Европейская система образовательного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:52, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является постановка и разрешение таких проблем, как сущность, содержание и форма образовательного права, определение его места в системе права европейских стран.

Работа содержит 1 файл

курсовая123.docx

— 67.38 Кб (Скачать)

     - эта система норм интегрирована в правовые системы всех государств-членов ЕС (т.е. применяется принцип прямого действия).

     право  ЕС  подлежит  обязательному  применению национальными судебными учреждениями государств-членов ЕС (действует принцип  верховенства права ЕС).

     - субъектами права ЕС являются не только государства, но и физические и юридические лица, находящиеся под их юрисдикцией.

     - право ЕС, налагая определенные обязательства, порождает одновременно и определенные права, которыми пользуются частные лица.

     - данные права проистекают из четко установленных обязательств. Налагаемых как на частных лиц, так и на государства-члены и институты ЕС.

     - национальные судебные учреждения государств-членов ЕС обязаны в рамках своей юрисдикции обеспечить применение права ЕС и защиту прав, представляемых на его основе частным лицам.3

     Вторую  составляющую европейского права образуют нормы, применяемые в рамках второй и третьей опор Союза.

     1. Эти нормы создаются на основе соглашений между государствами-членами и носят конвенционный характер.

     2. Эти нормы права носят обязательный характер, но не имеют прямого действия и не интегрируются автоматически в национальные системы права государств-членов.

     3. Они не подлежат прямому применению национальными судебными учреждениями   при   отсутствии   соответствующих   актов имплементации.

     4. субъектами права выступают лишь государства-члены Союза и институты ЕС, но не частные лица.

     5. эти нормы не создают непосредственных обязательств и прав для частных лиц, и основанные на них исковые требования, а следовательно, и возможности возмещения причиненного ущерба, по общему правилу, не входят в юрисдикцию Суда ЕС. Третью составляющую европейского права образуют нормы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.4

     А) Юридическим источником этих правовых норм выступает международный договор: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. с последующими изменениями  и дополнениями. Участниками этой Конвенции являются почти все  европейские государства. В их числе  Российская Федерация и все государства-члены  Европейского Союза.

     Б) Положения Конвенции, формулирующие  основные субъективные права и свободы  человека, строго обязательны для  всех ее участников.

     В) Национальные судебные учреждения должны сообразовывать свою практику с положениями  Конвенции и следовать ее требованиям.

     Г) Субъектами этой части европейского права являются не только государства-члены, но и все частные лица, находящиеся  под юрисдикцией государств-участников Конвенции.

     Д) Юрисдикционный контроль за соблюдением  постановлений Конвенции осуществляет Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

     Е) Решение о возмещении ущерба, причиненного неправомерными действиями государства, если таковые установлены Судом  по правам человека, выносится самим  Судом и подлежит обязательному  исполнению государством. Контроль за исполнением решений ЕСПЧ осуществляет Комитет министров Совета Европы.

     Право Сообществ и национальное право  государств-членов. Четыре   принципиально   важных   принципа   характеризуют   их взаимоотношения:

     1. Верховенство права Сообществ по отношению к праву государств-членов.

     Суммарно  суть этого принципа состоит в  наделении норм права Европейских  сообществ преимущественной юридической  силой по отношению к нормам национального  права государств-членов. В случае коллизии нормы национального права  и права ЕС преимущественную силу имеет последняя. Именно она и  подлежит применению национальной администрацией и судами.

     2. Прямое действие права Сообществ.

     Под ним понимается непосредственная и  обязательная применимость нормативно-правовых актов Сообществ национальной администрацией и судами независимо от их согласия или условий. Устанавливаемых государством-членом. Принцип прямого действия предусмотрен непосредственно в самих учредительных  договорах. Применяемая норма прямого  действия должна входить в юрисдикцию национальных судебных органов. К числу  обязательных условий прямого применения нормы права ЕС относятся ее четкость, ясность и непротиворечивость, возможность   прямого   использования   судом   и   отсутствие обусловленности  ее применения другими актами или  действиями. В максимально полном виде принцип прямого действия применим к регламентам, безусловность прямого  применения которых оговорена в  самом учредительном акте. Значительно  сложнее решается проблема прямого действия директив Сообщества. Директива всегда адресуется государствам-членам, а не частным лицам. Ее реализация зависит от усмотрения и мер, принятых национальными властями. Принцип прямого действия применительно к нормам первичного права не нашел отражения непосредственно в учредительных договорах. По мнению ряда исследователей, прямое действие норм учредительных договоров становится общим правилом, а его отсутствие - исключение.

     3. Интегрированность норм права Сообществ в национальные системы права государств-членов.

     Под ним понимается инкорпорация норм права  Сообществ (но не европейского права  в целом) в национальные системы  права всех государств-членов, в  результате чего они становятся интегральной составной частью этих систем. Прямое действие норм права Европейских  сообществ в решающей степени  предопределяется их инкорпорацией  в национальные правовые системы  государств-членов. Именно интеграция в национальное право придает  и юридическую силу актам Сообществ  на территории государств-членов и  делает обязательным их применение национальными  судами. В Декларации о применении правовых актов Сообщества подчеркивается, «что основным условием сплочения и  единства в процессе европейского строительства  является полная и точная инкорпорация в национальное законодательство адресованных ему директив Сообществ в пределах установленных ими сроков».5

     4. Юрисдикционная защита права Сообществ, осуществляемая судебными учреждениями Сообществ (Суд ЕС и СПИ) и государств-членов.

