодня разнообразные  виды деятельности, которые направлены на реализацию одной из главных её уставных задач - содействие обеспечению и защите прав личности. Устав ООН, в силу особенностей его правовой природы и характера, не содержит конкретного каталога гарантированных человеку основных прав и свобод. Но, не смотря на это, он всё же стал одним из первых важнейших международно-правовых документов, в котором поставлен вопрос о необходимости универсального обеспечения, прав личности, закреплен принцип всеобщего уважения прав и свобод всех людей, исключающего дискриминацию личности.

      Уже в преамбуле Устава говорится  о решимости Объединённых Наций утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности. В ст. 1 Устава принцип уважения достоинства личности, и защиты основных прав и свобод человека провозглашён, наряду с такими задачами, как поддержание международного мира и безопасности, а также развитие дружественных отношений между нациями в качестве основополагающей цели деятельности ООН.

      Важной  задачей организации выступает  сотрудничество государств в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного порядка (пункт 3 ст. 1). Коллективные или индивидуальные действия государств в сфере международной защиты прав человека (ст. 56 Устава) становятся, тем самым, составной частью комплекса прогрессивных, демократических принципов международного права. В ст. 55 пункт «с» государства обязываются содействовать «всеобщему уважению и соблюдению прав и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом Устав ООН возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права личности, не допуская при этом какой-либо дискриминации. ООН призвана быть центром для согласованных действий наций в осуществлении международного сотрудничества по правам человека (п. 4 ст. 1 Устава).

      Устав ООН не ограничивается только тем, что указывает на уважение к правам человека как на цель, к которой должна стремиться ООН. Формальное провозглашение в Уставе задачи принятия эффективных совместных мер по содействию всеобщему соблюдению прав человека было дополнено уточнением компетенции важнейших органов ООН в данной сфере. Закрепив компетенцию международных органов в области прав человека, Устав ООН заложил основы для вывода этой проблемы из исключительной внутренней юрисдикции государств и создал предпосылки для развития эффективной защиты личности непосредственно международным правом. Составители Устава ООН видимо исходили из того, что конкретный перечень таких прав и свобод закреплён в конституциях и других законодательных актах стран-участниц Организации и их реальное воплощение в жизнь должно проводиться путём осуществления в соответствующих международных и внутригосударственных мероприятий.

      Объём прав человека, их реальное содержание и гарантии осуществления определяются в конечном счёте характером социально-экономического строя государства, поэтому, естественно, объём прав и свобод, предоставляемых личности различен в странах-участницах ООН. Каждое государство в зависимости от социально-экономических условий и уровня обеспечения права и свобод человека регламентирует их объём и представляет определённые гарантии.

      Первым  в истории международных отношений  документом, провозгласившим перечень прав и свобод человека, является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В 1966 году Генеральная Ассамблея приняла Пакт об экономических, социальных и культурных прав, а также Пакт о гражданских и политических правах. В этих документах также содержится перечень прав и свобод, которые должны предоставляться государствами-участниками всем лицам, находящимся под юрисдикцией, и отмечается, что государства обеспечат претворение в жизнь прав, признаваемых в Пактах, путём принятия законодательных и иных внутренних мер (ст. 2).

      Пакты о правах человека являются обязательными для участвующих в них государствах, в отличие от Всеобщей декларации, которая принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеей ООН и поэтому имеет лишь рекомендательный характер. Пакты о правах человека и другие международные соглашения в рассматриваемой области обязывают именно государства провести целый комплекс внутригосударственных мероприятий для выполнения взятых на себя обязательств. В ряде международных документов и, в частности, в Уставе ООН специально подчёркивается, что государства обязаны предпринимать «совместные и самостоятельные» действия в сотрудничестве с Организацией для содействия всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека (ст. 56 Устава ООН). Формулировка «самостоятельные действия», как совершенно очевидно, означает, что именно государства, и только они обязаны предпринимать меры для соблюдения основных прав и свобод человека.

Информация о работе Устав ООН и защита прав человека