Европейская система образовательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является постановка и разрешение таких проблем, как сущность, содержание и форма образовательного права, определение его места в системе права европейских стран.

Работа содержит 1 файл

курсовая123.docx

— 67.38 Кб (Скачать)

     В том же году, 5 мая, участником Конвенции  стала Российская Федерация. С этого  момента у российских граждан  появилась реальная возможность  после исчерпания всех имеющихся  внутренних средств правовой защиты и соблюдения других требований обращаться в Европейский суд с жалобой  о нарушении прав и свобод, признанных в Конвенции.

     Обращение с жалобой в Европейский суд  по правам человека требует от ее составителя  соблюдения процедурных требований к жалобе, правильного понимания  и толкования Конвенции применительно  к конкретным случаям ее нарушения, умения четко и ясно изложить факты, являющиеся предметом жалобы, а также  использования прецедентной практики Суда, которая не всегда доступна на русском языке, в интересах заявителя.

     Подготовка  жалоб в Европейский суд - дело весьма непростое. Даже адвокатам, имеющим  большой опыт ведения уголовных  и гражданских дел в российских судах, не всегда удается успешно  защитить права заявителя в Европейском  суде.

     Во-первых, правила процедуры судебного  разбирательства, порядок рассмотрения жалоб Судом имеют свои особенности. Российскими заявителями это  обстоятельство часто не учитывается, а в результате их жалобы признаются Судом неприемлемыми, т.е. не содержащими  доказательств, свидетельствующих  о нарушении Конвенции.

     Во-вторых, жалоба должна содержать такую интерпретацию  фактов, которая должна убедить Суд  в нарушении Конвенции, а для  этого необходимы специальные знания по международному и европейскому праву. Принципы, методы и способы толкования норм международного права совсем иные, чем они применяются во внутреннем праве. Поэтому факты нарушения  прав и свобод, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, должны излагаться заявителем в жалобе в Суд с  учетом международного и европейского права.. Напротив, только взаимное сотрудничество и союз адвоката и юриста-международника могут дать позитивные результаты в  деле защиты прав и свобод заявителя  в Европейском суде по правам человека.16

 

      Глава 3. Основы европейского правового пространства в области образования

 

     Страны - члены Европейского экономического сообщества активно работали над  документами, сформировавшими основу академического сотрудничества и повышения  мобильности студентов и преподавателей. В первое десятилетие своей деятельности Совет Европы принял четыре конвенции, которые заложили правовую базу сотрудничества между государствами Европы в  сфере высшего образования . Первым документом стала уже упоминавшаяся Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, дающая студентам право поступать в университеты других стран (Россия также присоединилась к этой конвенции, ратифицировав ее в 1999 году).

     В декабре 1954 года была подписана Европейская культурная конвенция, одной из целей которой стало содействие "мобильности и обмену". Следующим шагом в развитии правовой основы академической мобильности стало подписание 15 декабря 1956 года в Париже Европейской конвенции об эквивалентности периодов обучения в университетах. Целью этого документа было содействие общеевропейским интеграционным процессам и решение проблемы нехватки высококвалифицированных специалистов. Согласно конвенции стороны принимали на себя обязательства "признавать период обучения, проведенный студентом в университете другой страны - участницы Совета Европы, как эквивалентный аналогичному периоду обучения в национальном университете при условии, что руководство первого выдаст студенту сертификат, подтверждающий его успешное завершение данного периода обучения". Предусматривалось и взаимное признание успешно сданных экзаменов. Ответственность за добросовестное выполнение положений конвенции возлагалась на государства - участники Совета Европы и университеты (последние несли взаимную ответственность за качество результатов обучения).

     Европейская конвенция об академическом признании  университетских квалификаций стала  следующим этапом развития сотрудничества. Не случайно, что она была подписана  на следующий год после вхождения  в силу Римского договора. Положение  о взаимном признании квалификаций, полученных в университете одной  страны-участника, предусматривало  возможность обладателя квалификации продолжать обучение на следующей ступени  образования в университете любой другой страны - участника Совета Европы (также взаимно признавались и академические степени). Вместе с тем университеты имели право самостоятельно определять требования к уровню владения языком обучения кандидата и "в случае, если экзаменационные требования зарубежного университета не включали предметы, предписанные национальными квалификационными стандартами, отказывать в признании до момента сдачи дополнительного экзамена по требуемому предмету".17

     Конвенция о признании квалификаций высшего  образования в академической  Европе была подписана в 1997 году в  Лиссабоне. Конвенция устанавливает  ряд базовых требований, ее осуществление  предполагает вовлечение отдельных  стран в более прогрессивную  схему международного признания. Это  открывает прекрасные возможности  для будущего развития. Немало сделано  для взаимного признания степеней высшего образования в профессиональных целях посредством применения соответствующих  директив Европейского союза.18

     Болонская декларация о зоне европейского высшего  образования 1999г.

