Имплементация норм международного права в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Отсюда следует, что имплементацию международно-правовых норм можно рассматривать как своеобразную помощь «его нормам со стороны норм национального права», которая является юридической обязанностью государства, взявшего на себя это обязательство.2

Исходя из целей исследования, были поставлены следующие задачи:

- проведение теоретического анализа доктринальных источников по проблеме имплементации норм права;

- рассмотрение становления, развития и совершенствования механизма имплементации рамках процесса кодификации и прогрессивного развития международного гуманитарного права;

- выявление проблем, возникающих в процессе имплементации норм права прав человека в Российской Федерации;

- выработка научно-практических рекомендаций по обеспечению полной, всесторонней и своевременной реализации международных обязательств, вытекающих из международного гуманитарного права.

Содержание

Введение......................................................................................................................3

1. Понятие и особенности имплементации норм права прав человека в РФ........5

2. Конституционное закрепление имплементации норм права в законодательстве РФ...........................................................................................................13

3. Проблемы и перспективы имплементации норм права прав человека РФ......23

Заключение.................................................................................................................29

Список литературы....................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

мгп курс..doc

— 169.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, обязанность руководствоваться  нормами международного права закреплена во многих статьях Конституции РФ.

     Однако  центральным положением в этой области  является норма о соотношении  международного и внутригосударственного права, закреплённая в части 4 статьи 15 Конституции РФ. Согласно этой норме «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Впоследствии эта норма была воспроизведена в Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 года (Закон о международных договорах). Норма части 4 статьи 15 Конституции РФ ставит вопрос об иерархии общепризнанных принципов и норм международного права в системе внутригосударственного права. Вместе с тем возникает вопрос об иерархии общепризнанных принципов и норм международного права и Конституции РФ. В силу пункта 1 статьи 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применятся на всей территории России. Поэтому нормы Конституции имеют приоритет перед общепризнанными принципами и нормами международного права. Конституция Российской Федерации имеет приоритет перед международными договорами РФ. Согласно пункта 6 статьи 125 Конституции РФ не соответствующие её положениям международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Пленум Верховного Суда в постановлении «О некоторых вопросах применения Конституции РФ при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. (далее – постановление), по существу, дал толкование того, как следует понимать положения части 4 статьи 15 Конституции РФ. В пункте 5 Постановления указывается, что суд должен руководствоваться нормами международного договора, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было выражено в форме федерального закона, то есть имеются в виду в основном ратифицированные международные договоры.

     В этой связи возникают два вопроса. Первый: правомерно ли такое толкование Конституции Пленумом Верховного Суда РФ? Ведь Закон о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 г. (далее – Закон  о судоустройстве) с последующими изменениями, внесёнными законами от 29 мая 1992 г., от 3 июля 1992 г., от 28 ноября 1994 г., закрепляет за ним право давать руководящие разъяснения относительно практики российского законодательства, а не толкования Конституции Российской Федерации. Второй: какое значение может иметь постановление Пленума Верховного Суда РФ для иных правоприменительных органов, за исключением судов? По-видимому, постановление является обязательным для всех правоприменительных органов, так как, согласно ст. 56 Закона о судоустройстве, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.

     Норма части 4 статьи 15 Конституции РФ имеет  большое значение для внутренней жизни нашего государства. Так как нормы международного права стали составной частью российской правовой системы, они должны применяться на территории Российской Федерации. В Российской Федерации конституционно закреплена международно-правовая концепция об общепризнанных принципах и нормах и международных договорах как части правовой системы России, то есть как части совокупности явлений правовой действительности, которыми выступают:

     1) правовые нормы Российской Федерации, 

     2) правовая деятельность, выражающаяся  в осуществлении органами, государственной власти Российской Федерации функции создания и реализации правовых норм,

     3) правовые доктрины, концепции, теории.

     Частью  каждого из компонентов правовой системы Российкой Федерации  должны в соответствии с Конституцией Российской Федерации стать нормы международного права – общепризнанные принципы и нормы и международные договоры. Это означает, что общепризнанные принципы и нормы и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации становятся частью правовых норм Российской Федерации, правовой деятельности по реализации правовых норм, правовых доктрин.

