Коллизионные вопросы права собственности

Автор: I*******@bk.ru, 27 Ноября 2011 в 13:33, контрольная работа

Описание работы

Современная основная особенность развития коллизионных привязок заключается в стремлении к отказу от «жестких» коллизионных норм, основанных на одном критерии выбора права. Для выбора права по одному вопросу используется не какая-то одна, а целая система взаимосвязанных коллизионных норм («цепочки» коллизионных норм) – например ст. 1199 ГК. Главный способ выбора права – это применение гибких правил, позволяющих учитывать все конкретные обстоятельства дела.

Работа содержит 1 файл

Реферат МЧП (Автосохраненный).docx

— 35.78 Кб (Скачать)

    Введение

    Современная основная особенность развития коллизионных привязок заключается в стремлении к отказу от «жестких» коллизионных норм, основанных на одном критерии выбора права. Для выбора права по одному вопросу используется не какая-то одна, а целая система взаимосвязанных  коллизионных норм («цепочки» коллизионных норм) – например ст. 1199 ГК. Главный способ выбора права – это применение гибких правил, позволяющих учитывать все конкретные обстоятельства дела. Правоотношение разбивается на статуты, и каждый статут имеет самостоятельное коллизионное регулирование. В одном фактическом правоотношении имеется целая система различных статутов: личный, вещно-правовой, обязательственный, формальный, деликтный, валютный, наследственный, брачный и др. При делении правоотношения на статуты к каждому отдельному статуту применяется самостоятельное право – право того государства, с которым данная часть правоотношения наиболее тесно связана. Такой способ правового регулирования предполагает использование в первую очередь критерия наиболее тесной связи и принципа существа отношения.

    Далеко  не во всех случаях правоотношение с иностранным элементом подчиняется  одному правопорядку. Очень часто  основной вопрос (существо отношения  – права и обязанности сторон) привязаны к праву одного государства, а специальные вопросы этого  же отношения (дееспособность, форма  сделки) – к праву другого (других) государства.

    Взаимность  – один из специальных принципов  международного частного права. В коллизионном праве существует особое понятие коллизионной взаимности, которая существенно отличается от материальной и формальной. Коллизионная взаимность представляет собой взаимное применение права, т. е. суд одного государства применяет право другого государства только при условии, что иностранный суд ведет себя точно так же. По общему правилу, при рассмотрении частноправовых споров с иностранным элементом коллизионная взаимность не должна учитываться. Иностранное право подлежит применению в национальных судах независимо от того, применяется ли право данного государства за границей, поскольку такое применение предписано постановлениями национального коллизионного права, а не коллизионной взаимностью. Исключение из этого правила – взаимное применение права – непосредственно обусловлено в законе. В законодательстве большинства государств закреплена презумпция существования коллизионной взаимности (ее наличие предполагается, а вот отсутствие необходимо доказать). Именно такое положение установлено в ст. 1189 ГК РФ.1

    Итак, темой данной работы является следующая  тема – «Коллизионные вопросы  права собственности». Актуальность данной темы заключается в проблеме выбора законодательной базы в вопросах регулирования отношений, возникающих  между гражданами или организациями, с наличием иностранного элемента.

    В данной работе будут рассмотрены  вопросы права собственности  в международном частном праве, коллизионные вопросы права собственности  в международном частном праве, в частности в Российской Федерации, а так же правовое регулирование вопросов национализации в международном частном праве.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Роль  и основные направления  регулирования вопросов права собственности в международном частном праве

    Право собственности - центральный институт любой национальной правовой системы, который во многом определяет характер и содержание других институтов и отраслей права того или иного государства.

    Собственность - это право конкретных субъектов - отдельных лиц или коллективов - использовать определенные имущественные объекты своей властью и в своем интересе на основе и в пределах установленного в государстве правопорядка. Содержание этого права раскрывается через совокупность исключительных субъективных правомочий собственника, каждое из которых обладает определенной спецификой и известной самостоятельностью. Эти исключительные правомочия: сводятся, как правило, к трем: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом.

    Совокупность  юридических норм, направленных на регулирование отношений собственности  методами и средствами гражданско-правового  характера, образует институт права  собственности. Он является центральным  институтом международного частного права, а его главное содержание и особенности состоят в том, что нормами института права собственности определяется правовое положение имущественных ценностей в хозяйственном обороте путем установления меры дозволенного поведения управомоченного лица.

    В настоящее время право собственности  осуществляется в рамках двух основных блоков отношений, существующих между  государствами и (или) частными субъектами различной национальной принадлежности.

    Первый  из них затрагивает коллизионные проблемы, возникающие в процессе регламентации и осуществления  права собственности. Сегодня они  имеют особое значение еще и потому, что широкая унификация материально- правовых норм различных государств в рамках международного частного права в этой области чрезвычайно затруднена.

    Второе  направление регулирования вопросов права собственности в международном частном праве касается разрешения проблем экстерриториального действия законов о национализации, принятых в различных странах, а также определения рамок и границ участия иностранного капитала в разработке ресурсов и развитии экономики других государств (определение статуса, прав и обязанностей иностранных инвесторов в странах — реципиентах капитала).2

  1. Коллизионные  вопросы права  собственности

    Право собственности является центральным  институтом национального гражданского права. В международных гражданских  отношениях вопросы собственности  не играют такой роли. В праве  собственности практически невозможна международная унификация гражданских  материально-правовых норм. Основную роль в регулировании права собственности  и других вещных прав с иностранным  элементом играет коллизионное право.