     В первую очередь целью этой декларации является повышение международной  конкурентноспособности европейской  системы высшего образования. Составители  выразили согласие с общими принципами, изложенными в Сорбоннской декларации (от 25 мая 1998г.), считая необходимым скоординировать образовательную политику для достижения в кратчайшие сроки, по крайней мере, в пределах первого десятилетия нового 21 века, следующих целей, представляющих первостепенную важность для формирования Европейского пространства высшего образования и продвижения европейского образования в мире:

     • Принятие системы четких и сопоставимых степеней, в том числе путем внедрения Приложения к диплому, в целях расширения возможностей для трудоустройства европейских граждан, а также повышения конкурентноспособности европейского высшего образования;

     • Принятие системы, в основе которой лежат два цикла высшего образования: дипломный и последипломный. Доступ ко второму циклу должен быть разрешен лишь при успешном завершении программ первого цикла с продолжительностью обучения не менее 3-х лет. Степень, присуждаемая по завершении первого цикла, должна быть востребована европейским рынком труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и докторской степени согласно практике, существующей во многих европейских странах;

     • Введение Европейской системы переводных зачетных единиц как инструмента, необходимого для всемерного расширения студенческой мобильности;

     • Расширение академической мобильности путем преодоления ныне существующих преград свободному передвижению, в первую очередь:

     - для студентов, для которых должен быть открыт доступ к учебным программам и сопутствующим услугам;

     - для преподавателей, научных сотрудников и административного аппарата с признанием и оценкой значимости периодов, проведенных ими в других странах, т.е. научной деятельности, преподавания и стажировки, без ущемления их законных прав;

     • Осуществление европейского сотрудничества в обеспечении качества образования, разработка системы сопоставимых критериев и методологий;

     • Развитие и внедрение необходимых европейских измерений в области   высшего   образования,   особенно   в   отношении формирования учебных программ, межвузовского сотрудничества, схем академической мобильных и интегрированных программ обучения, подготовки кадров и проведении научных исследований.19

     Заключения  совета европейского союза о важности и влиянии качества профессионального  образования и подготовки (24 июля 1995).

     Все государства-участники выражают обеспокоенность  по следующим вопросам, связанным  с качеством профессионального  образования и подготовки:

     I.    Эффективное использование общественных/частных финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий и частных лиц в профессиональном образовании и подготовке;

     П.   Создание соответствующих рамок  для предлагаемых на данный момент программ профессионального образования  и подготовки;

     III.  Оценка   предлагаемых   на   данный   момент   программ профессионального образования и подготовки и их результатов, удостоверяющая их соответствие современным требованиям со стороны предприятий и частных лиц.

     Государствами-участниками  были предприняты различные инициативы, в том числе:

     - организация взаимоотношений с учреждениями профессионального образования и подготовки по принципу заказчик/поставщик;

     - разработка учреждениями профессионального образования и подготовки критериев качества и/или уставных положений с учетом тех обязательств, которые они взяли на себя перед клиентами;

     - введение критериев качества и подготовки органами государственной власти и/или работниками и предпринимателями и/или другими партнерами.

     Совет заявляет, что качество профессионального  образования и подготовки является результатом целого ряда действий, начиная с анализа потребностей в подготовке, продолжая разработкой  содержания и организации образования  и заканчивая оценкой результатов.

     Совет  Европейского  Союза  предлагает  государствам-участникам поддержать меры по:

     - облегчению доступа к информации о современном профессиональном образовании и подготовке;

     - увеличению спроса на профессиональное образование и подготовку;

     - поощрению учреждений профессионального образования улучшать качество предоставляемых ими услуг;

     разработке  методов и инструментов оценки профессионального  образования и подготовки.

     Европейский Совет рекомендует государствам-участникам создать прозрачные системы обеспечения  и оценки качества в области высшего  образования. Целью этих рекомендаций является сохранение и улучшение  качества высшего образования с  учетом национальных особенностей, европейских  измерений и международных требований. Система обеспечения и оценки качества должна основываться на следующих  принципах:

     - автономия и независимость организаций, отвечающих за обеспечение и оценку качества;

     - соотнесение процедур оценки с тем, как оценивают себя учебные заведения;

     - внутренняя (самостоятельная) и внешняя (экспертная) оценка;

     вовлеченность   в   оценку   всех   участников   (преподавателей, административного  персонала, студентов, выпускников, профессиональных ассоциаций), включение иностранных  экспертов;

     - публикация результатов оценки.20

     Государства Европы осознали, что задача создания процветающего и безопасного  сообщества не может быть реализована  без объединения усилий по сотрудничеству в сфере образования. Осуществление такого сотрудничества становится неотъемлемой частью кооперации государств, объединенных в рамках разных организаций, для достижения целей экономической интеграции, социального единства и политической безопасности.

     Выбор направлений и механизмов организации  сотрудничества в сфере  образования зависит от приоритетов организации. Так, в рамках Европейского экономического сообщества формирование общего рынка, в том числе и общего рынка труда, потребовало создания системы взаимного признания профессиональных квалификаций и разработки соответствующей нормативной и методологической базы. Для "достижения большего единства между участниками …лучшего взаимопонимания между народами Европы…"в Совете создается нормативная и методологическая база академической мобильности, взаимного признания периодов обучения и академических квалификаций. Между этими направлениями развития сотрудничества нет противоречий, они развиваются одновременно, взаимно обогащая друг друга.

     Экономическая интеграция сопровождается повышением уровня сотрудничества в сфере  образования . На всех этапах интеграции образовательная политика остается сферой ответственности государства и реализуется на межгосударственном уровне, на основе принципа субсидиарности.

Информация о работе Европейская система образовательного права