Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа
Косвенная агрессия – это засылка государством вооруженных банд и групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
Актом соучастия в агрессии считаются действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась последним для совершения акта агрессии против третьего государства.
Введение 3
1. Историческое развитие доктрины о международной агрессии 5
2. Агрессии в современном международном уголовном праве 14
2.1. Агрессия, как международное преступление 14
2.2. Круг субъектов уголовной ответственности за совершение агрессии 22
2.3. Совершение агрессии во исполнение приказа 34
Заключение 39
Список литературы 41
Содержание
Агрессия (от лат. aggress
Понятие агрессии включает в качестве обязательного признак первенства или инициативы (применение каким-либо государством вооруженной силы первым).
Вооруженное нападение одного государства на другое считается международным преступлением против мира и безопасности человечества. Понятие агрессии включает признак инициативы, означает применение каким-либо государством силы первым. Осуществляемые в порядке самообороны, хотя бы и с применением вооруженной силы, действия государства, подвергшегося нападению, не могут считаться актом агрессии, так же как коллективные действия государств, предпринимаемые в соответствии с Уставом ООН для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Объектом агрессии также обычно является государство.
Агрессия – это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения.
Причины
агрессии изучались многими
В международном праве обращение к войне независимо от ее целей традиционно рассматривалось как неотъемлемое право каждого государства, как высшее проявление его суверенитета в международных отношениях. Это право охранялось всей системой принципов и норм международного права. Такое отношение начало меняться в XX веке.
Акты агрессии принято разделять на прямые и косвенные:
Прямая агрессия – это вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства; любая военная оккупация, даже временная, являющаяся результатом такого вторжения или нападения; любая аннексия (насильственное присоединение) территории другого государства. К прямой агрессии относятся также бомбардировка или использование оружия против иностранного государства; блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженных сил государства на сухопутные, морские или воздушные силы (флоты) другого государства; нарушение установленных международным соглашением условий военного присутствия на территории другого государства.
Косвенная агрессия – это засылка государством вооруженных банд и групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
Актом соучастия в агрессии считаются действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась последним для совершения акта агрессии против третьего государства.
Цель данной работы – изучить регламентацию агрессии в международном праве.
Представление о противоправности агрессивной войны было присуще международному праву со времени его зарождения.
Так, например, профессор университета города Сала-манка Ф. де Витториа еще в середине XVI века писал о том, что войны могут вестись только для исправления неправого дела. Более того, «если подданный убежден в несправедливости войны, он может не участвовать в ней, несмотря на приказ суверена». Слова поистине революционны, особенно если учесть, что этот период характеризуется расцветом европейского абсолютизма.
Испанский ученый того же времени Б. Айала утверждал, что «войны не могут объявляться против иноверцев только потому, что они являются иноверцами, даже по распоряжению императора или Папы». Война может использоваться только в порядке самозащиты или как крайнее средство обеспечения права, «когда справедливость и разум не дали результата».
Гуго Гроций, «отец международного права», считал справедливой, дозволенной войной лишь такую, которая начата в ответ на нарушение права. Позволительна война как самооборона: «В случае нападения на людей открытой силой при невозможности избегнуть иначе опасности для жизни дозволена война, влекущая даже убийство нападающего».1
Таким образом, отцы-основатели доктрины международного права единодушно высказались о том, что несправедливая, агрессивная война является серьезным нарушением международного права.
По мнению видных зарубежных ученых, «многие идеи Витториа, сформулированные в первой половине XVI века, такие, как элементы определения агрессии, границы допустимой самообороны, … ответственность глав государств, необоснованность ссылок на приказ свыше для своей защиты, явились ранними предшественниками доктрин, которые стали признанными принципами международного права четыре столетия спустя» (Б. Ференц).
Справедливости ради надо сказать, что в доктрине разрабатывалась и иная концепция понимания войны, в том числе и агрессивной, выдвинутая в «англосаксонской» доктрине ведения войны, основной мыслью которой было признание того обстоятельства, что «война является борьбой между нациями».