     Конституция РФ вводит в российскую правовую систему  общепризнанные принципы и нормы  международного права. В международном  праве не существует акта, который бы содержал бы исчерпывающий перечень общепризнанных принципов. Такие принципы закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года, Хельсинском заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года. Необходимо отметить, что не существует полного единогласия относительно того, какие принципы международного права являются общепризнанными. Поэтому следует говорить о том, что Конституция РФ включила в правовую систему России только те общепризнанные принципы, которые Россия признаёт в качестве таковых. В первую очередь – закреплённые в Уставе ООН, являющимся универсальным многосторонним международным договором.

     Сказанное полностью относится к понятию  «нормы международного права». Обычная норма международного права создаётся в результате повторяющейся практики государств и становится международно-правовой нормой для тех стран, которые признают её в качестве таковой. Примером этого является Всеобщая декларация прав человека 1948 года, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, положения которой в результате их применения государствами стали обычными нормами международного права. Вместе с тем в международном праве существуют нормы, которые не признаются всеми государствами или толкуются ими неодинаково. Например, в современном международном праве существует обычная норма об иммунитете государства. Однако государства по-разному подходят к вопросу об объёме иммунитета. Ряд стран исходи из того, что в современном международном праве существует норма о необходимости выплаты иностранному инвестору быстрой и эффективной компенсации в результате национализации. Иные же государства эту норму не признают. В этом случае, как полагаем, следует говорить о том, что Конституция РФ включила в правовую систему только те обычные нормы международного права, которые наше государство признаёт в качестве таковых. Общепризнанные принципы представляют собой разновидность норм международного права. Это его универсальные нормы. Они, как и иные общепризнанные нормы, имеют наиболее общую форму выражения и признаны всеми или абсолютным большинством государств в качестве обязательных. Более узкая группа общепризнанных принципов (норм) -основные принципы международного права. Это - нормы, отражающие коренные, фундаментальные интересы государств и народов. Они представляют собой нормативную основу всей системы международного права, служат его фундаментом. Этому способствует одно из отличительных свойств основных принципов - их императивность (jus cogens - неоспоримое право). Это означает, что отклонение от императивных норм, обладающих высшей юридической силой по отношению к другим международно - правовым нормам, признается международным сообществом государств как недопустимое, поскольку нарушение такой нормы может причинить ущерб правам и интересам всех государств.7 Одним из свойств основных принципов является также их взаимообусловленность, то есть содержание каждого из них должно рассматриваться в контексте содержания других.

     Такое толкование, бесспорно, может создать  трудности для судов при применении общепризнанных принципов и норм международного права внутри правовой системы России. В некоторых государствах, например, в Германии, суд должен прибегнуть к решению Федерального Конституционного Суда в случае, если в связи с судебным делом возникнет сомнение, является ли какая-либо норма международного права частью федерального права и создаёт ли она непосредственно права и обязанности для отдельных лиц (п. 2 ст. 100 Основного закона ФРГ). Конституция РФ подобной нормы не содержит. Не закреплена она прямо в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года (далее – Закон). Согласно Закону (части 4 статьи 3) Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ. Очевидно, что вопрос о толковании может возникать в судах и в связи с применением «общепризнанных принципов и норм международного права». Конституция РФ (статья 125) устанавливает, что правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании обладают Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов Федерации. Суды же, рассматривающие конкретные дела, в Законе не упомянуты. Представляется целесообразным дополнить Закон нормой, предоставляющей суду, который рассматривает конкретный спор, право обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании, является какая-либо норма международного права частью российской правовой системы.

     Представляется, что в соответствии со статьей 15 Конституции РФ следует признать приоритет общепризнанных принципов  и норм международного права, международных договоров РФ в отношении национального закона. Конституция РФ одновременно ставит международные договоры выше закона, в том числе конституционного. Поэтому законодатель, принимающий федеральный конституционный закон, обязан соотнести его с международными нормами, составляющим часть правовой системы РФ.

     Иногда  высказывается мнение, что статья 15 Конституции РФ устанавливает  приоритет только международных  договоров, а место общепризнанных принципов и норм международного права в иерархии внутреннего  законодательства не определено. Действительно, Верховный суд РФ, давая разъяснение судам общей юрисдикции, в постановлении от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» пояснил, что суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу международным договором, решение об обязательности которого для России было принято в форме федерального закона, закреплены иные правила. Вместе с тем Верховный Суд РФ рекомендовал судам при осуществлении правосудия учитывать, что общепризнанные принципы и нормы международного права могут быть зафиксированы в международных пактах, конвенциях и иных документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах).8

     Однако  отметим, что общепризнанные принципы и нормы международного права  в итоге воплощаются именно в международных договорах, а если этого не происходит, они становятся международно-правовыми обычаями.