    Исходным  началом для разрешения большинства  коллизионных вопросов права собственности в международном частном праве является использование привязки lex rei sitae (закон местонахождения вещи). Именно в соответствии с ней определяется, в частности, круг и содержание вещных прав, условия их возникновения, прекращения, изменения и перехода, субъектный состав собственников и т. п.3

    Практически во всех странах мира коллизионная формула lex rei sitae признается основополагающей в отношении прав и обязанностей на недвижимое имущество (земельные  участки, строения). Применительно же к движимому имуществу (ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи и  т. д.) это правило не является таким  безусловным.

    Распространение привязки lex rei sitae на общественные отношения, возникающие в сфере вещных прав, как на недвижимое, так и на движимое имущество, характерно, например, для таких государств, как Португалия, Греция, Австрия, Италия, Япония, ФРГ, Венесуэла, Бельгия, стран Восточной Европы. Вместе с тем и в этих странах практикуется использование ряда специальных коллизионных положений применительно к движимому имуществу.

    Право собственности является центральным  институтом национального гражданского права. В международных гражданских  отношениях вопросы собственности  не играют такой роли. В праве  собственности практически невозможна международная унификация гражданских  материально-правовых норм. Основную роль в регулировании права собственности  и других вещных прав с иностранным  элементом играет коллизионное право.4 В законодательстве большинства государств установлено деление вещей на движимые и недвижимые. По отношению к недвижимости господствует принцип, что право собственности на такое имущество подчиняется закону места нахождения вещи. Этот закон определяет и содержание права собственности на недвижимость, и форму, и порядок, и условия перехода вещных прав. Закон места нахождения вещи регулирует и форму сделок о вещных правах на недвижимость. Более сложным является решение вопроса коллизионного регулирования движимого имущества (права требования, ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи и т. п.). Исходным коллизионным принципом определения вещных прав на любое имущество признается закон места нахождения вещи. Это общепризнанное коллизионное начало установления вещно-правового статута правоотношения.

    Вещно-правовой статут решает вопросы классификации  вещей, их деления на движимые и недвижимые, способность выступать в качестве объекта права собственности  и других вещных прав, содержание права  собственности и других вещных прав, порядок и способы возникновения, перехода и прекращения вещных прав, момент перехода права собственности. В принципе практически везде  признан замкнутый круг вещных прав, т. е. невозможность определения вещного статута по автономии воли сторон. Если право собственности, возникло по закону места нахождения вещи, то оно сохраняется и признается при перемещении вещи через границу, т. е. сохраняется за приобретателем и не зависит от перевозки вещи в другое государство. Во всех правовых системах признается экстерриториальный характер вещных прав.

    Закон места нахождения вещи обычно определяет и объем права собственности. Из этого следует, что при перемещении  вещей из одного государства в  другое изменяется и содержание прав собственника, и не имеет значения, какое право применялось при  возникновении вещных прав и каков  личный закон самого собственника. Таким образом, право собственности  на вещь, приобретенную за границей, признается, но его содержание определяется не законом места приобретения вещи и не личным законом приобретателя, а законом места нахождения вещи, т. е. местным правом.

    Особой  сложностью отличаются вопросы, касающиеся момента перехода риска случайной  гибели или порчи вещи с отчуждателя  на приобретателя, когда переход  права собственности осуществляется по договору. Переход права собственности  и переход риска – это различные  гражданско-правовые категории. В первом случае налицо проблемы вещно-правового  статута, во втором – обязательственного. Вопрос о моменте перехода риска  имеет самостоятельное коллизионное регулирование. Гаагская конвенция  о праве, применимом к переходу права  собственности в случаях международной  продажи движимых материальных вещей, 1958 г. устанавливает принципиально различное и самостоятельное коллизионное регулирование для момента перехода права собственности и момента перехода риска.5 В международной торговле при применении ИНКОТЕРМС момент перехода права собственности и момент перехода риска рассматриваются как самостоятельные категории и определяются без использования коллизионных принципов посредством унифицированного материально-правового регулирования. В ИНКОТЕРМС момент перехода права собственности не учитывается вообще - значение имеет только установление момента перехода риска.6

    Особой  сложностью отличаются случаи, когда  предметом сделки является «груз  в пути» – движимые материальные вещи, находящиеся в процессе международной перевозки. При совершении сделок по поводу таких вещей практически невозможно определить, на территории какой страны находится вещь в данный момент. По общему правилу, применяются специальные коллизионные привязки – право места нахождения товарораспорядительных документов, право места отправления или назначения груза, личный закон собственника, закон продавца. Наилучший способ регулирования – применение автономии воли сторон.

    В современном праве довольно много  ограничений применения закона места  нахождения вещи, замены его другими  формулами прикрепления. В принципе наблюдается тенденция к сужению  вещно-правового статута правоотношения за счет расширения обязательственного или личного. Гаагская конвенция  о праве, применимом к переходу права  собственности в международной  торговле товарами, содержит положение, что право, применимое к контракту (т. е. обязательственный статут), в отношениях между сторонами определяет момент, до наступления которого:

    1) продавец имеет право на доходы или плоды от проданной вещи;

    2) продавец несет риск, связанный с проданной вещью;

Информация о работе Коллизионные вопросы права собственности