Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:24, реферат
Субъект международного (публичного) права - носитель прав и обязанностей по международному праву, способный участвовать в международном правотворческом процессе .
1. Субъекты международного  права 
 
1.1 Понятие и виды  субъектов международного права.  Эволюция международной правосубъектности 
 
1.2 Международная  правосубъектность «сложных» государств  и межгосударственных образований 
 
1.3 Международная  правосубъектность белорусско-российского  Союзного государства 
 
Список использованных источников
Договор о создании 
Союзного государства от 8 декабря 1999 
г. после ратификации его двумя 
сторонами и взаимного обмена 
ратификационными грамотами вступил 
в силу. Но это не означает, что 
Союзное государство (далее - СГ) уже 
создано. Предстоит большая работа 
по формированию его органов, впереди 
разработка и принятие Конституционного 
Акта, референдумы, внесение дополнений 
и изменений в конституции 
двух стран. Лишь после полного выполнения 
Программы действий, подписанной 
главами двух государств одновременно 
с Договором, можно говорить о 
завершении процесса создания СГ. Какое 
же место займет это СГ на международной 
арене, какое влияние оно будет 
оказывать на развитие мирового сообщества? 
Как будет обстоять дело с международной 
правосубъектностью этого СГ? Станет 
ли оно суверенным и равноправным 
участником международного общения 
или будет обладать международно-правовым 
статусом, схожим со статусом международных 
межправительственных организаций 
или межгосударственных объединений 
по типу Содружества Независимых 
Государств, Европейского Союза (Европейских 
сообществ) и т.п.? 
Обратимся к тексту 
Договора от 8 декабря 1999 г. В нем 
ничего не говорится о возможном 
создании единого ведомства иностранных 
дел. Напротив, в ст. 44 предусмотрено 
участие в работе Совета Министров 
на паритетных началах министров 
иностранных дел государств-
Среди вопросов, отнесенных 
к совместному ведению СГ и 
государств-участников в области 
внешней политики, связанных с 
осуществлением Договора от 8 декабря 
1999 г., фигурируют принятие в состав 
СГ других государств, проведение согласованного 
курса на укрепление СНГ, взаимодействие 
в международном сотрудничестве 
по военным и пограничным 
Из приведенного 
текста мы можем сделать однозначный 
вывод о том, что международная 
правосубъектность как 
Итак, обмен ратификационными 
грамотами состоялся. Договор о 
создании Союзного государства вступил 
в силу. Но равнозначно ли это 
провозглашению СГ? Появился ли на международной 
арене новый субъект 
Тем более что 
в ст. 6 Договора от 8 декабря 1999 г. говорится: 
«1. Каждое государство-участник 
сохраняет с учетом добровольно 
переданных Союзному государству полномочий 
суверенитет, независимость, территориальную 
целостность, государственное устройство, 
Конституцию, государственный флаг, 
герб и другие атрибуты государственности. 
2. Государства-участники 
сохраняют свое членство в 
ООН и других международных 
организациях. Возможность единого 
членства в международных 
Таким образом, членами 
ООН и других международных 
После опубликования 
Совместного заявления и 
В Договоре от 8 декабря 
1999 г. (ч. 2 ст. 6) было найдено разумное 
прагматичное решение оставить вопрос 
о едином членстве в международных 
организациях на усмотрение государств 
- участников СГ. Очевидно, что в каждом 
конкретном случае должны будут учитываться 
интересы как СГ, так и образующих 
его государств, в том числе 
и чисто практические соображения. 
Вряд ли следует ожидать, что в 
нынешних условиях ООН и другие межправительственные 
организации охотно согласятся с 
введением своеобразного «
Особый интерес 
представляет раздел VII Договора от 8 декабря 
1999 г., названный «Заключительные 
положения». В нем отмечается, что 
положения Договора, «поэтапная реализация 
которых может потребовать 
Предполагается, что 
по предложению Высшего 
Поскольку в ст.63 
Договора от 8 декабря 1999 г. была зафиксирована 
поэтапность его претворения 
в жизнь, одновременно с Договором 
была подписана Программа действий 
Республики Беларусь и Российской Федерации 
по реализации положений Договора о 
создании Союзного государства. Задача 
этой Программы состоит в 
В документе подчеркивается, 
что выполнение этой Программы ознаменует 
завершение процесса создания СГ с 
единым экономическим пространством, 
единой транспортной системой, единой 
таможенной территорией, единой денежной 
единицей, общим бюджетом, отмечается, 
что государства - участники СГ проводят 
тесно согласованную политику в международных 
делах в сфере обороны, безопасности, борьбы 
с преступностью, в социальных и культурных 
областях. 
Следует особо отметить, 
что в тексте Договора от 8 декабря 
1999 г. нет и намека на предстоящую 
инкорпорацию Республики Беларусь в 
состав Российской Федерации. Не просматривается 
и тенденция к проведению так 
называемой «автономизации». Нет и 
явных признаков асимметрии, ставящей 
Республику Беларусь в заведомо неравноправное 
положение. Правда, вызывает некоторое 
беспокойство обозначенная в Программе 
действий Республики Беларусь и Российской 
Федерации по реализации положений 
Договора о создании Союзного государства 
задача по введению в СГ единой денежной 
единицы и формировании единого 
эмиссионного центра. Особую озабоченность 
вызывают заявления о возможности 
введения в качестве единой денежной 
единицы российского рубля. Эти 
моменты требуют самого тщательного 
изучения в плане обеспечения 
подлинного суверенного равенства 
двух государств на всех этапах интеграции. 
В самом тексте Договора 
о создании Союзного государства, если 
и присутствуют некоторые элементы 
асимметрии, то они не представляют 
какой-либо опасности для Республики 
Беларусь, а напротив, направлены на 
сглаживание неблагоприятных 
Лишь наличие реализуемого 
в достаточно жесткой форме правила 
«одно государство - один голос», применяемого 
на завершающей стадии принятия решений 
в руководящих органах СГ, может 
обеспечить сохранение суверенитета и 
международной 
В белорусско-российской 
федерации, если она будет создана 
без применения «блокирующих механизмов», 
устраняющих последствия 
 
 
 
Список использованных 
источников 
субъект публичный 
право международный 
1. Бровка, Ю.П. Международная 
правосубъектность БССР / Ю.П. Бровка. 
- Минск, 1967. 
2. Гуреев, С.А. К 
вопросу о субъектах 
3. Курдюков, Г.И. Государства 
в системе международно-
4. Международное 
публичное право. Общая часть: 
учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; 
под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, 
Л.В.Павловой. \ Минск: Амалфея, 2010. 496 
с. 
5. Моджорян, JI.A. Основные 
права и обязанности государств 
/ JI.A. Моджорян. - М., 1965. 
6. Моисеев, А.А. 
Суверенитет государства в 
7. Фельдман, Д.И. Основные 
тенденции развития 
8. Хлестова, И.О. Юрисдикционный 
иммунитет государства / И.О. Хлестов. 
- М., 2007. 
9. Черниченко, С.В. 
Международное право: