Имплементация норм международного права в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Отсюда следует, что имплементацию международно-правовых норм можно рассматривать как своеобразную помощь «его нормам со стороны норм национального права», которая является юридической обязанностью государства, взявшего на себя это обязательство.2

Исходя из целей исследования, были поставлены следующие задачи:

- проведение теоретического анализа доктринальных источников по проблеме имплементации норм права;

- рассмотрение становления, развития и совершенствования механизма имплементации рамках процесса кодификации и прогрессивного развития международного гуманитарного права;

- выявление проблем, возникающих в процессе имплементации норм права прав человека в Российской Федерации;

- выработка научно-практических рекомендаций по обеспечению полной, всесторонней и своевременной реализации международных обязательств, вытекающих из международного гуманитарного права.

Содержание

Введение......................................................................................................................3

1. Понятие и особенности имплементации норм права прав человека в РФ........5

2. Конституционное закрепление имплементации норм права в законодательстве РФ...........................................................................................................13

3. Проблемы и перспективы имплементации норм права прав человека РФ......23

Заключение.................................................................................................................29

Список литературы....................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

мгп курс..doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     В Конституции Российской Федерации  глава 2 названа:

     «Права  и свободы человека и гражданина». В ней, в частности, зафиксированы  общепризнанные международно-правовые нормы: все равны перед законом  и судом; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; каждый имеет право на жизнь; каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность; каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; каждый имеет право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства; каждый имеет право на объединения, на участие в управлении делами государства; каждый имеет право на труд, на отдых, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование; каждому гарантируется судебная защита

     его прав и свобод. Указанные нормы, несмотря на свое международно-правовое закрепление, являются нормами внутреннего права государства..4

     Национальная  система нормативного обеспечения  имплементации международного права  составляет правовую основу осуществления  международно-правовых предписаний  на внутригосударственном уровне и включает в себя, во-первых, нормативные правовые акты общего характера о соотношении международного и внутригосударственного права, о порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров, об осуществлении правотворческой деятельности, компетенции государственных органов в области имплементации и, во-вторых, национальные правовые акты, принимаемые в целях обеспечения реализации международных обязательств по конкретным международным договорам (имплементационные правовые акты).

     Правовое  содержание этих средств зависит прежде всего от решения в национальном законодательстве вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права. В доктрине современного международного права теоретические основы решения проблемы соотношения международного и национального права представлены в основном двумя теориями: дуалистической и монистической. Сторонники дуалистической теории рассматривают изолированно международный и национальный правопорядок. С другой стороны, монисты выдвигают теорию, что международное и национальное право — части единого правопорядка. Вместе с тем, следует отметить, что государства едва ли в «чистом виде» отдают сегодня предпочтение какому-то из этих теоретических воззрений, хотя и несомненно другое — влияние, которое оказывают эти взгляды на формирование механизма имплементации на внутригосударственном уровне, способы и формы имплементации международного гуманитарного права, применяемые в современной практике государств, а также юридическую силу международного договора в международном и внутригосударственном плане.5

     Следует отметить, международное право не регламентирует вопрос о видах имплементационных  правовых актов. Государства самостоятельно определяют, каким образом на внутригосударственном  уровне формально обеспечить исполнение международных обязательств, вытекающих из договоров. Для этих целей используются традиционные нормативные правовые акты — законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления, распоряжения премьер-министра, а также акты министерств и других республиканских органов государственного управления.

     Имплементационные правовые акты призваны либо обеспечивать непосредственное применение самоисполнимых норм международного договора, либо выступать  в качестве регулятора на национальном уровне отношений, возникающих в связи с наличием у государства международных обязательств. Эти акты могут приниматься как до, так и после вступления в силу договора.

     Восприятие  норм международного права национальным законодательством может происходить  с использованием следующих способов: инкорпорация, трансформация, а также общая, частичная или конкретная отсылки.

     Инкорпорация  — это способ, при котором в  национальные нормативные правовые акты включаются нормы, внешне полностью  идентичные с нормами соответствующего международно-правового акта.

     Данный  способ применяется в тех случаях, когда формулировка международно-правовых норм соответствует принципам национальной правовой системы, является ясной для  правоприменителя либо международным  договором прямо предписывается создание национальных правовых норм, по форме совпадающих с соответствующими международно-правовыми нормами.

     Трансформация — способ, имеющий в своей основе правовое действие, связанное не только с воспроизведением, но и с переработкой норм конкретного международного договора в соответствии с общими принципами внутреннего законодательства, при которой с изменением формы содержание правового предписания остается неизменным.

     Трансформация применяется в случаях, когда  технически невозможно или нецелесообразно  по тем или иным причинам при формулировании нормы национального нормативного правого акта сохранить форму соответствующей нормы международного договора, а также при наличии необходимости в дополнительном национальном правовом регулировании тех или иных отношений с целью обеспечить исполнение договора на внутригосударственном уровне (в случаях, когда международно-правовая норма определяет только общее правило и возникает необходимость в его конкретизации на национальном уровне). Достоинство этого способа состоит в том, что он позволяет при сохранении смысла нормы международного договора сформулировать национальную норму в соответствии с национальными правилами нормотворческой техники, которая по своему содержанию будет понятна правоприменителю.

     Механизм  имплементации на внутригосударственном уровне включает в себя и государственные органы, уполномоченные на реализацию обязательств, вытекающих из международного права. Государства, как правило, в законодательном порядке определяют систему специальных органов имплементации и в общих чертах регламентируют обязанности по имплементации всех государственных органов, в чью компетенцию входят вопросы, регулируемые международными договорами. Обычно это органы государств, которые в пределах своей компетенции осуществляют внешние сношения, — главы государств, парламенты, правительства. Система органов имплементации нормативно определяется Конституцией государства, а также иными актами законодательства, регулирующими отношения по заключению, исполнению и денонсации международных договоров, по осуществлению правотворческой деятельности.

     Важная  роль в имплементации международного права на внутригосударственном  уровне принадлежит такому элементу национального имплементационного механизма, как правоприменительная  практика. Именно она призвана решать задачи по адаптации международного права к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, согласованному применению как самоисполнимых международно-правовых норм, так и норм национального права, обеспечивающих реализацию обязательств, вытекающих из международных договоров. Российский юрист И. И. Лукашук справедливо отмечает: «Практика применения, а точнее, неприменения нормы может привести ее в замороженное состояние, при котором она существует формально. С другой стороны, практика способна наполнить норму реальным содержанием, выходящим за формальные рамки. Норма — это возможность, которая усилиями субъектов может быть превращена в действительность».

     Правоприменительная практика представляет собой единство властной деятельности компетентных органов, направленной на вынесение индивидуально-конкретных предписаний, и выработанного в ходе такой деятельности правового опыта. Именно практика позволяет обеспечить выбор правовой нормы, подлежащей применению (произвести квалификацию), и решить те или иные ситуации путем интерпретации норм международного права и национального права на основе накопленного опыта.6 
 
 
 

     2. Конституционное закрепление имплементации  норм права в законодательстве  РФ 

     Конституция Российской Федерации 1993 года сделала  большой шаг вперёд в деле признания международного права не только в регулировании отношений между субъектами международного права, но и в регулировании правовых отношений внутри страны. Она пронизана ссылками на международное право.

     В Главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержаться:

     Статья 17 пункт 1. Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются  в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

     Статья 46 пункт 3. Право граждан Российской Федераций обращаться в международные органы для защиты их прав и свобод в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

     Статья 63. Предоставление политического убежища  в Российской Федерации иностранцам  и апатридам в соответствии с  общепризнанными нормами международного права (пункт 1). Выдача обвиняемых в совершении преступления или передача осужденных для отбытия наказания в других государствах на основе международного договора (пункт 2).

     Кроме того, в Главе 2 содержится ряд положений, отражающих нормы международных договоров по правам человека, решения по которым можно принимать лишь на основании или с учетом международного права (например, статья 56 о чрезвычайном положении и ограничении в связи с этим прав и свобод человека).

     В Главе 3. Федеративное устройство:

     Статья 67 пункт 2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической  зоне в порядке, определяемом федеральным  законом и нормами международного права.

     Статья 69. Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

     Статья 79. Право Российской Федерации участвовать  в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами (с некоторыми ограничениями).

     В Главе 4. Президент Российской Федерации:

     Статья 86. Президент осуществляет руководство  внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов.

     Статья 87. В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вверит на территории Российской Федерации  или в отдельных ее местностях военное положение (вопросы агрессии, право на самооборону, режим военного положения регламентируются международным правом).

     Статья 88. В случае введения Президентом  РФ чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях необходимо соблюдать определенные правила, установленные международным правом.

     Статья 89. При решении вопросов гражданства  необходимо учитывать нормы международного права.

     В Главе 5 Федеральное Собрание РФ:

     Прямых  ссылок на международное право нет. Однако излагаются вопросы, решение по которым можно принимать лишь с учетом или на основании международного права. Это статья 102, в которой указывается, что к ведению Совета Федерации Федерального Собрания РФ относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за ее пределами (пункт 1"г"); статья 106, в которой раскрывается перечень законов, которые подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального собрания РФ (после принятия их Государственной Думой Федерального собрания РФ): это - ратификация и денонсация международных договоров (пункт «г»), статус и защита государственной границы Российской Федерации (пункт «д»), вопросы войны и мира (пункт «е»).

     В Главе 6. Правительство Российской Федерации:

     Прямых  ссылок на международное право нет. Однако излагаются вопросы, решения  по которым можно принимать лишь с учетом или на основании международного права. Это статья 114 относительно проведения правительством единой политики в области экологии (регламентируется нормами международного права - пункт 1 «в»), осуществления мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики (пункт 1 «д»), обеспечения прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (сотрудничество между государствами в этой области регламентируется международными договорами (пункт 1 «е»).

     В Главе 7. Судебная власть:

     Прямых  ссылок на международное право нет. Однако излагаются вопросы, решения  по которым можно принимать лишь с учетом или на основании международного права. Это статья 125 о том, что Конституционный суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации (пункт 2 «г»), о проверке жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан (пункт 4 ). Поскольку Конституционный Суд РФ наделен широкими правами толкования Конституции РФ (статья 125 пункт б), то рассмотрение вопросов международного права, затрагиваемых в различных статьях Конституции РФ, входит в его компетенцию.

Информация о работе Имплементация норм международного права в Российской Федерации