Приблизительно
в одно время с трудами, в которых
критиковалась агрессивная
К счастью, данная доктрина не нашла поддержки у самих англо-американских авторов. Так, например, выступая на Нюрнбергском процессе, главный обвинитель от США Р. Джексон (R. Jackson) сказал: «Эпоха империалистической экспансии в течение XVIII и XIX вв. вызвала к жизни отвратительную доктрину, противоположную учениям таких ученых раннехристианского и международного права, как Гроций, которая гласила, что все войны должны рассматриваться как законные».
Идея преступности агрессии и признания необходимости ответственности за нее в новое время проложила себе путь не только в нравственном, но и в правовом сознании человечества.
Так, принятый в революционной Франции в 1791 году декрет устанавливал, что «французская нация навсегда отказывается от всякой войны с целью завоевания». В известной декларации аббата Грегуара, подготовленной в 1793 году по заданию Конвента, говорилось, что война допустима только как оборона в пользу попранных прав; сама французская Конституция 1791 года предусматривала наказание министров, ответственных за агрессию.
Однако потребовалось еще полтора века для юридического закрепления преступности агрессии. Причиной тому было то обстоятельства, что ведущие державы продолжали опираться на позицию силы, а не на право, препятствуя правовому запрету на агрессию. Достаточно вспомнить, что через десять с небольшим лет после Конституции Франции захватнические войны начал Наполеон.
На рубеже XIX-XX вв. под влиянием сторонников доктрины преступности агрессивной войны в Гаагских конвенциях и положениях (1899 и 1907 гг.) было заявлено, что договаривающиеся стороны будут «искать наиболее эффективные средства обеспечить народам прочный мир», а также были приняты протоколы о намерениях мирного урегулирования международных споров. Особо хотелось бы подчеркнуть значение для принятия этих документов трудов и всей деятельности российского профессора международного права Ф.Ф. Мартенса.
Так, в Конвенции о мирном решении международный столкновений 1907 года был определен принцип приложения всех возможных усилий к тому, чтобы обеспечить «мирное решение международных несогласий» (ст. 1). Однако, в международном праве начала ХХ века прямой правовой запрет на агрессию (ведение агрессивной войны) так и не был выработан.2
Первая Мировая война с «необычной силой продемонстрировала жизненно важное для всего человечества значение запрещения агрессивных войн».
В результате изменений, вызванных I Мировой войной, широко распространилось убеждение, что сама возможность войны должна быть исключена», а вопрос о концепциях «ученых, которые в прошлом не принимались всерьез, вспомнили, готовясь мобилизовать международное право для дела мира».
Только по итогам I Мировой войны был принят ряд документов, в которых юридически запрещалась агрессивная война либо предлагалось такое запрещение.
Какое бы в настоящее время не было отношение к советскому периоду российской истории, но именно Декрет о мире стал одним из первых законов, где предлагалось немедленно прекратить применение силы и приступить к мирному урегулированию, основанному не на насилии, а на справедливых и демократических принципах:
Положение о недопустимости агрессивной войны содержалось в актах других государств.
Так, в «четырнадцати пунктах» президента США В. Вильсона, посвященных проекту будущей Лиги наций, говорилось: «Договаривающиеся стороны безоговорочно принимают принцип, согласно которому мир на земле по своему значению выше, чем любой вопрос политической юрисдикции и границ». Также в данном документе предусматривалось применение коллективных санкций к любому государству, которое «объявит войну или начнет военные действия или сделает любой враждебный шаг … против другого государства до представления соответствующего спора арбитрам».
По
признанию специалистов-
В 1923 году в рамках Лиги Наций был принят типовой образец договора о взаимной помощи, в котором говорилось «Высокие Договаривающиеся Стороны утверждают, что агрессивная война составляет международное преступление, и принимают торжественное обязательство не совершать этого преступления».
Годом позже представителями 19 государств был подписан Женевский протокол о мирном разрешении международных споров, в котором было закреплено определение агрессивной войны как международного преступления.
Значение Женевского протокола 1924 года было высоко оценено в приговоре Нюрнбергского трибунала: «Хотя этот протокол никогда не был ратифицирован, он был подписан руководящими государственными деятелями мира, представляющими подавляющее большинство цивилизованных государств и народов, и может рассматриваться как убедительное доказательство намерения заклеймить агрессивную войну как международное преступление».3