Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 01:34, реферат
На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.
В 1990–2000-е надежды
на экономическую интеграцию России
со странами Восточной Европы оказались
окончательно похороненными. В новых
условиях некоторые возможности
для развития экономической интеграции
сохранялись только в отношениях
между бывшими республиками СССР.
Первой попыткой
создания на постсоветском экономическом
пространстве нового жизнеспособного
экономического блока был Союз независимых
государств (СНГ), объединивший 12 государств
– все экс-советские республики,
кроме стран Балтии. В 1993 в Москве все страны
СНГ подписали договор о создании Экономического
союза для формирования на рыночных основах
единого экономического пространства.
Однако когда в 1994 была предпринята попытка
перейти к практическим действиям, создав
зону свободной торговли, то половина
стран-участниц (включая Россию) посчитали
это преждевременным. Многие экономисты
полагают, что СНГ и в начале 2000-х выполняет
главным образом политические, а не экономические
функции. На неудачу этого опыта повлияло
во многом то обстоятельство, что интеграционный
блок попытались создать в разгар затяжного
экономического спада, длившегося почти
во всех странах СНГ до конца 1990-х, когда
преобладали настроения «каждый сам за
себя». Начало экономического подъема
создало более благоприятные условия
для интеграционных экспериментов.
Следующим опытом экономической
интеграции стали российско-белорусские
отношения. Близкие отношения России
и Белоруссии имеют не только экономическую,
но и политическую основу: из всех постсоветских
государств Белоруссия в наибольшей
степени симпатизирует России. В
1996 Россия и Белоруссия подписали
Договор об образовании Сообщества
суверенных республик, а в 1999 – Договор
о создании Союзного государства
России и Белоруссии, с наднациональным
органом управления. Таким образом,
не пройдя последовательно всех интеграционных
ступеней (не создав даже зоны свободной
торговли), обе страны сразу приступили
к созданию политического союза.
Такое «забегание вперед» оказалось
не слишком плодотворным – по мнению многих
экспертов, Союзное государство России
и Белоруссии существует в первые годы
21 в. скорее на бумаге, чем в реальной жизни.
Его выживание в принципе возможно, но
необходимо подвести под него прочную
основу – пройти последовательно все
«пропущенные» ступени экономической
интеграции.
Третьим и наиболее
серьезным подходом к интеграционному
объединению является Евразийское
Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС),
созданное по инициативе президента
Казахстана Н.Назарбаева. Подписанный
в 2000 президентами пяти стран (Белоруссии,
Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана)
Договор об образовании Евразийского
Экономического Сообщества оказался (по
крайней мере, на первых порах) более
удачным, чем предшествующие интеграционные
опыты. В результате понижения внутренних
таможенных барьеров удалось стимулировать
взаимную торговлю. К 2006 планируется
завершить унификацию таможенных тарифов,
перейдя тем самым от стадии зоны
свободной торговли к таможенному
союзу. Однако хотя объем взаимной торговли
стран ЕврАзЭс растет, доля их взаимной
торговли в экспортно-импортных
операциях продолжает снижаться, что
является симптомом объективного ослабления
экономических взаимосвязей.
Экс-советские государства
создали также экономические союзы без
участия России – Центральноазиатское
экономическое сообщество (Казахстан,
Узбекистан, Киргизия, Таджикистан), ГУУАМ
(Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан,
Молдова – с 1997), молдавско-румынскую зону
свободной торговли и т.д. Кроме того, есть
экономические блоки, объединяющие бывшие
республики СССР с «чужими» странами,
– например, Организация экономического
сотрудничества (центральноазиатские
страны, Азербайджан, Иран, Пакистан, Турция),
АТЭС (Россия стала его членом в 1997).
Таким образом, на постсоветском экономическом пространстве действуют как факторы притяжения (прежде всего, заинтересованность в рынках сбыта для товаров, малоконкурентных на Западе), так и факторы отталкивания (экономическое неравенство участников, различия их политических систем, стремление избавиться от «гегемонизма» крупных и сильных стран, переориентироваться на более перспективный мировой рынок). Лишь будущее покажет, будут ли доставшиеся от советской эпохи интеграционные связи продолжать отмирать или удастся найти новые опоры для экономического сотрудничества.