     Под ней понимается императивная обязательность для всех национальных судебных органов  государств-членов и судебных учреждений Сообществ обеспечить применение права  Сообществ и максимально эффективную  защиту прав и интересов, возникающих  на его  основе.   Одним  из  центральных  вопросов  обеспечения юрисдикционной защиты является установление ответственности государства за нарушение права ЕС. Ответственность государства наступает при наличии трех условий:

     - норма права ЕС, применимая в данном случае, должна предполагать наделение правами частных лиц.

     - соответствующее право поддается идентификации на основе права Сообществ.

     - существует причинная связь между нарушением обязательства государством и ущербом, понесенным лицом, пострадавшим в результате противоправного деяния. Право Сообществ и международное право.

     Европейские сообщества наделены учредительными договорами статусом юридического лица, которым  они должны пользоваться во всех государствах-членах в максимально полном объеме, предоставляемом  национальным правом, и международной  правосубьектностью. Последняя означает. В частности, что Сообщества вправе вести переговоры и заключать  международные договоры и соглашения с третьими государствами как  двустороннего, так и многостороннего  характера; сотрудничать с международными организациями и даже входить  в их состав; поддерживать по сути дела дипломатические (или квазидипломатические) отношения с третьими государствами  и международными организациями. 6

     Источники европейского права.

     I.    Учредительные соборы.

     П.   Нормативно-правовые акты Евросоюза.

     III.  Общие принципы права.

     IV. Решения Суда Европейских сообществ.

     V.   Международные договоры.

     I.   По способу выработки, заключения и введения в действие они воспроизводят соответствующий порядок и процедуры, принятые при заключении международных договоров и соглашений. В силу своей юридической природы учредительные акты занимают высшую ступеньку в иерархии источников европейского права.7

     П.   К этой группе отнесены регламенты, директивы и решения. Регламент  является нормативно-правовым актом  общего характера, который во всех своих  элементах обязателен для всех субъектов  европейского права и является актом  прямого действия, т.е. он подлежит применению властями и судебными учреждениями всех государств-членов независимо от того, выступало ли данное государство  за их принятие или нет. Главное отличие  директив от регламента заключается  в том, что в директиве, как  правило, указываются цели и результаты, которые должны быть достигнуты, однако национальным властям предоставляется  право самим определять, в какой  форме или посредством каких  процедур и механизмов эти цели могут  быть достигнуты. Третью группу нормативно-правовых актов Сообществ образуют решения. Их отличительная особенность заключается  в том, что это акты индивидуального, а не общего характера. Решения сообщаются тем субъектом европейского права, которых они непосредственно  касаются и которые выступают  в качестве исполнителей соответствующих  предписаний.

     Ш.  Общие принципы права представляют собой концентрированное выражение  самых важных сущностных черт и ценностей, свойственных данной системе права. В них находят свое выражение  наиболее важные демократические   ценности, свойственные правовому  государству  и  разделяемые  демократическими государствами или их Сообществами.

     IV. Суду ЕС принадлежит исключительно важная роль в процессе интеграции, в формировании и эволюции европейского права. Его главная задача — стоять на страже строгого и неуклонного соблюдения учредительных договоров, целей и принципов, лежащих в основе деятельности Европейского Союза. Суд наделен правом толкования учредительных актов, он осуществляет преюдиальную юрисдикцию. По общему правилу, решения, выносимые Судом ЕС, рассматриваются в качестве прецендентов и действия применительно к нормам первичного права не нашел отражения непосредственно в учредительных договорах. По мнению ряда исследователей, прямое действие норм учредительных договоров становится общим правилом, а его отсутствие - исключение.

     3. Интегрированность норм права Сообществ в национальные системы права государств-членов.

     Под ним понимается инкорпорация норм права  Сообществ (но не европейского права  в целом) в национальные системы  права всех государств-членов, в  результате чего они становятся интегральной составной частью этих систем. Прямое действие норм права Европейских  сообществ в решающей степени  предопределяется их инкорпорацией  в национальные правовые системы  государств-членов. Именно интеграция в национальное право придает  и юридическую силу актам Сообществ  на территории государств-членов и  делает обязательным их применение национальными  судами. В Декларации о применении правовых актов Сообщества подчеркивается, «что основным условием сплочения и  единства в процессе европейского строительства  является полная и точная инкорпорация в национальное законодательство адресованных ему директив Сообществ в пределах установленных ими сроков».

     4. Юрисдикционная защита права Сообществ, осуществляемая судебными учреждениями Сообществ (Суд ЕС и СПИ) и государств-членов.

     Под ней понимается  императивная обязательность для всех национальных судебных органов  государств-членов и судебных учреждений Сообществ обеспечить применение права  Сообществ и максимально эффективную  защиту прав и интересов, возникающих  на его  основе.   Одним  из  центральных  вопросов  обеспечения  юрисдикционной защиты является установление ответственности государства за нарушение права ЕС. Ответственность  государства наступает при наличии  трех условий:

     - норма права ЕС, применимая в данном случае, должна предполагать наделение правами частных лиц.

     - соответствующее право поддается идентификации на основе права Сообществ.

     - существует причинная связь между нарушением обязательства государством и ущербом, понесенным лицом, пострадавшим в результате противоправного деяния. Право Сообществ и международное право.8

     Европейские сообщества наделены учредительными договорами статусом юридического лица, которым  они должны пользоваться во всех государствах-членах в максимально полном объеме, предоставляемом  национальным правом, и международной  правосубьектностью. Последняя означает. В частности, что Сообщества вправе вести переговоры и заключать  международные договоры и соглашения с третьими государствами как  двустороннего, так и многостороннего  характера; сотрудничать с международными организациями и даже входить  в их состав; поддерживать как таковые  являются обязательными для всех государств-членов Европейского Союза.

Информация о работе Европейская система образовательного права