     Конституция РФ своими правоположениями призвана способствовать закреплению сложившихся  общественных отношений, их дальнейшему  совершенствованию. По существу, это два неразрывных конституционных свойства: с одной стороны, Конституция РФ – это вершина в развитии законодательных работ в стране, воплощение достижений правовой теории и практики предшествующего времени, а с другой стороны – основа для совершенствования права в будущем. Исходя из смысла положений Конституции РФ, взаимодействие международного и внутригосударственного права должно осуществляться при помощи строго определенных правовых форм. Конституция РФ не только воспринимает текстуально многие положения международного права, но и направляет на это всю правовую систему. Именно в таком контексте необходимо толковать формулировку части 4 статьи 15, то есть как «санкцию» Конституции РФ на заимствование в сфере правотворчества международных норм и принципов.

     Конституция Российской Федерации наделила важным полномочием Конституционный Суд  РФ – проверкой не вступившего  в силу международного договора, и  определила круг субъектов по реализации данного полномочия.

     Конституция Российской Федерации наделила полномочием обязательного рассмотрения Советом Федерации Федерального Собрания РФ федеральных законов о ратификации и денонсации международных договоров после принятия их Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Глубокое осмысление данных конституционных полномочий и новый взгляд на положение Конституции РФ об общепризнанных принципах и нормах и международных договорах РФ как части правовой системы дало возможность найти новые подходы к реализации вышеупомянутого конституционного положения.

     Четко сформулированные в Конституции Российской Федерации принципы и порядок осуществления международной деятельности Российской Федерации позволили укрепить позиции нашего государства на международной арене, расширить ее участие в международных организациях, выступить инициатором создания международных организаций нового типа на территории бывшего СССР.

     Однако  для эффективной реализации указанных  принципов Конституции РФ недостаточно было принять ФЗ «О международных  договорах Российской Федерации» в  том виде, в котором он действует в сегодняшнем дне, поскольку данный закон регулирует реализацию внешней политики Российской Федерации и еще порядок выработки и выполнения международных договоров Российской Федерации.

     Новая роль международного права, как основы для развития внутригосударственного права на современном этапе требует включения в процесс реализации внешнеполитического курса Российской Федерации органов государственной власти, наделенных Конституцией РФ полномочиями участия в процессе взаимодействия международного и внутригосударственного права, но играющих на сегодняшний день малозначительную роль.

     Это - Федеральное Собрание РФ и Конституционный  Суд РФ.

     Именно  этим органам государственной власти предначертано Конституцией РФ быть имплементационными органами в процессе взаимодействия международного и внутригосударственного права, осуществлять обеспечение всего правореализационного процесса норм международного права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Проблемы  и перспективы имплементации  норм права прав человека РФ.

     Имплементация включает меры по обеспечению строгого соблюдения всех норм международного гуманитарного права (МГП). Но обеспечивать применение этих норм следует не только тогда, когда война уже началась. Существуют меры, которые должны приниматься за пределами зон конфликта, в мирное время, точно так же как и во время войны. Эти меры призваны обеспечить:

     ·  ознакомление с нормами МГП всего населения, включая гражданских лиц и военнослужащих;

     ·  наличие соответствующих структур, административных мероприятий и персонала, необходимых для применения гуманитарного права;

     ·  предотвращение нарушений гуманитарного права и, в случае необходимости, наказание за их совершение.

     Разработка  и осуществление мер по выполнению гуманитарного права являются обязанностью каждого государства. Для принятия этих мер могут быть задействованы одно или несколько министерств, законодательные и судебные органы, вооруженные силы и другие государственные учреждения. Определенную роль могут также сыграть профессиональные объединения, учебные заведения, добровольные общества и национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Кроме того, для предотвращения нарушений норм МГП необходимо принимать меры на международном уровне. С этой целью была создана Международная комиссия по установлению фактов, услугами которой могут воспользоваться все государства. Были также учреждены трибуналы в связи с нарушениями МГП в Руанде, бывшей Югославии и в других странах. Наконец, был создан Международный уголовный суд. Однако главную ответственность за обеспечение эффективного выполнения международного гуманитарного права продолжают нести сами государства, которые должны принимать соответствующие меры в первую очередь на национальном уровне. 9

Информация о работе Имплементация норм международного права в Российской Федерации